На Украине против союзных войск РФ, ЛНР и ДНР воюют иностранцы: англичане, американцы (в том числе чернокожие) и поляки. Сколько их? Наверняка много тысяч, может быть, несколько десятков тысяч или в масштабе нескольких дивизий. Говорят, что это американская ЧВК Academi, бывшая Black Water, известная своими зверствами на Ближнем Востоке. Но я думаю, это не обязательно так. Весьма возможно, что это просто кадровые военные – регулярные части НАТО под легендой ЧВК.
Может быть, они на время «командировки» формально уволились из армии и «нанялись» в ЧВК, а может, и не заморачивались. Просто надели «мультикам» без опознавательных знаков или с украинскими шевронами – и отправились на войну. Поляки, например, давно мечтали повоевать с русскими. Ну вот и отправили пару дивизий, и воюют. Участники и очевидцы недавней Харьковской операции говорят, что хребтом и нервом наступательной группировки ВСУ были подразделения, целиком состоящие из иностранцев, разговаривающих на английском или польском языках.
Я говорю это не для того, чтобы оправдать переход части Харьковской области под контроль Киева. Мол, чего вы хотели? Это же не украинцы, это настоящие натовские военные пришли! Нет. Американцы и прочие натовские солдаты – вовсе не сверхчеловеки. Их тоже можно и нужно бить. Вьетнамцы победили американцев, из Афганистана они сбежали, в Африке потерпели несколько унизительных поражений (превращенных в красивые истории о мужестве Голливудом), в Сирии правительственные войска выстояли против всего НАТО.
Наши военные тоже не раз встречались с американцами в бою, пусть и не вполне официально, и результаты были всякими. Поэтому, ну НАТО и НАТО. Я о другом. Каковы правовые основания присутствия военных из стран НАТО и вообще военной помощи Украине?
Например, Россия аккуратно относится и к духу, и к букве международного права. 21 февраля Российская Федерация заключила договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи с Донецкой народной республикой и Луганской народной республикой. Это произошло одновременно с признанием независимости народных республик. 22 февраля договоры были ратифицированы. Статьи 3-5 договоров предусматривают военное сотрудничество и военную помощь. То есть перед нами международный правовой акт (два двусторонних акта) о военном союзе. В рамках этих договоров Россия, выполняя свои обязательства, использует свои войска для защиты суверенитета ЛНР и ДНР от агрессии Украины, которая не скрывала и не скрывает своих планов по ликвидации независимых республик.
Поэтому служащие Минобороны, Росгвардии и других российских структур, выполняя свои задания, законно находятся на территориях ЛНР, ДНР и Украины и законно ведут боевые действия. Да, боевые действия тоже можно вести законно и незаконно, в соответствии с международным правом.
Конечно, часть государств может не признавать суверенитет ЛНР и ДНР и, соответственно, не признавать заключаемые республиками договоры как источник международного права. Это суверенное право данных государств – не признавать чей-то суверенитет. С другой стороны, суверенное право России, ЛНР и ДНР – признавать суверенитет друг друга и признавать собственные договоры как источники права. На данный момент уже шесть государств признали независимость ЛНР и ДНР, из них три государства – члены ООН. Поэтому республики находятся в статусе не «самопровозглашенных», а «частично признанных». В международном праве суверенитет не является предметом голосования «большинства государств». В конечном итоге он определяется по факту удержания территории и формирования эффективной власти.
- Война – это не только «физика», но и «математика»
- Денацифицировать Украину можно с помощью другой идеологии
- У ВСУ слишком велик соблазн пойти ва-банк
Поэтому, как ни крути, но правовые основания для участия России в конфликте есть. И даже сама Украина это признаёт. И так называемое мировое сообщество по факту признаёт Россию участницей военного конфликта на территории Украины, возникшего в связи с объявлением ЛНР и ДНР своей независимости. И российские солдаты не являются «иностранными наемниками» в соответствии с законами войны. Почему? Потому что их государство – Россия – открыто и официально, в соответствии с заключенными международно-правовыми договорами о военной помощи, является участником конфликта.
А что с американцами и поляками? Что с НАТО? Что с западным сообществом, которое провозглашает, что выступает «в защиту международного права»? На каком основании они оказывают военную помощь Украине?
Начнем с самого верха, с ООН. Есть ли резолюция Совета Безопасности ООН о направлении военных сил государств – членов ООН на Украину? Нет, такой резолюции нет. Ну ладно, ее и быть не может, потому что Россия – постоянный член Совета Безопасности и всегда наложит на такое решение вето. Пойдем ниже. Помощь НАТО. Как она оформлена? Вообще, чтобы НАТО полноценно участвовало в конфликте на стороне какой-то страны (согласно статье 5 Устава НАТО), эта страна должна быть членом альянса. Принята ли Украина в НАТО? Нет. На данный момент Украина является подписантом Хартии об особом партнерстве с НАТО, которая является пустой и бессмысленной бумажкой, не предусматривающей военной помощи и участия в войне на стороне Украины.
Спускаемся еще на ступеньку ниже, на уровень двусторонних международных договоров. Есть ли у Украины договор о военной помощи отдельно с США, Великобританией или Польшей? В 2021 году Зеленский подписал в Вашингтоне Соглашение об основах оборонного партнерства. Читаем этот документ: консультации, совместные исследования, разработки технологий, маркетинг. Ни слова о военном союзе, военной помощи и защите Украины путем вступления в войну на ее стороне.
Самый солидный акт – Соглашение о сотрудничестве в сфере обороны от 2018 года с Польшей. Это соглашение предусматривает предоставление вооружений и консультативной поддержки (но не участие в войне на стороне партнера) в случае объявления военного положения.
Для справки: военное положение на Украине официально не объявлено. В своей риторике все украинские политики говорят о том, что они ведут «войну с Россией», но почему-то войну России так и не объявили, военное положение так и не оформлено. Поэтому правовых оснований для получения помощи от Польши нет. С точки зрения самой Украины, она, вероятно, продолжает КТО (то есть операцию по ликвидации независимости народных республик), но в этот конфликт вступила Россия, поддержавшая «сепаратистов». А войны нет.
Так на каком же основании страны Евросоюза и НАТО оказывают военную помощь Украине, предоставляя оружие, военных специалистов и вот уже (возможно) вводя свои дивизии на украинский фронт? Ни на каком. Никакого международно-правового основания даже формально, даже «для галочки», не придумано. Это показывает глубину правового цинизма западных держав. Они призывали и заставляли всех следовать «нормам международного права», а сами не считают себя обязанными хотя бы для проформы составить какой-то документ в оправдание своих действий.
Деньги и вооружения предоставляются по внутренним нормативным актам стран: США и прочих. Акты готовит военное ведомство и одобряет, например, Конгресс. Это внутреннее законодательство. Оно не является источником международного права. Но Америка так не считает. Америка считает, что законы, принятые ее Конгрессом – это законы, которым обязан подчиняться весь мир. Никаких многосторонних или двусторонних международно-правовых взаимообязывающих договоров о военном союзе и военной помощи ни у кого с Украиной нет. Потому нет ни единого основания в международном праве для иностранного участия в боевых действиях на территории Украины, тем более на территориях ЛНР и ДНР.
Что это значит для американских, английских, польских и иных граждан, «легионеров-добровольцев», «сотрудников ЧВК», а на самом деле кадровых военных НАТО? Это значит, что, согласно международному праву и по законам войны, все они являются наемниками. На них не распространяются права комбатантов. Они могут быть противоположной стороной уничтожены без всяких ограничений, а если сдадутся в плен, то будут казнены, поскольку наказанием за наемничество может быть смертная казнь, например в ДНР. Потому что ДНР – суверенное государство, и в нем не действует мораторий на смертную казнь, который действует в России.
Для того, чтобы легализовать «работу» на Украине, например, польских военных, Варшаве необходимо заключить договор о военной помощи с Киевом и официально вступить в военный конфликт на стороне Украины, стать участником конфликта со всеми последствиями, а Киеву – объявить войну и военное положение. Либо Киев должен официально обратиться за военной помощью, как Сирия обратилась к России (соглашение было подписано в 2017 году). В любом случае нельзя действовать только на основании закулисных договоренностей или национальных правовых актов. А пока что американцев, англичан, поляков в ВФУ как бы нет. Ну, нет так нет. Похоже, судьба своих граждан не очень заботит не только Киев, но и Вашинтон, Лондон и Варшаву. Расходный материал, псы войны.
А мы так не будем. Мы так тоже кое-где и кое-когда пробовали, но нам не понравилось. Сейчас (надеюсь) ЛНР и ДНР работают над заключением официального Договора о военном союзе с Корейской Народно-Демократической Республикой, по которому КНДР официально, в полном соответствии с законами войны и с международным правом, отправит на помощь Донбассу двадцать дивизий, развернутых по штату военного времени. Когда и если это случится, ситуация начнет развиваться совершенно иным образом. Но, главное, всё будет по закону. Потому что сила в праве и в правде.