Если в правительстве ФРГ раньше считали, что давление нужно оказывать только на Россию, то после Курска спрос есть и с Украины. Неслучайно именно сейчас немецкие следователи вспомнили о подрыве «Северных потоков».
7 комментариев«Постановление суда довольно странное»
Альгирдас Палецкис: В Литве больше нельзя иметь свое мнение
«Я ничего не украл, никого не ограбил, никого не убил. Я лишь высказал свое собственное мнение, которое, замечу, опирается на показания многих свидетелей», – заявил газете ВЗГЛЯД бывший вице-мэр Вильнюса, оппозиционер Альгирдас Палецкис. Суд вынес ему приговор за отрицание «факта советской агрессии» против Литвы в 1991 году.
Председатель Социалистического народного фронта Альгирдас Палецкис, признанный во вторник Вильнюсским окружным судом виновным в отрицании «советской агрессии» против Литвы и ее жителей, назвал решение суда нарушением свободы слова и намерен бороться за свободу слова в Литве.
Вообще постановление суда довольно странное. Как будто его не судья писал, а кто-то совсем другой, не имеющий никакого отношения к суду
Как передает РИА «Новости», Палецкис стал первым в истории обвиняемым по статье 170 УК об «отрицании советской оккупации». Ему было предъявлено обвинение в связи с тем, что в феврале прошлого года в интервью радио Žinių radijas, посвященном 20-летию событий у вильнюсской телебашни 13 января 1991 года, он сказал: «Как сейчас выясняется, свои стреляли в своих».
Речь идет о гибели мирных граждан – участников митинга литовских сепаратистов при штурме советскими войсками городской телебашни. Официальная литовская историография объявила их павшими от рук советских солдат. Палецкис утверждает, что на самом деле эти люди погибли от выстрелов самих литовских националистов в результате провокации.
Рассматривавший дело суд первой инстанции 18 января оправдал его за отсутствием состава преступления. Однако рассматривавший апелляцию прокуратуры Вильнюсский окружной суд констатировал, что вина Палецкиса доказана. Коллегия судей, которую возглавила судья Регина Поцене, объявила, что Палецкис публичными заявлениями о том, что во время событий января 1991 года «свои стреляли в своих», отрицал «советскую агрессию» в Литве. За это суд назначил Палецкису наказание в виде штрафа в размере 10,4 тыс. литов (чуть более 3 тыс. евро).
Прокурор Эгидиюс Шлейнюс просил признать Палецкиса виновным и приговорить к тюремному заключению на срок один год с отсрочкой исполнения на два года. Однако после оглашения вердикта он отметил, что удовлетворен самим фактом признания Палецкиса виновным. Палецкис со своей стороны пообещал оспорить новое решение в Верховном суде.
В интервью газете ВЗГЛЯД Альгирдас Палецкис заявил, что вердикт суда – это угроза любому гражданину Литвы, обладающему своим собственным мнением.
- В Литве вынесен вердикт по делу об оправдании агрессии СССР
- Джон Локленд: В Прибалтике до сих пор восхищаются Гитлером
- Александр Дюков: Есть же в Евросоюзе какие-то рамки приличия
- Альгирдас Палецкис: В Литве много сторонников Брейвика
- Литва вновь подняла вопрос о компенсации за "оккупацию СССР"
ВЗГЛЯД: Альгирдас Юстасович, в январе этого года судья пришел к выводу, что вы, выступая на ТВ, высказывали свое личное мнение, основанное на официальных данных. При помощи каких аргументов судьи все же объявили вас виновным?
Альгирдас Палецкис: С сегодняшнего дня в Литве больше нельзя иметь свое независимое мнение – это считается у нас уголовным преступлением.
В январе, когда суд низшей инстанции выносил свой оправдательный приговор, было признано, что, высказывая свое мнение, я опирался на данные, которые есть в открытых источниках, они опубликованы и доступны всем и каждому. Об этом открыто говорится, например, в вышедшей в Литве книге «Корабль дураков» литовского писателя Витаутаса Петкявичюса, где он открыто написал, что это на совести председателя Верховного совета Литвы Ландсбергиса и тогдашнего директора департамента охраны края Литвы Буткявичюса – кровь 13 мирных граждан Литвы.
А теперь суд постановил, что, оказывается, книга Петкявичюса – она, дескать, не публицистическая даже. Что же тогда это, роман Дюма? Да там на четвертой странице автор указывает, что несет полную ответственность за все изложенные факты. Неужели суд этого не увидел?
Так или иначе, в вину мне вменяется, что высказанное мною мнение – это подлая ложь, дезинформация, она опирается на сомнительные источники, и вообще, я, дескать, специально пришел на радиопередачу – для того лишь, чтобы намеренно распространить свои «злостные измышления» на всю Литву! Что же теперь, надо радио запретить? Или произвести полную ревизию того, что является правильным, а что – нет?
Так или иначе, это решение суда ясно показывает, что иметь свое мнение в Литве стало не только опасным, но и дорогим делом. Особенно для тех, кто получает небольшие деньги или же сидит без работы и не получает никаких средств. Прокурор хотел, чтобы суд дал мне один год тюрьмы с отсрочкой на два года, однако суд признал мои слова «нетяжким преступлением», за которое, тем не менее, можно назначить крупный денежный штраф.
#{ussr}Я ничего не украл, никого не ограбил, никого не убил. Я лишь высказал свое собственное мнение, которое, замечу, опирается на показания многих свидетелей. Это угроза любому гражданину Литвы, обладающему своим собственным мнением. Это ограничение демократических свобод.
ВЗГЛЯД: Показался ли вам вердикт суда обоснованным?
А. П.: Постановление суда довольно странное. Как будто его не судья писал, а кто-то совсем другой, не имеющий никакого отношения к суду. Там сказано, что, хотя в конституции Литвы и во Всемирной декларации прав человека есть статья, гарантирующая гражданам право свободно собирать информацию и распространять свои убеждения, это право у нас может быть ограничено законом. Еще там говорится, что, мол, я такой образованный, получил высшее образование, что я отличный семьянин, что у меня жена и дети, и все такое, но что я, несмотря на все это, позволяю себе такие «гнусные измышления»...
Действительно, я получил высшее образование в области журналистики и политических наук. Я работал журналистом в Литве, дипломатом в Брюсселе, я был членом литовского Сейма и вице-мэром Вильнюса. Хотя мой родной язык – литовский, я владею шестью иностранными языками: английским, немецким, французским, русским, польским и испанским...
ВЗГЛЯД: В январе вы обещали, что даже в случае обжалования, наказания или штрафа продолжите искать правду о событиях 13 января. Вы продолжаете изучать те события?
А. П.: Когда я был еще вице-мэром Вильнюса, то ко мне приходили люди, которые рассказывали мне о трагических «январских событиях». И потом, когда в свет вышла книга Юозаса Куолялиса – он, пока его судили за причастность к «январским событиям», изучал судебные документы дела и обнаружил, что из 13 гражданских жертв пять или шесть убиты пулями из охотничьих ружей, причем выстрелы произведены сверху вниз под углом 60 градусов. Это – официальные выводы литовской судмедэкспертизы!
Я как профессиональный журналист заинтересовался этим делом и провел свое собственное расследование. Впоследствии 12 свидетелей подтвердили в суде, что видели на крышах окрестных домов снайперов, стрелявших в толпу. Тот же Буткявичюс открыто заявил, что «планировал жертвы». И когда я сказал в эфире Žinių radijas о том, что, «как оказывается, похоже, что свои стреляли в своих», то это была почти дословная цитата из книги Петкявичюса.
Несмотря на это, правящие сегодня в Литве ультраправые, которые официально прославляют нацистов и их пособников, решили устроить против меня судилище по обвинению в «отрицании советской агрессии», хотя в сказанных мною словах ничего об участии советской армии в «январских событиях» нет.
Это решение суда – опасный прецедент в части наступления на права человека еще и потому, что от Литвы как полноправного члена Евросоюза, НАТО и ОБСЕ мир ожидает уважения к выполнению принятых на себя обязанностей и демократических процедур.