Пятилетка без Лимонова

@ Мобильный репортер/Агентство «Москва»

17 марта 2025, 08:22 Мнение

Пятилетка без Лимонова

Лимонов мог вызывать совершенно разные эмоции, мог раздражать, отторгать, провоцировать ярость. Но он чувствовал волю истории своего Отечества и действовал сообразно ей. В этом и заключается гений – как литератора, так и большого мыслителя.

Андрей Рудалёв Андрей Рудалёв

литературный критик, публицист, Архангельск

Пять лет назад ушел из жизни Эдуард Лимонов. Вскоре после его смерти планету накроет пандемия коронавируса, а еще менее чем через два года начнется СВО, которую бы он, без сомнения, поддержал.

Мятежный, мятущийся, ересиарх и человек с легкостью переступающий через любые условности и игнорирующий политес. Он мог вызывать совершенно разные эмоции, мог раздражать, отторгать, провоцировать ярость. Он и сам был бесконечным раздражителем, никогда не соизмерял свою точку зрения с общественным вкусом, не подстраивался под него. Скорее нарочито бросал перчатку. Человек–вызов.

В чем его загадка, что позволяло устоять на ногах, не разменять и не распродать себя? Впрочем, ответ на поверхности, и он этого не скрывал: «Великая Эпоха», которая была у него. У нас. Укорененность, горячее рукопожатие военного поколения победителей, которое он пронес не остывшим, несмотря на то что внешне и казался подобием лермонтовского «листка». Иностранцем. Но в первую очередь всегда – сын. Этого не забывал и проговаривал в любых обстоятельствах.

Эта сопричастность развила особое чувство видения исторических процессов, связанных с Отечеством.

Уже в книге «Иностранец в смутное время» Лимонов давал очень точный диагноз разрушительным вихрям перестроечной неразберихи. В публицистических высказываниях той поры сравнивал страну с падающим лифтом.

С конца 1980-х в своих выступлениях в советской прессе Лимонов предупреждал, что украинская независимость обещает быть очень кровавой. Тогда это во многом воспринималось фантазиями чудаковатого человека. Писатель, что с него взять… вот и фантазирует.

В начале 1990-х Лимонов уже говорил, что «идет необратимый процесс все большего отравления украинцев ядом агрессивного национализма», отмечал, что «повторяется случившееся в Хорватии».

Писатель приводил в пример ворох украинских националистических изданий, которые ему попались в руки, и отмечал: «Когда-нибудь эти издания будут разыскивать наши потомки, пытаясь разобраться, как же начались гражданская война на Украине и кровавый затяжной конфликт между Украиной и Россией». В них уже явственно проявлялись «первые подземные толчки гражданской войны». Он тогда всё это писал, когда мы не верили в саму возможность войны России и Украины.

Потом были высказывания про Крым, что Севастополь – русский город, и акции прямого действия его сторонников. Про защиту брошенных соотечественников, которые в одночасье оказались за пределами государства. В том числе речь шла и о ветеранах Великой Отечественной войны, в отношении которых развернулись репрессии в Прибалтике.

Выступал и против деструктивного крена, в который входила страна по путям внешней культурной, экономической оккупации. Когда об этом говорил Лимонов, или Александр Проханов, или Василий Белов, Валентин Распутин, такая позиция выставлялась маргинальной и чуть ли не экстремистской. Но времена меняются, и то писательское слово, чуткое к духу отечественной цивилизации, сейчас – официальная позиция.

Но речь можно вести не только о точном диагностировании и предчувствовании логики развития исторических процессов, но и об идеологическом целеуказании, векторе будущего. Скрепляющем цивилизацию цементе, без которого образуется вакуум, заполняемый самыми примитивными идеологиями, такими как национализм. Что и произошло в республиках Советского Союза.

В противовес этому писатель призывал «всеми силами пропагандировать традиции общежития народов вместе, связывая их с традициями отдельных народов». Это та самая история общности, единства, о необходимости которой и сейчас много говорят. Следует вновь делать акцент в первую очередь на традиции «общежития народов», которая и выстроила уникальную цивилизацию. Является важнейшим конкурентным преимуществом нашей страны, которое она могла бы предложить миру.

В последний год жизни Советского Союза Лимонов, считывая инерции разрушительных процессов, настаивал на необходимости «эмоциональной позитивной» идеологии, которая бы перезагрузила страну. В годы свирепствующего нигилизма говорил о насущной необходимости позитивных ценностей. Так и выстраивалась постепенно архитектура русского мира, противостоящего интервенции.

Затем предлагал свою формулу грядущей идеологии: «лидер – народность – традиция – народная экономическая революция». Разве сильно она отличается от того, что сейчас обсуждает российское общество, выстраивая свое целеполагание?

В начале 1990-х Лимонов писал о необходимости такого лидера, который «остановит эпидемию малодушия» и прекратит смутные времена. Это человек «плоть от плоти и кровь от крови народной», он должен стараться «не для себя, но для блага государства». «Естественный вождь». Он предугадал Путина.

Или идеология народности. Она была присуща дореволюционной и Советской России. О ней как раз и можно говорить в контексте традиционных ценностей. При этом не должно быть классового ущемления или подобия того, что происходило в ходе шоковых реформ 1990-х, растоптавших права и интересы основной массы населения.

Сейчас именно эти широкие слои народа и проявили себя в ходе СВО, показали отечественную историческую преемственность. Их воля и энергия должны приводить в движение страну. Именно они – новые элиты. Люди, введенные или ворвавшиеся в историю.

Можно вспомнить также и о том, что Лимонов ратовал за «временное закрытие»» экономики. Такая управляемая и разумная изоляция приведет к самодостаточности и экономической суверенности, писал он. Такой подход в наши дни на фоне западных санкций стали называть импортозамещением.

В годы, когда многие утверждали себя, разоблачая традиционную систему ценностей и историю, писатель говорил о консерватизме: «Если бы мне предложили назвать элементы новой идеологии Советского государства, первым я назвал бы общую ТРАДИЦИЮ многонациональной российской цивилизации».

Чувствовать волю истории своего Отечества и действовать сообразно ей. В этом и заключается гений – как литератора, так и большого мыслителя.

На Троекуровском кладбище Москвы – задумчивый Дон-Кихот из бронзы. Его копье-арматурина воткнуто в землю. На самом деле этот образ очень близок с шукшинским Егором Прокудиным из «Калины красной», припавшим щекой к родной земле. Лимонов всегда искал в ней точку опоры.

Обсуждение:9 комментариев
Сортировка:
Пол Пол
4 часа назад
Малую родину Лимонова надо возвращать, как он завещал! Харьков - это типичный русский город! Впрочем, как и Одесса с Николаевым!
Михаил Васильев Михаил Васильев
4 часа назад
это теперь вряд ли
Пол Пол
4 часа назад
;)) А вот увидишь!
Bosiy Volk Bosiy Volk
10 часов назад
умный был человек, настоящий патриот...смотрел в корень..
Igor Tr Igor Tr
8 часов назад
конечно, он смолоду метался, прошел эмиграцию, да...
но за это время он сформировал свои убеждения, за которые потом боролся и которым уже не изменял - воевал за братьев сербов в Югославии, отсидел за попытку вернуть России исконно русские земли Северного Казахстана...
человек, проживший жизнь согласно своим убеждениям, конечно, вызывал уважение...
Константин П Константин П
5 часов назад
Про майдан и Донбасс у Лимонова есть шикарная книга - "Киев капут".
Карасёв Константин Карасёв Константин
4 часа назад
Если хочешь жить красиво,
Стань таким, как Апельсинов.
Быть кумиром миллионов,
Смог посмертно наш Лимонов.
Восстановление пароля
Регистрация
Вы можете зарегистрироваться через соцсети
Сообщение
Спасибо! Ваша заявка принята.
..............