Как быть с грузинской национальной травмой, связанной с потерей пятой части территории и сотнями тысяч беженцев? Есть ли у России, Абхазии и Южной Осетии причины и возможности для того, чтобы пойти навстречу Грузии?
0 комментариевВойна на водах
Грузия и Осетия воюют из-за воды
«Водное противостояние» между Грузией и Южной Осетией докатилось до ультиматумов. Как и год назад, Цхинвали обвинил Тбилиси в создании условий, неприемлемых для жизни. Усилиями грузинской стороны столица непризнанной республики отрезана от питьевой воды. Теперь Цхинвали обещает, что данную участь разделят и грузинские села. Торги происходят на фоне участившихся перестрелок и взаимного возведения оборонных фортификаций.
Во время грузино-осетинского конфликта 1989–1992 годов пострадало три из четырех водоводов, снабжавших Южную Осетию.
Грузинская сторона увеличивает численность вооруженных сил, им поставляется военная техника, в том числе с Запада
В прошлом году российские специалисты пообещали помочь осетинам пробурить на месте артезианские скважины. Однако пока до этого не дошло и в республике действует только водовод Эдиси – Цхинвали, проходящий через грузинские села. Сражения за воду в летнее время, когда грузинские крестьяне делают врезки для орошения своих земель, становятся уже традиционными.
В прошлом году Южная Осетия из-за отсутствия воды уже была на грани гуманитарной катастрофы. Для решения проблемы Грузия предложила «режиму сепаратистов» обратиться к прогрузинской временной администрации, контролирующей ряд сел.
Но на политические уступки гордая Южная Осетия не пошла. Пока воду развозили в специальном транспорте по больницам и детсадам, власти пытались привлечь внимание посредников. Наконец России и ОБСЕ удалось уговорить Грузию допустить ремонтные бригады. Жить в Южной Осетии стало легче.
Этим летом ситуация повторилась, и на улицах 40-тысячной столицы Южной Осетии снова появились водовозы. Прождав четыре недели, Цхинвали выдвинул Тбилиси ультиматум. Либо на место врезок будут допущены ремонтники, либо 31 июля ровно 16 часов осетины перекроют воду и грузинским селам.
Накануне зампред правительства Южной Осетии, сопредседатель Смешанной контрольной комиссии по грузино-осетинскому урегулированию Борис Чочиев пригласил к себе главу Цхинвальского офиса миссии ОБСЕ Гжегожа Михальски и попросил передать суть ультиматума грузинам. С аналогичным обращением Борис Чочиев выступил и по адресу командования Смешанных сил по поддержанию мира.
- Цхинвали мобилизуется
- Кокойты на счетчике
- Осетинам угрожают пытками
- Европе расскажут о Грузии
- По обе стороны Кавказа
Еще 26 июля по требованию осетинской стороны был проведен мониторинг от ССПМ с участием офицера миссии ОБСЕ и специалистов от сторон, которые зафиксировали многочисленные незаконные врезки в водоводе Эдиси – Цхинвали, сообщили газете ВЗГЛЯД в Комитете по печати и информации Южной Осетии.
Грузинская сторона тогда заверила мониторинговую группу, что до понедельника, 28 июля, все незаконные врезки будут устранены. Однако ситуация с водоснабжением Цхинвали не улучшилась.
И вот в четверг, за несколько часов до истечения ультиматума, специалисты-водопроводчики из непризнанной республики при поддержке представителей ОБСЕ и Смешанных сил по поддержанию мира все-таки были допущены грузинской стороной в контролируемые ею села, где и проходит водовод на Цхинвали.
В комитете пока не спешат говорить о том, завершится ли данная миссия успехом. Как бы там ни было, в противостоянии сторон уже появился не только водный, но и сельскохозяйственный компонент. По утверждению Министерства сельского хозяйства Южной Осетии, грузинские полицейские на незаконном посту в селе Авневи не пропустили сельскохозяйственную технику, направлявшуюся в Знаурский район для проведения уборочных работ.
«В районе самый разгар уборки урожая, для чего туда направлялась колонна сельскохозяйственной техники – комбайны и тракторы. Однако на посту в Авневи грузинские полицейские заявили, что не пропустят колонну дальше, ссылаясь на распоряжение властей Грузии. При этом полицейские не объяснили, по какой причине задерживается сельхозтехника», – отметили в Минсельхозе.
Все это происходит на фоне участившихся перестрелок. Российские миротворцы делают все, чтобы не допустить разрастания конфликта. А Министерство внутренних дел самопровозглашенной республики в свою очередь будет продолжать укреплять свои посты в инженерном отношении.
Как сообщил министр Михаил Миндзаев, югоосетинские правоохранительные органы вынуждены строить фортификационные укрепления, дабы защитить мирное население республики и личный состав на постах. Причем «в ответ на возведение фортификаций грузинами».
По словам министра, Грузия возводит их «для развития наступательных действий». «Грузинская сторона проводит военные учения, увеличивается численность их вооруженных сил, поставляется военная техника, в том числе с Запада», – отрезал Миндзаев.
Министр уверен: все это говорит о том, что грузинские власти нацелены на дальнейшую дестабилизацию обстановки в зоне грузино-осетинского конфликта. Грузия же возлагает всю ответственность на Цхинвали, заявляя, что осетины сами провоцируют обстановку. И предрекает скорое завершение карьеры президенту Южной Осетии Эдуарду Кокойты.