Сергей Миркин Сергей Миркин Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

5 комментариев
Андрей Медведев Андрей Медведев Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

2 комментария
Игорь Караулов Игорь Караулов Новая война делает предыдущие войны недовоёванными

Нацизм был разгромлен, но не был вырван с корнем и уже в наше время расцвел в Прибалтике, возобладал на Украине. США, Великобритания и Франция, поддержав украинский нацизм, отреклись от союзничества времен Второй мировой войны, а денацификация Германии оказалась фикцией.

13 комментариев
15 декабря 2018, 11:00 • Политика

США не хотят отдавать Африку Китаю и России

США не хотят отдавать Африку Китаю и России
@ ntv.ru

Tекст: Петр Акопов

Джон Болтон явно в ударе и готовится к очередной поездке в Москву – в четверг он сделал сразу два важных заявления, направленных против России. Никакого противоречия тут нет – советник президента по национальной безопасности подобно своему шефу любит повышать ставки и давить на противника. Вот только сетования по поводу российской экспансии в Африке лишь подтверждают общую тенденцию ослабления влияния США, то есть выставляют сам Вашингтон как обороняющегося.

Выступление Болтона на заседании вашингтонского исследовательского центра Heritage Foundation было посвящено представлению новой стратегии американской администрации в отношении Африки. Но половину своей небольшой речи советник говорил про Китай и Россию.

Но даже на это не обратили поначалу особого внимания, потому что во время посещения центра Болтон ответил на вопросы журналистов, и одно из его высказываний тут же затмило саму речь. Во время разговора о том, когда может состояться встреча Путина и Трампа, Болтон сказал, что не представляет себе в обозримом будущем обстоятельств, «при которых такая встреча могла бы состояться, пока корабли и экипажи не будут освобождены» – имея в виду задержанных в Керченском проливе украинцев. Учитывая, что подобного освобождения точно не будет до суда над моряками, под вопрос ставится уже и возможность встречи в июне в Японии на саммите «двадцатки» – ближайшем месте, где пересекутся два лидера.

Впрочем, как бы долго не откладывался разговор Путина и Трампа, сам Болтон без русских встреч не останется – именно он стал главным и единственным высокопоставленным представителем вашингтонской администрации по контактам с нашей страной. За последние четыре месяца он провел уже две встречи с человеком «номер два» в российской внешней политике, секретарем Совбеза Николаем Патрушевым – и этот формат, по договоренности самих президентов, уже стал регулярным. Так что в ближайшие месяцы Болтону все равно придется снова ехать в Москву, ну или в одну из европейских столиц, ведь Патрушева американцы сами внесли в свои санкционные списки.

У двух политиков будет много тем для обсуждения, но вряд ли среди них окажется та, которой Болтон посвятил свое выступление в четверг. Африка, конечно, беспокоит и США, и Россию, но сейчас есть гораздо более горячие вопросы для переговоров. Однако сам факт того, что, представляя концепцию политики Трампа по Африке, Болтон говорил только о Китае и России, очень показателен.

Очень коротко обозначив три главных интереса США в Африке – развитие торговли, сдерживание угрозы радикального исламского терроризма и вооруженных конфликтов и гарантирование эффективного использования американских средств, направляемых в виде помощи – Болтон тут же перешел в атаку:

«Наши конкуренты среди крупных держав, а именно Китай и Россия, стремительно расширяют свое финансовое и политическое влияние по всей Африке.

Китай прибегает к взяткам, в собственных интересах использует соглашения ОПЕК и долговые обязательства с тем, чтобы заставить африканские государства подчиняться желаниям и требованиям Пекина. В Африке мы уже наблюдаем тревожные последствия стремлений Китая усилить свою политическую, экономическую и военную мощь.

В 2017 году Китай разместил военную базу в Джибути – всего в нескольких милях от нашей базы «Кэмп-Лемонье». В мае официальные лица США обвинили Китай в том, что с этой базы на американских летчиков направлялись лазеры военного назначения с целью отвлечь их внимание – таких случаев было десять. Из-за воздействия лазерных лучей двое наших американских пилотов получили повреждения глаз.

Россия со своей стороны также стремится усилить влияние в регионе за счет экономических отношений, основанных на коррупции.

Она, как и прежде, продает оружие и энергоносители в обмен на голоса в Организации Объединенных Наций – голоса, которые позволяют тиранам оставаться у власти, подрывают мир и безопасность и противоречат интересам африканского народа. Россия также продолжает в своих собственных интересах заниматься добычей природных ресурсов в регионе.

Хищнические практики, к которым прибегают Китай и Россия, задерживают экономический рост африканских стран, угрожают их финансовой независимости, ограничивают возможности для американских инвестиций, организуют вмешательство в военные операции США и представляют серьезную угрозу интересам национальной безопасности Соединенных Штатов».

В этой речи прекрасно все: и Китай, угрожающий американской военной базе, и Россия, «в собственных интересах» занимающаяся добычей природных ресурсов. США, единственная страна в мире, имеющая в составе своих войск отдельное Африканское командование (даже Франция, до сих пор пытающаяся управлять процессами в доброй дюжине африканских стран, не так откровенна), проведшая там множество военных операций разной степени тяжести, жалуется на маленькую китайскую базу. Страна, организовавшая на континенте массу переворотов, страна, чьи частные корпорации и правительственные агентства, спецслужбы и политики постоянно вмешиваются во внутренние дела практически всех африканских стран, не стесняясь ни шантажа, ни санкций, ни убийств – обвиняет Россию в том, что она «позволяет тиранам остаться у власти» и подрывает безопасность африканских стран! И самое страшное, русские и китайцы мешают военным операциям США (понятно, что исключительно «миротворческим» – других у американцев не было даже в Корее). Это даже не верх цинизма – это театр абсурда.

Да, Китай осуществляет масштабнейшую экономическую экспансию в Африку – вступая там в жесточайшее противоборство с европейцами и американцами. Ну так и называйте вещи своими именами – нас теснят, отбирают у нас контракты и зоны влияния – но не прибегайте к дешевым трюкам про «злых китайцев, подчиняющих себе африканские народы». Из уст американцев это звучит почти так же цинично, как и от европейцев.

Которые сначала захватили и хищнически грабили Африку, а потом, предоставив независимость ее народам, пожелали сохранить за собой контроль над богатствами и элитами этих стран. С конца 50-х годов США начали наступление на Африку, спекулируя как раз на том, что они, в отличие от англичан, французов и прочих европейцев, никогда не обижали черных, напротив, даже организовали для них в 19 веке первое независимое государство в Африке южнее Сахары (не считая Эфиопии) – Либерию, куда вернули часть своих бывших рабов. Да и вообще, мы же сами раньше были европейской колонией, так что мы вас понимаем, говорили африканцам в Вашингтоне.  

Американские корпорации проникали в Африку, в Штатах готовили кадры для африканских стран в условиях страшной конкуренции с европейцами, не желавшими сдавать свои позиции. Постепенно западная глобализация чуть сгладила противоречия между белыми: транснациональные корпорации объединяли европейские и американские деньги, хотя конкуренция все равно оставалась и остается. Есть и некоторое разделение зон ответственности – Франция, например, в большей степени контролирует Западную Африку, а американцы уделяют внимание Югу и Востоку. Но большая часть черного континента (понимаемого как Африка южнее Сахары, а это порядка 40 стран) находится в зоне борьбы за влияние.

Но уже в 60-е годы в Африке началась и другая конкуренция – Вашингтон столкнулся там с Москвой и Пекином. СССР пришел в Африку чуть позже американцев, но стремительно наращивал свое влияние. Вначале СССР ограничивался в основном экономическим сотрудничеством, торговлей оружием и подготовкой кадров. Хотя во многих странах правили разные версии африканских социалистов, стран жестко антизападной ориентации было немного. Русские строили в Танзании, учили в Сомали, работали в Гвинее, но на фоне связей и контрактов с западными странами советское присутствие было значительно меньше. Для африканских стран был важен сам факт отношений с Москвой – он увеличивал их независимость от европейцев и американцев.

Но уже к середине 70-х американцы стали в открытую говорить о том, что русские вытесняют их из Африки – настолько сильным было противостояние. Вообще, на 70-е – 80-е годы пришелся пик советско-американской борьбы за Африку – это была своеобразная «большая игра». Американцы теряли не свое, а европейское, но в их понимании это было практически как свое, ведь «европейское наследие» должно было достаться им. А тут Мозамбик и Ангола уходят от португальцев к русским, в Эфиопии приходят к власти марксисты. Американцы, правда, смогли частично отыграться за счет Сомали: воспользовались сомалийско-эфиопской войной и в 1977 году увели от Москвы одну из самых близких стран.

Потом были прокси-войны США и СССР в Анголе и Мозамбике, где американцам просто хотелось затруднить жизнь русским. А потом было падение СССР,  и черный континент надолго потерял русских из виду. Но тогда же туда вернулись китайцы – причем всерьез и, кажется, навсегда.

Китай помогал африканцам в 60-е – 70-е годы – строил, готовил кадры и партизан, вдохновлял на борьбу с империализмом. Но в 80-е он начал «великий поход» – сначала скромный, а уже с 90-х и особенно 2000-х просто гигантский. Китайцы строят и добывают, продают и покупают, даже переселяются – уже миллион человек занимаются там всем подряд, от нефтедобычи до розничной торговли. Китай жертвует деньги и покупает, продает свои товары и вывозит сырье – именно оно является его главным интересом. Жестко ли ведет себя Поднебесная в Африке? Ну уж помягче «западных гуманистов» – убийств, переворотов и интервенций за китайцами замечено не было. Ну а сказки о хищнической эксплуатации китайцами африканских недр и финансовой кабале для местных властей очень смешно слышать от американцев и европейцев.

Россия вернулась в Африку уже в этом веке и постепенно восстановила часть своих позиций. Конечно, наше влияние сейчас нельзя сравнить с китайским и даже американским – но у нас хорошая динамика. Русских помнят и знают – добрые чувства помогают взаимовыгодным проектам, русское оружие ценят, а независимой политике Путина завидуют.

Понятно, что в 21 веке Африка будет расти как на дрожжах – и демографически, и экономически. Китай будет не только подпитываться местным сырьем, но получать от своих африканских инвестиций в инфраструктуру большую прибыль. Россия будет расширять свое присутствие – не только за счет торговли оружием и проектов по добыче сырья, но и за счет сложных проектов, в том числе и строительства АЭС.

Американцы не хотят терять свои позиции – но ни африканское командование, ни африканское происхождение их предыдущего президента не могут остановить естественный ход вещей. А он приведет к тому, что они будут выдавлены из черной Африки совместными усилиями самих африканцев при поддержке китайцев и русских. Да, кстати, там еще и индусы с арабами помогут.

Джон Болтон просто живет старыми схемами, думая, что Америка еще может кого-то заклеймить, кого-то запугать. Времена изменились, и даже в Африке американцев уже не боятся.

..............