Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

0 комментариев
Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

11 комментариев
Андрей Медведев Андрей Медведев Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

9 комментариев
18 июля 2024, 20:05 • Политика

Из Европы хотят сделать военную крепость

Эксперты оценили перспективы превращения ЕС в оборонный союз

Из Европы хотят сделать военную крепость
@ Kay Nietfeld/dpa/Global Look Press

Tекст: Евгений Поздняков

Европа продолжает идти по пути милитаризации. Глава ЕК Урсула фон дер Ляйен предложила трансформировать ЕС в оборонный союз, а также создать общие системы ПВО и кибербезопасности. Но удастся ли Брюсселю реализовать столь амбициозные планы и с какими проблемами столкнется фон дер Ляйен при формировании оборонного союза?

Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен намерена превратить ЕС в оборонный союз. Об этом она заявила в своей политической программе в ходе переизбрания на второй срок. В частности, глава ЕК намерена значительно увеличить расходы на безопасность и обозначить новые подходы к наращиванию военного потенциала государств – членов ЕС.

«В последние несколько лет обнаружилась хроническая нехватка инвестиций и неэффективное расходование средств на наши оборонные возможности», – подчеркивает она. Согласно приведенным ею данным, с 2019 по 2021 год ЕС увеличил траты на оборону лишь на 20%, в то время как у России и Китая данный показатель вырос на 300% и 600% соответственно.

Глава ЕК отметила, что расходы государств ЕС не согласованы между собой и не соответствуют принятым стандартам. По ее словам, страны сохранят самостоятельность в вопросах учений и дислокации их войск, однако совместные усилия необходимы для укрепления коллективного оборонно-промышленного потенциала.

Фон дер Ляйен также подтвердила планы о назначении еврокомиссара по обороне. В его обязанности будут входить курирование инициатив, связанных с совершенствованием системы безопасности объединения: единую систему противовоздушной обороны, а также собственный проект по кибербезопасности.

В России предложение главы ЕК восприняли негативно. В частности, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что подобные проекты указывают на приверженность Евросоюза конфронтационным мерам в своей внешней политике. Кроме того, во время пресс-конференции по итогам заседания СБ ООН глава МИД Сергей Лавров назвал ЕС придатком НАТО.

По мнению экспертов, инициатива фон дер Ляйен с политической точки зрения выглядит как попытка подстраховать НАТО в случае, если к власти в США придет Дональд Трамп, который намерен «заставить Европу платить за свою безопасность». Однако с военной и экономической точек зрения ее планы выглядит едва ли реализуемыми.

«Урсула фон дер Ляйен хочет превратить Европу в военную крепость. Резкие изменения риторики заметны и среди других представителей руководства ЕС. Если раньше местные лидеры хвалились экономическими успехами или развитой правовой базой, то сегодня они призывают возродить былую силовую мощь», – сказал германский политолог Александр Рар.

«Конечно, менталитет европейцев не может не меняться, однако все это вызывает простой, но закономерный вопрос: откуда на модернизацию и наращивание военного потенциала будут браться деньги? Понятно, что предложение фон дер Ляйен вынудит страны ЕС значительно нарастить расходы на безопасность», – уточняет он.

«Однако в Евросоюзе нет признаков к началу экономического роста. Кроме того, обостряются и другие проблемы: увеличивается социальное недовольство, а к власти в некоторых государствах постепенно приходят правые силы. Заниматься развитием ВПК в подобных условиях будет достаточно непросто», – акцентирует собеседник.

«При этом страны ЕС, которые не состоят в НАТО, также будут постепенно привлекаться к участию в гонке вооружений. В случае стратегической необходимости, в НАТО готовы в экстренном порядке развернуть базы на территории небольших государств, не состоящих в альянсе. Однако многие государства не потянут жизнь в новой реальности», – подчеркивает эксперт.

«Конечно, внутри Европы имеются серьезные разногласия по поводу необходимости обострения отношений с Россией. Но в настоящий момент в ЕС практически полностью отсутствует движение за мир, которое активно сопротивлялось милитаризации Старого Света еще 40 лет назад. Разумеется, протесты против увеличения расходов на военную сферу будут, но их влияние окажется несущественным», – детализирует Рар.

У европейцев всегда возникали проблемы с финансированием своих военных инициатив,

добавляет военный эксперт Вадим Козюлин, заведующий центром ИАМП Дипломатической академии МИД. «Начнем с того, что долгое время страны ЕС не могли обеспечить взносы в оборонный бюджет НАТО в размере 2% от ВВП», – отмечает он. «Некоторые успехи на данном направлении стали появляться лишь в этом году. Сама идея оборонного союза для Европы не нова. Своими корнями она уходит еще в прошлое столетие, а за ее реализацию еще недавно высказывался Эммануэль Макрон. Тем не менее достичь значительных успехов на данном поприще никому не удавалось», – акцентирует эксперт.

«Инициатива имеет огромное количество проблем. Наиболее показательным, пожалуй, можно считать вопрос о создании единой системы ПВО. Во-первых, чьи вооружения станут основой для будущей общеевропейской обороны? Каждое государство начнет тянуть одеяло на себя, желая получить большое число контрактов для местного ВПК», – уточняет собеседник.

«Кроме того, столь масштабный межгосударственный проект потребует колоссальной координации между военными ведомствами разных стран. Для успеха ЕС потребуется преодолеть извечную проблему – бюрократизм. Единая система ПВО будет работать исключительно при максимально слаженных действиях всех членов организации», – подчеркивает Козюлин.

При этом внеблоковые страны в составе ЕС вроде Австрии, Кипра, Мальты и Ирландии не станут препятствием на пути создания оборонного союза,

считает Вадим Трухачев, доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ. «В качестве примера возьмем Австрию. Эта страна теснейшим образом сотрудничает с НАТО уже не первое десятилетие», – говорит он.

«При этом республика является достаточно мощным производителем вооружений, которые создаются в соответствии со всеми нормами альянса. Более того, Вена находилась у истоков формирования оборонной программы ЕС, логическим развитием которой и занимается Урсула фон дер Ляйен», – замечает собеседник.

«Вступить при необходимости в НАТО или усилить военную интеграцию с другими государствами ЕС в будущем для Австрии не составит большого труда. Большая часть материальной базы для этого имеется. Необходимо лишь жесткое политическое решение об изменении конституции. То же самое можно сказать и про меньшие внеблоковые страны Евросоюза. Теоретически включить их в архитектуру НАТО большого труда не составит», – добавляет эксперт.

..............