Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевНиже низшего предела
Суд вынес мягкий приговор фигурантам "болотного дела"
Суд вынес приговор участникам «болотного дела» – тем активным участникам беспорядков, которые не попали под амнистию в силу серьезности их преступлений. Самое тяжелое наказание – четыре года колонии – оказалось на год «легче» того, на чем настаивала прокуратура. По мнению экспертов, судьи проявили гуманность, но при этом наказание должно послужить уроком радикалам, мечтающим повторить Майдан в России.
В понедельник Замоскворецкий суд Москвы вынес приговор восьмерым участникам дела о беспорядках на Болотной площади 6 мая 2012 года: фигуранты «болотного процесса» получили от условного наказания до максимум четырех лет лишения свободы. Все восемь обвиняемых были признаны судом виновными в участии в массовых беспорядках и применении насилия в отношении полицейских, не связанного с причинением вреда здоровью.
Навального, во всяком случае, там нет. Он ни на кого не прыгал и в милиционеров камнями не кидал – он хитрый
Степан Зимин приговорен к 3,5 годам лишения свободы, так же как Денис Луцкевич и Алексей Полихович. Сергей Кривов получил четыре года колонии. Андрей Барабанов приговорен к трем годам семи месяцам лишения свободы.
Таким образом, процесс о беспорядках во время событий полуторагодичной давности можно считать завершенным. Напомним, что демонстрация оппозиции 6 мая 2012 года на Болотной площади переросла в столкновения демонстрантов с полицией. Во время пресечения беспорядков были задержаны более 400 человек. В тот же день было возбуждено уголовное дело по статьям 212 (призывы к массовым беспорядкам) и 318 (применение насилия в отношении представителя власти). В январе 2013 года это дело объединили с делом о приготовлении к организации массовых беспорядков на территории России. Фигурантами уголовного дела стали 29 человек, трое из которых уже осуждены.
Напомним, что часть фигурантов были амнистированы: 18 декабря 2013 года Госдума объявила амнистию в связи с 20-летием Конституции, под которую подпали восемь участников «болотного дела».
Адвокат первым делом поблагодарил суд
Отметим, что в ходе нынешнего «процесса восьмерых» прокуратура просила суд назначить участникам массовых беспорядков более серьезное наказание: от пяти до шести лет лишения свободы в колонии общего режима. Но суд, рассмотрев обстоятельства дела, проявил гуманность.
Согласно приговору, Анастасия Наумова (Духанина) приговорена судом к трем годам и трем месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком три года. Обвиняемым Ярославу Белоусову и Артему Савелову суд счел возможным назначить наказание ниже низшего предела, учитывая характер их участия в рассматриваемых в ходе суда событиях. Белоусов получил два с половиной года, а Савелов – два года семь месяцев колонии. При вынесении приговора суд учел смягчающие обстоятельства: наличие у Белоусова несовершеннолетнего больного ребенка, у Кривова – двоих несовершеннолетних детей, а также положительные характеристики подсудимых, данные с их мест работы, учебы, от родственников. Также было учтено, что никто из них не привлекался к уголовной ответственности ранее.
Суд исключил из обвинений, предъявленных следствием фигурантам, квалификационный признак – поджог, «так как фактов воспламенения зданий, имущества установлено не было».
Мягкость приговора признал даже адвокат Белоусова Дмитрий Аграновский. «Я первым делом поблагодарил (суд – прим ВЗГЛЯД), – написал адвокат в своем «Твиттере». – И это правильно. Все могло быть гораздо хуже».
«Наши подзащитные – не враги государства, – чуть позже заявил «Интерфаксу» адвокат. – Они протестовали против нечестных выборов, а не лично против президента». Кроме того, Аграновский сообщил, что защита фигурантов уголовного дела о массовых беспорядках на Болотной площади 6 мая 2012 года не исключает возможности подачи прошений о помиловании. «Я считаю, что это тоже форма защиты, и буду советовать своим подзащитным, включая Удальцова и Развозжаева, воспользоваться возможностью подать прошение о помиловании».
Президент обещал: ни один невиновный не пострадает
Процесс с начала до завершения находился под пристальным вниманием правозащитников – вопрос о «болотном деле» поднимался, напомним, и на встрече гражданских активистов с президентом Владимиром Путиным.
Со слов исполнительного директора международной общественной организации «Справедливая помощь» Елизаветы Глинки, одной из участниц встречи Путина с правозащитниками, состоявшейся 10 декабря прошлого года, глава государства подчеркнул, что ни один невиновный фигурант не пострадает.
«Обсуждались сроки, которые предложил прокурор по «болотному делу». Нас было восемь человек, и не было ни одного, кто бы промолчал. <...> Президент сказал, что он не в курсе процесса, но обязательно обратит внимание на то, чтобы процесс был объективным и ни один невиновный не пострадал», – заявила тогда Глинка РИА «Новости».
- СК назвал ущерб от беспорядков на Болотной площади
- Жириновский обвинил фигурантов «болотного дела» в попытке устроить Майдан в России
- Суд вынес приговоры фигурантам «болотного дела»
- Полиция отпустила задержанных у Замоскворецкого суда людей-лосей
- Суд признал вину фигурантов «болотного дела»
«Мы за то, чтобы участникам событий на Болотной был вынесен приговор в соответствии с законом», – прокомментировал приговор суда лидер ЛДПР и глава ее думской фракции Владимир Жириновский, выступая в понедельник на пресс-конференции в Госдуме. Но из слов парламентария следовало, что Жириновский не возражал бы против более жесткого наказания радикалов. «Уже 20 лет ЛДПР выступает категорически против всех демократов западного разлива», – подчеркнул парламентарий. По мнению Жириновского, события на Болотной были репетицией того, что произошло на киевском Майдане полтора года спустя.
Но, заметил лидер ЛДПР, в России планы радикалов «могут обломиться, потому что у нас, кроме Сочи, есть еще Воркута».
«Сравнимо с университетом»
«Безусловно, если фигуранты «болотного дела» будут себя хорошо вести, они могут выйти, отсидев половину срока или с учетом того, что уже отсидели, по УДО, – заявил газете ВЗГЛЯД политолог, профессор НИУ-ВШЭ Олег Матвейчев. – Но это как раз тот срок, который послужит им хорошим уроком, заставит переосмыслить свои действия, осознать, что нельзя поднимать руку на законную власть, и в то же время этот срок не сломает им жизнь, потому что отсидеть четыре-пять лет – сравнимо с университетом».
Эксперт рассказал, что, когда отец-милиционер привел его в следственный изолятор, чтобы посмотреть, как там живут люди, ему, тогда еще подростку, такой «экскурсии» хватило на всю жизнь. «Ни одному человеку не захочется туда возвращаться. Тем, кто в запале эмоций захочет атаковать милиционеров или переходить рамки закона, они лишь скажут: «Ребята, не стоит оно того!»
Политолог напомнил, что сейчас на скамье подсудимых оказались «люди, увлекшиеся лозунгами провокаторов – удальцовых, навальных, которые их подстрекали, но сами-то в итоге сбежали». «Получается, что эти мальчики и девочки страдают за других людей. Навального, во всяком случае, там нет. Он ни на кого не прыгал и в милиционеров камнями не кидал – он хитрый», – подчеркнул собеседник.
То, что некоторые члены радикальной оппозиции продолжают призывать выходить на несанкционированные акции, эксперт называет провокацией и отношением к людям «как к пушечному мясу». «Я думаю, народ на это не пойдет, особенно учитывая, что сейчас творится в Киеве, люди уже начали понимать, к чему все это может привести, – заявил Матвейчев. – Так что приговор «болотникам» население встретит с одобрением. Люди стали осознавать, что мы – не дикие египтяне, или тунисцы, или, к сожалению, попавшие в этот список украинцы».
«Скорее всего, наказание ничему не научит»
«Точкой отсчета» для оценки тяжести наказания является то, что требовала прокуратура, и с этой точки зрения сроки явно оказались мягче», – отметил в беседе с газетой ВЗГЛЯД член экспертного совета Института социально-экономических и политических исследований Алексей Зудин. В отличие от Матвейчева, Зудин полагает, что данное обстоятельство (сравнительно мягкие приговоры) делает маловероятным то, что фигуранты дела еще и выйдут досрочно через УДО. Необходимо учитывать характер того деяния, в котором были замешаны участники «болотного дела», отмечает Зудин.
По мнению политолога, главное – не столько сами сроки, сколько тот контекст, в котором воспринимается «болотное дело». «Во-первых, это собственно события на Болотной площади 6 мая 2012 года – попытка организации массовых беспорядков, которых нам удалось тогда избежать благодаря разумным и сдержанным, но в то же время твердым действиям правоохранительных органов, – подчеркивает Зудин. – Следует отметить и оперативную реакцию депутатов Госдумы, которые тогда внесли соответствующие поправки в законодательство». Во-вторых, приговор не может не восприниматься в контексте событий на Украине, полагает эксперт. Политический кризис в Киеве наглядно демонстрирует, что может произойти, когда власть вовремя не оказывает противодействия тем людям и тем силам, которые выходят за рамки правового поля, подчеркивает Зудин.
«Поэтому те сроки, которые получили участники «болотного дела», необходимо оценивать в этой двойной сетке координат», – резюмирует политолог.
Безусловно, была сделана определенная уступка, исходя из соображений гуманности, считает Зудин. «Но, – отмечает политолог, – я убежден на 100 процентов в том, что более мягкое решение суда не окажет никакого позитивного воздействия на те силы, частью которых были и остаются осужденные».
Та сила, к которой принадлежат участники «болотного дела», – радикальная оппозиция – продолжает заявлять о своей готовности устраивать несанкционированные акции, констатирует Зудин. «Это просто говорит о том, что эти люди ничему не научились и не собираются учиться, – подчеркивает политолог. – Эти люди зачислили себя – и давно зачислили – в разряд непримиримых. Они не принимают существующее политическое устройство страны и, самое главное, не принимают страну как таковую (об этом редко говорится публично, но их действия свидетельствуют об этом)». Фактически радикальные оппозиционеры «явочным путем, молча вышли из состава Российской Федерации», говорит Зудин.
Поэтому, по мнению эксперта, можно ожидать, что, «скорее всего, эти сроки ничему этих людей не научат и ничему не научат те силы, которые за ними стоят». «Главное находится за рамками этого судебного процесса, главное – какие уроки извлечет из событий на Украине российское общество и российское общественное мнение, – отмечает Зудин. – Урок этот, на мой взгляд, состоит в следующем: в России можно быть политиком любой политической ориентации – левым, правым, консерватором, либералом, центристом... Но в России не должно быть проевропейских, проамериканских или прокитайских – в России возможны только пророссийские политики».