«Несокрушимая свобода» положила конец романтическому глобализму с надеждой на единые правила, уважение к правам человека и малых стран, «невиданную личную свободу» и «свободу информации». Свобода проиграла «безопасности», а безопасность трансформировалась в контроль и принуждение.
2 комментария«Партизанская война будет продолжаться»
Вениамин Попов: Туареги помогут Каддафи удержать власть
«Партизанская война продолжится. Последние 40 лет Ливией руководило племя варфалла – оно было самым главным при Каддафи. Не думаю, что они так быстро откажутся от претензии на власть», – заявил газете ВЗГЛЯД бывший посол России в Ливии Вениамин Попов. Он не исключает, что Каддафи и племя туарегов провозгласят новое государство на юге Ливии.
Во вторник глава Переходного национального совета (ПНС) Ливии Махмуд Джабриль в интервью газете «Аш-Шарк аль-Аусат» заявил, что свергнутый ливийский лидер Муамар Каддафи может провозгласить на юге страны новое государство, чтобы удержать хоть какой-то плацдарм в ожидании реванша в масштабах всей Ливии. «Он очень мстительный человек, до сих пор не признает свое поражение и готов сделать невозможное, чтобы разрушить любой новый режим в Ливии», – заявил Джабриль.
В повстанческих отрядах примерно 5 тысяч исламистов, они наиболее ударная сила. И что будет дальше в Ливии – это большой вопрос
По словам Джабриля, для удержания власти полковник обратится за помощью к своим давним союзникам – племени туарегов, которое давно мечтает создать собственное государство, а не кочевать, как сейчас, по пустыне, причем по территории сразу нескольких государств. Как полагает Джабриль, эмиссары Каддафи пытаются переманить на свою сторону и некоторые африканские страны, где у бывшего ливийского лидера остались связи. По его словам, силы Каддафи достигают 10–15 тысяч человек.
Отметим, что во вторник в Триполи с кратким визитом прибыла госсекретарь США Хиллари Клинтон, став первым высокопоставленным американским политиком, прибывшим в страну после свержения Каддафи. В Вашингтоне считают, что повстанцам нужна не только материальная, но и моральная поддержка, которую и выразила Клинтон на встрече с представителями ПНС. Госсекретарь также передала им средства для оказания медицинской помощи пострадавшим в борьбе с режимом полковника.
О том, насколько реален сценарий создания нового государства во главе с Каддафи и каковы подспудные цели визита Клинтон, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал бывший посол России в Тунисе и Ливии, директор по внешним связям Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования и руководитель Центра партнерства цивилизаций Вениамин Попов.
ВЗГЛЯД: Вениамин Викторович, Джабриль полагает, что Каддафи может провозгласить на юге страны новое государство при помощи туарегов. Насколько вероятен такой прогноз?
Вениамин Попов: Это реально. О распаде Ливии говорится уже давно. Исторически страна была создана из трех частей: Триполитания (запад), Киренаика (восток) и Феззан (юг). Лидеры самого крупного племени Ливии варфалла, которое господствовало в Триполи, не являются противниками Каддафи. Естественно, они не хотят отдавать власть и всячески препятствуют повстанцам из ПНС. Несмотря на активную деятельность авиации НАТО, последним даже до сих пор не удается взять их оплот – Сирт. В этих условиях союз племен варфалла и туарегов, возможность появления нового государства – это не пустые слова.
- В Триполи началось восстание сторонников Каддафи
- Медведев: ООН создавалась не для этого
- Русскоязычные жители Ливии: Теперь в стране стало лучше
- Лавров: Россия не верит в спасение НАТО тысяч жизней в Ливии
- Силы Каддафи взяли в плен иностранных наемников
- Саркози и Кэмерон пообещали продолжить войну с Каддафи
ВЗГЛЯД: Как в прошлом складывались отношения полковника с туарегами? Они всегда были на его стороне?
В.П.: Они поддерживали Каддафи, потому что он сам им активно помогал. Надо понимать, что туареги живут сразу в шести государствах (Мали, Алжире, Ливии, Марокко, Буркина-Фасо и Нигере – прим. ВЗГЛЯД). Их общая численность превышает 5 млн человек. Это люди, которые долго находятся в пустыне. На юге активно развивались их промыслы, и ливийские власти этому способствовали. Не исключено, что они и впредь поддержат Каддафи.
ВЗГЛЯД: Насколько их образ жизни отличается от образа жизни других ливийцев?
В.П.: У туарегов, которых в других странах также называют берберами, свой язык, состоящий из нескольких наречий. Они живут недолго. Средняя продолжительность жизни – меньше 40 лет. При Каддафи им оказывали дополнительную социальную помощь. Они с удовольствием вспоминают те времена. Но на территории Ливии туарегов немного, не больше полумиллиона человек.
ВЗГЛЯД: Одно из движений туарегов-сепаратистов «Азавада» добивается независимости для северных пустынных районов Мали. Правда ли, что туареги вообще не признают никаких государственных границ?
Бывший посол России в Ливии Вениамин Попов (фото: ИТАР-ТАСС) |
В.П.: Это племена, которые кочуют на верблюдах по пустыне, а где там границы? Это их естественная среда обитания. Для них никаких государственных границ нет.
ВЗГЛЯД: Насколько реально, что при создании своего будущего государства они не ограничатся югом Ливии, а вступят в противоборство с властями из соседних стран?
В.П.: Соседние страны думают о своей безопасности. Может быть, это будет просто жест показать продолжение сопротивления, но реально это государство вряд ли может состояться. Провозгласить можно все, что угодно. Но оно будет нежизнеспособно. Это был бы просто район пустыни. Туареги ведут весьма специфический образ жизни. Они в основном занимаются разведением скота. При Каддафи все снабжение шло из северных районов, с побережья.
ВЗГЛЯД: Насколько хорошо вооружены туареги в Ливии?
В.П.: Туареги обязательно имеют оружие. В Ливии вообще много оружия, и это проблема. Там пропало много ракет. С этой проблемой столкнулся ПНС, потому что многие жители вооружены.
ВЗГЛЯД: Каковы шансы новых властей договориться с туарегами, если те провозгласят независимое государство?
В.П.: Это искусственное образование, а не естественное. Туареги могут огородить клочок пустыни и провозгласить что угодно, но их немного. Сами по себе, без внешней помощи они существовать не могут. Если будут перекрыты пути доставки продовольствия, то это образование будет нежизнеспособным.
ВЗГЛЯД: В Ливию прибыла госсекретарь США Хиллари Клинтон. Каковы могут быть необъявленные цели ее визита?
В.П.: ПНС всячески поддерживают. Ранее приезжал министр иностранных дел Великобритании Уильям Хейг. Они все выясняют, насколько реальна власть в Ливии и кто там сейчас определяет политику, если все эти повстанцы не могут взять один Сирт. Месяц назад они говорили, что на это им максимум понадобится 3–4 дня, но с тех пор бои продолжаются. Хотя было объявлено о победе в Бани-Валиде, последние события показывают, что сопротивление продолжается.
Кроме того, по сообщениям алжирской прессы, в повстанческих отрядах примерно 5 тысяч исламистов, они наиболее ударная сила. И что будет дальше в Ливии – это большой вопрос. В этом хочет разобраться не только Хиллари Клинтон. Представитель России тоже скоро поедет в Триполи.
ВЗГЛЯД: Насколько вероятно, что ПНС сможет организовать честные демократические выборы? Или страну рано или поздно возглавит новый диктатор?
В.П.: После того как председатель ПНС заявил, что в течение 8 месяцев будут проведены честные и демократические парламентские выборы, я уже тогда говорил, что это очень оптимистический прогноз. Спустя месяц после этого заявления они так и не взяли Сирт и не нашли Каддафи, не сломили сопротивление в Бани-Валиде. Наоборот, вспыхнули уличные бои в самом Триполи.
Поэтому ситуация далека от окончательного решения. Эта партизанская война, переходящая в гражданскую, будет продолжаться. Последние 40 лет Ливией руководило племя варфалла. Оно было самым главным при Каддафи. И я не думаю, что они так быстро откажутся от претензии на руководящую роль.