28 июня, среда  |  Последнее обновление — 17:02  |  vz.ru

Главная тема


Новый вирус обозначил следующий уровень киберугрозы

политическая риторика


Британский министр обороны нашел новую метафору для конфликта Запада и России

«никаких доказательств»


Экс-агент ЦРУ рассказал о позиции разведсообщества США по поводу «российского вмешательства»

«Мы напишем в «Спортлото»


Украинские власти решили привлечь НАСА к расследованию строительства Крымского моста

«глубоко укоренилась»


Порошенко нашел причины коррупции на Украине в советском менталитете

«в целях самозащиты»


Пилоты ВВС США за последний месяц трижды запрашивали разрешение сбивать сирийские самолеты

скрытая камера


Продюсер CNN признал «полной чушью» «истории про Россию»

война против игил


Опубликовано видео снайперской дуэли с участием женщины в Ракке

«не останется и костей»


Тимошенко обозначила «единственную надежду на спасение Украины»

Флешмоб #Лешаправ


Сергей Худиев: Я не хочу, чтобы этих подростков, как в демократических странах, сажали за решетку

«Россия – красная»


Андрей Рудалёв: Первое место Сталина. О чем свидетельствует такой результат соцопроса?

«вокруг идеи импичмента»


Вадим Самодуров: Лидер новой украинской оппозиции уже очевиден

на ваш взгляд


Должны ли российские спецслужбы контролировать переписку граждан в интернете, как делают их иностранные коллеги (например, АНБ США)?

Российский кран в Литве восприняли как угрозу НАТО

Литовские политики задним числом испугались, что российская разведка засекла темп разгрузки американской бронетехники   19 декабря 2016, 21:35
Фото: кадр из видео
Текст: Никита Голобоков,
Андрей Резчиков

Версия для печати  •
В закладки  •
Постоянная ссылка  •
  •
Сообщить об ошибке  •

Страх Вильнюса перед «российской угрозой» принял новую форму. Теперь Литву напугал козловой кран, прибывший из Калининграда на станцию Шяштокай в тот момент, когда там выгружалась натовская бронетехника. Ряд литовских политиков заявляют, что установленные на кране камеры могли работать на российскую разведку. Нашлись и другие поводы для параноидальных подозрений.

Государственная компания «Литовские железные дороги» (ЛЖД) игнорировала внешнюю политику Литвы, заключая миллионные сделки с калининградским акционерным обществом «Балткран», написал в понедельник портал DELFI.

«Когда будут выгружать оборудование союзников для защиты национальной безопасности? По сути такие технические возможности крана позволяют России контролировать темп разгрузочных работ»

В комитете сейма по нацбезопасности и обороне возмущены тем, что ЛЖД заключила сделку более чем на миллион евро с компанией из Калининграда. И все это – в то время как Вильнюс примкнул к санкциям против России. Как стало известно, в августе прошлого года по итогам открытого тендера контракт заключили бывший шеф ЛЖД Стасис Дайлидка и владелец компании «Балткран», кавалер ордена Дружбы, почетный гражданин Калининградской области Олег Ермолаев. В рамках контракта «Балткран» обязался продать и установить в Литве так называемый козловой кран – то есть кран мостового типа, пролет которого установлен на опоры, перемещающиеся по рельсам.

Другое обвинение в адрес ЛЖД связано с возможным нарушением военной тайны. Кран монтировался на станции Шяштокай в июне этого года, когда туда практически каждый день приходили вагоны с армейской техникой – для подготовки к крупнейшим в Балтии учениям НАТО «Удар меча» (Saber Strike). 5000 военных из семи стран везли в Литву бронетехнику, вооружение. Вагоны в Шяштокай перегружали с западноевропейской колеи на широкополосную.

«В маленьком городке, таком как Шяштокай, не секрет был, что в городе полно американцев с военной техникой. Не только дети, но и взрослые шли на нее посмотреть. Только вот наших детей, которые хотели сфотографироваться на фоне техники, военные прогоняли, говорили, что нельзя. Тогда мы и удивились – детей гоняют, а за ними с высоты наблюдает какой десяток российских агентов – и это никому не мешает», – недоумевает один из мастеров, работавших на вокзале. Правда, он признал, что эта российская компания в Шяштокае работает уже почти 30 лет – не только устанавливает краны, но и обеспечивает их ремонт, обучает железнодорожников работать с техникой.

Боевой козловой кран

Член комитета сейма по нацбезопасности и обороне Арвидас Анушаускас удивлен тем, что кран, который поднимает всего 41 тонну, снабжен четырьмя видеокамерами, компьютеризирован. «В Шяштокае установлено оборудование, компьютерные и другие поломки которого теоретически могут устранять и из Калининграда. Будут ли устранять тогда, когда будут выгружать оборудование союзников для защиты национальной безопасности? По сути такие технические возможности крана позволяют России контролировать темп разгрузочных работ», – сказал Анушаускас.

(фото:кадр из видео)
Тот самый козловой кран, который так беспокоит спецслужбы Литвы (фото: кадр из видео)

Ни аппарат президента Литвы, ни ДГБ, ни минобороны эту информацию в понедельник не комментировали.

Бывший литовский премьер, ныне депутат парламента Андрюс Кубилюс не исключает, что в истории с закупками в России бывшее руководство ЛЖД больше руководствовалось финансовыми мотивами, нежели политическими. «Но сцены, которые сегодня описаны, конечно, вызывают тревогу. Возможно, нужно поменять правила, чтобы в то время, когда проводятся натовские операции, правила соблюдались бы более четко», – заявил политик газете ВЗГЛЯД. Он допускает, что на кране могли использоваться камеры, которые «подключены к Калининграду».

Впрочем, экс-премьер считает, что политические упреки в адрес Дайлидки – не главные. После смены руководства ЛЖД «выясняется очень много разных не очень чистых историй». «Одни из них связаны с чисто экономической деятельностью. Некоторые вызывают такие вопросы, как вы поднимали. Я думаю, что новый министр как раз дал задачу новому руководству (провести) полный аудит компании», – сказал Кубилюс.

Вице-президент ОАО «Балткран» Сергей Ушков подтвердил газете ВЗГЛЯД, что монтаж крана совпал с разгрузкой натовской бронетехники – датской, немецкой и так далее. «Мы видели эту технику, специалистов. Они подходили и задавали вопросы, были очень озабочены, не оснащен ли кран какими-то сканерами, которые позволят фиксировать количество и качество боевой техники», – припомнил Ушков, но эти опасения он назвал «ангажированными».

«Балткран» – единственная российская краностроительная компания, продукция которой сертифицирована в Евросоюзе. «Аттестован не только персонал, но и наше конструкторское бюро, монтажные организации и программное обеспечение для возможности функционирования крана в автоматическом или полуавтоматическом режиме», – рассказал Ушков.

По его словам, несколько западных компаний пытались оспаривать результаты тендера для ЛЖД. Но они просили за похожий кран в три–четыре раза больше. После победы в тендере Еврокомиссия рассмотрела все жалобы на результаты тендера, «после чего мы получили заказ, в короткий срок изготовили кран и поставили в Литву». «Они очень довольны нашей продукцией», – говорит вице-президент. Ушков напомнил, что предыдущий кран компания поставила на ту же станцию Шяштокай еще в 1997 году.

Что касается картинки с видеокамер, то она передается в диспетчерский пункт благодаря модему, в который установлена литовская SIM-карта. Помимо этого, изображение приходит непосредственно крановщику и диспетчеру на самой станции Шяштокай. «Всегда можно посмотреть, куда идет сигнал с видеокамер», – заверил он, предположив, что прозвучавшие в Вильнюсе подозрения связаны «с политическими обострениями».

«То же самое касается и системы удаленной передачи данных. У них есть диспетчерский пункт в Каунасе и непосредственно на станции Шяштокай, где они могут определять, например, неисправности: где они возникли, в каком блоке, механизме, насколько серьезны эти неисправности», – пояснил Ушков.

Однако депутат горсовета Клайпеды, председатель клайпедского отделения «Союза русских Литвы» Вячеслав Титов счел обвинения в адрес ЛЖД перебором. «Руководители такого уровня – больше хозяйственники. Здесь чисто экономические резоны», – полагает он. «Вообще стандарт железных дорог Литвы больше связан с российскими, нежели с европейскими. С введением санкций можно ставить крест на железных дорогах или закупать бывшую в употреблении технику у соседних государств, которые тоже используют такую колею», – сказал Титов газете ВЗГЛЯД.

«Литовский Якунин» попал под санкционный локомотив

Что касается подозрений, что российская разведка могла следить за учениями НАТО с козлового крана, то депутат счел их смешными. «Мы уже начинаем привыкать к разного типа русофобии. Где-то камеры стоят, где-то «зеленые вежливые люди» мерещатся. Мы, конечно, живем 20 лет в таких условиях, но начинаем уставать. Доходит до абсурда. Мы уже это в юмор переводим, смешно уже», – подытожил Вячеслав Титов.

Напомним, что 10 лет возглавлявший ЛЖД Стасис Дайлидка 5 декабря подал в отставку. Уже 9 декабря члены все того же парламентского комитета первый раз обвинили ЛЖД в заигрывании с Россией. Оказалось, что ЛЖД несколько лет назад, до событий в Крыму, договорилась о сотрудничестве, в том числе о закупке локомотивов, еще и с российским концерном «Трансмашхолдинг», акционер которого Андрей Бокарев одновременно владеет и акциями концерна «Калашников».

«Калашников» Евросоюз и США в 2014 г. включили в санкционный список, а Украина в свой черный список включила и концерн «Трансмашхолдинг», завод которого имеется в Луганске. Как указывает Forbes, Трансмашхолдинг, в частности, производит самоходные системы противовоздушной обороны «Бук», «Тор» и «Тунгуска», дизельные двигатели для подлодок, железнодорожные платформы для перевозки ракетных комплексов, контейнеры для ракет.

Заместитель гендиректора ЛЖД Альбертас Шименас говорил, что компания получила прибыль от сотрудничества с Трансмашхолдингом, а о ее связи с «Калашниковым» он не знал. «Мы не обращаемся в органы безопасности по каждому клиенту. Если так поступать, то каждый контракт с Россией «кормит» военный конфликт. Так, значит, надо вообще разорвать с Россией все отношения, ведь все равно все «кормит» вооруженный конфликт», – сказал Шименас агентству BNS. Литовская разведка ситуацию не комментировала.


Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

 
 
© 2005 - 2016 ООО Деловая газета «Взгляд»
E-mail: information@vz.ru
.masterhost Apple iTunes Google Play
В начало страницы  •
Поставить закладку  •
На главную страницу  •
..............