Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

3 комментария
Марк Лешкевич Марк Лешкевич Вторая мировая война продолжается

Диверсии, саботаж, радикализм – стандартные методы Запада в борьбе против нашей страны, которую в ходе холодной войны он использовал на полную катушку и продолжает использовать сейчас.

3 комментария
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Война как способ решить финансовые проблемы

Когда в Штатах случается так называемая нехватка ликвидности, по странному стечению обстоятельств где-то в другой части мира нередко разгорается война или цветная революция. Так и хочется прибегнуть к известному мему «Совпадение? Не думаю!».

6 комментариев
24 мая 2017, 21:45 • Политика

Новые поправки повысят доверие к выборам

Новые поправки повысят доверие к выборам
@ Кирилл Каллиников/РИА Новости

Tекст: Петр Яковлев

До ближайших выборов еще почти четыре месяца, но принятые в среду Госдумой поправки в избирательное законодательство касаются, естественно, не только единого выборного дня 2017 года, но и всех выборов как таковых. Реформа существенная – отменяются открепительные удостоверения и упрощается работа наблюдателей.

В среду Госдума в третьем чтении приняла пакет законов, внесенных два с половиной месяца назад сенаторами Клишасом и Широковым. Впрочем, эти поправки были поддержаны ЦИКом – так что их можно отчасти назвать и памфиловскими, по фамилии главы Центризбиркома.

Поправки направлены на то, чтобы граждане больше доверяли самому механизму выборов

Это далеко не первое исправление выборного законодательства за четверть века многопартийности в РФ, но нынешние поправки важны тем, что принимаются без малейшего сиюминутного «политического интереса». То есть в них при всем желании нельзя найти даже намека на «выгоду власти», каковой у нас очень любят объяснять все изменения в законодательстве. Убрали выборы по округам – укрепляют правящую партию, вернули выборы по округам – укрепляют правящую партию. И так все время: что бы ни правилось в избирательном законодательстве, везде ищут подвох.

При этом в реальности центральная власть, как правило, лишь искала способы укрепить те или иные части выборной системы. То пытаясь стимулировать усиление партий через их укрупнение и централизацию, то, напротив, делая ставку на поддержку местных сил и инициативы.

Но в этот раз найти интерес Кремля невозможно даже самым клиническим борцам с режимом. То есть он есть – и звучит ровно так, как и все последние годы: усилить доверие избирателей к выборам через обеспечение большей конкуренции, открытости и честности самого выборного процесса. Для этого используются разные способы – и прямые призывы и установки Кремля региональным властям, и давление ЦИКа на региональные избирательные комиссии и даже региональные власти, и поправки в законодательство. Очередная и важная их порция и была принята в среду.

Во-первых, ликвидируются открепительные удостоверения. То есть разрешения проголосовать на другом избирательном участке, которые можно было взять по своему месту прописки. Именно эти «открепительные» были едва ли не самым частым упреком при перечислении нарушений на выборах. Во всех разговорах о реальных или вымышленных нарушениях – о «каруселях», о вброшенных бюллетенях, о досрочном голосовании – то есть о фальсификации самого хода голосования, непременно фигурировали открепительные удостоверения. Теперь их не будет.

То есть избиратель просто подает заявление в избирательную комиссию по месту своего фактического проживания – и голосует там, где живет фактически. Заявление может быть как письменное, так и в электронном виде, через сайт Госуслуг. Главное – подать его не позднее чем за сутки до голосования. Это уже назвали «презумпцией доверия избирателям».

Пока что открепительные ликвидированы только на федеральных выборах – как раньше было сделано с досрочным голосованием. У регионов осталось право использовать и открепительные, и досрочное – но так как до выборов 10 сентября (на которое в этом году приходится единый день голосования) никто из регионов принять соответствующие поправки уже не успеет, то в этом году и региональные выборы пройдут без открепительных.

По некоторым оценкам, нововведения с голосованием по месту жительства коснутся 5 миллионов человек – тех, кто живет не там, где прописан. Не секрет, что абсолютное большинство из них просто не голосовало. Поправки в законодательство, существенно облегчающие для них возможность участвовать в выборах, конечно, не означают, что уже этой осенью у нас появится пять миллионов новых избирателей – но, несомненно, что какая-то ощутимая их часть теперь воспользуется своим правом. Особенно заметно это может быть в Москве и больших городах. В целом же максимальный эффект от принятых поправок некоторые эксперты оценивают в огромную цифру – речь идет даже о том, что благодаря им явка на президентские выборы может вырасти на 20 миллионов человек.

Во-вторых, облегчается работа наблюдателей на избирательных участках. Теперь партии не обязаны сильно заранее направлять в избиркомы списки наблюдателей, нет и привязки наблюдателей только к конкретному участку. Наблюдатели теперь вправе вести наблюдение как непрерывно, так и в любые промежутки времени. Облегчается и их доступ в помещения, где проводятся голосование и подсчет голосов. То же самое касается и журналистов, работающих на выборах.

В-третьих, вводится еще целый набор мер, обеспечивающих контроль за прозрачностью выборов – в частности, обязательная видеотрансляция с участков в день голосования на выборах президента. Предусмотрена и возможность разукрупнения избирательных участков с целью сокращения численности избирателей. Усилены и карающие меры – например, резко увеличен штраф за повторное голосование, до 30 тысяч рублей.

Как еще до принятия закона в третьем чтении сказала Элла Памфилова, новые механизмы голосования больше выгодны оппозиции, чем партии власти. И с этим утверждением главы Центризбиркома сложно спорить. Впрочем, выгода для власти тоже есть, и немалая. И она не в том, чтобы повысить явку на президентских выборах – как это уже год обсуждает «экспертное сообщество» – а в том, чтобы повысить доверие к избирательному процессу как таковому, к выборам всех уровней власти.

То есть главное – сделать так, чтобы граждане не сомневались в честности и прозрачности выборов, доверяли самому механизму выборов. Нет никаких «программ» или «сценариев» переизбрания Владимира Путина – потому что нет проблем ни с рейтингом, ни с доверием к главе государства. Гораздо важнее и актуальнее поднимать доверие к различным институтам и органам власти. Одним из которых, причем важнейшим, является Центризбирком.

Да и доверие ко всем остальным избираемым органам власти, что на федеральном, что на региональном уровне, во многом зависит от отношения к процедуре их избрания.

..............