Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

11 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

9 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

5 комментариев
12 августа 2005, 19:06 • Политика

Финансовое будущее России

Проясняется финансовое будущее России

Финансовое будущее России
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Сергей Ильин

В пятницу Минфин официально вносит в правительство РФ проект федерального бюджета России на 2006 год. После рассмотрения в кабинете министров проект будет внесен в Госдуму 26 августа. Впрочем, отдельные положения проекта бюджета рассматриваются в думских фракциях уже сейчас. Более того, руководство нижней палаты российского парламента начало участвовать в разработке концепции бюджета еще на предварительной стадии.

Причем с нехарактерной для парламентариев последнего созыва активностью. Думу в последние годы не критикует только ленивый, и не в последнюю очередь за то, что она-де превратилась в «послушный аппарат для проштамповывания готовых решений». На сей раз получилось по-другому.

Бюджетное послание и пути его реализации

Борьба с ростом инфляции могла оказаться успешной, а вот дальнейшее замедление экономического роста можно было прогнозировать достаточно уверенно

О своих предпочтениях Владимир Путин рассказал в послании, которое распространил 24 мая. Эксперты единодушно отметили, что общий тон документа получился на редкость не амбициозным – главной задачей была объявлена экономическая стабильность. Диверсификация народного хозяйства и иные меры инновационного развития явно отошли на второй план, уступив место вопросам сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, а также борьбы с инфляцией.

Такой подход, видимо, весьма обрадовал руководство экономического блока правительства. Ведь в части обеспечения стабильности нынешнему кабинету министров удалось-таки достичь ощутимых успехов (строго говоря, это можно было заметить уже по результатам деятельности правительства Михаила Касьянова). А вот с «революционными прорывами» у исполнительной власти проблем куда больше – что мы неоднократно наблюдали в виде конфликтов вокруг вопроса удвоения ВВП (кстати, в послании эта тема вообще не была затронута).

В общем, все шло к тому, что на выходе получится бюджет взвешенный, но не особо амбициозный. Да, борьба с ростом инфляции могла оказаться успешной, а вот дальнейшее замедление экономического роста можно было прогнозировать достаточно уверенно. Однако на сей раз ситуация получила совершенно неожиданное развитие: в действие вмешалась «третья сила». А именно – партия «Единая Россия» во главе с лидером, спикером Госдумы Борисом Грызловым.

Конфликт между ветвями власти

Спикер Госдумы Борис Грызлов (фото ИТАР-ТАСС)
Спикер Госдумы Борис Грызлов (фото ИТАР-ТАСС)

Гром прогремел на форуме «Наш шанс в условиях сырьевой экономики», проведенном в середине июня по инициативе «Единой России» и организации малого и среднего бизнеса «Деловая Россия». Деятельность экономической политики кабинета была подвергнута на форуме жесткой критике, а выдвинутые предложения выглядели весьма революционно. Если Борис Грызлов просто потребовал увеличить расходы на инвестиции в экономику, то участники форума были настроены более радикально.

Так, предлагалось направить на инвестиции значительную часть Стабилизационного фонда (за исключением законодательно ограниченного минимума в 500 млрд. рублей), а также снизить ЕСН до 15%. Принявший участие в работе форума вице-премьер Александр Жуков назвал прозвучавшие заявления «политической банальностью», а бывший министр экономики Евгений Ясин употребил термин «обыкновенный популизм».

Впрочем, то, о чем говорил Грызлов на форуме, было им отчасти озвучено двумя неделями раньше. Спикер Госдумы еще 7 июня обвинил Михаила Фрадкова в недостаточном внимании к инвестиционной экономике и даже присовокупил к этому не вполне понятную угрозу, сводящуюся к тому, что «Дума займется инвестпроектами самостоятельно». Так или иначе, разгорелся серьезный конфликт между двумя ветвями власти, и надо было как-то его урегулировать. В роли третейского судьи выступил президент. По большому счету, задача перед ним стояла не самая простая: найти некую золотую середину между предложениями исполнительной и законодательной власти.

В результате основные параметры бюджета пришлось в спешном порядке корректировать. Это привело к срыву предполагаемых сроков представления проекта в правительство; шишки за срыв, как водится, посыпались на главу МЭРТ Германа Грефа. Правда, к 22 июля и Путин, и Фрадков получили скорректированный проект, который, похоже, устроил всех.

При этом прогнозируемые показатели инфляции и роста ВВП изменились не очень значительно, чего никак нельзя сказать об инвестиционной составляющей бюджета. Таким образом, общий объем государственных инвестиций в 2006 году будет на 200 млрд. рублей больше, чем планировалось изначально.

Плюсы и минусы

Премьер-министр России Михаил Фрадков (фото ИТАР-ТАСС)
Премьер-министр России Михаил Фрадков (фото ИТАР-ТАСС)

С одной стороны, сам факт того, что на первое место стали выдвигаться проблемы диверсификации и инновационного развития, – несомненное достижение. Нынешняя экономическая политика правительства уверенно вела к снижению темпов роста цен, а в перспективе – к стагнации. С другой стороны, не совсем понятно, как именно предполагается осваивать новые объемы госинвестиций. У экономического блока правительства, похоже, никаких идей по этому поводу не наблюдается.

Едва ли есть реальная программа использования инвестиционных ресурсов и у самой «Единой России». Пока дело ограничивается декларациями, а что партия сможет предложить к 2006 году готовую программу – небесспорно.

Предпосылки для беспокойства тут есть: рассмотрим только один пример. На реализацию федеральных целевых программ (ФЦП) в бюджете-2006 выделено 340 млрд. рублей. Но каковы будут принципы реализации этих программ? Судя по всему, в основе по-прежнему будет лежать «политика выравнивания» - субсидирование дотационных регионов за счет обеспеченных, а эта политика давно уже показала свою неэффективность. Напомним, полтора месяца назад правительство одобрило новую концепцию пространственного развития регионов страны, где «политика выравнивания» заменяется «политикой поляризационного развития». Увы, в бюджете-2006 ничего этого не будет. Что до Инвестиционного фонда, то, если честно, как предполагается использовать его средства – не вполне понятно.

В этой связи ожидать от новой политики госинвестиций немедленного успеха явно не приходится. Ошибки и промахи будут, и платить за все это, увы, придется налогоплательщику. Однако куда важнее то, что на пятнадцатом году своего существования Россия наконец-то поворачивается в сторону инвестиционного развития, и такой поворот можно только приветствовать.

..............