Взгляд
9 февраля, четверг  |  Последнее обновление — 09:07  |  vz.ru
Разделы

Наши мёртвые нас не оставят в беде

Андрей Полонский
Андрей Полонский, писатель, историк
Снос памятника освободителю Киева работы самого известного и всемирно признанного скульптора-монументалиста советской эпохи – это прежде всего плевок в сердце киевлян и других наших бывших и будущих соотечественников. Подробности...

Россиянам пора учиться помнить СВО

Никита Сетов
Никита Сетов, замруководителя департамента спецпроектов КГ «Полилог»
Наследие СВО, вне всяких сомнений, станет частью национальной идентичности и политико-культурного кода россиян – с укоренением в коллективном сознании результатов, наследия, итогов и последствий этой исторической эпохи. Подробности...
Обсуждение: 10 комментариев

Китай накануне генерального сражения

Тимофей Бордачёв
Тимофей Бордачёв, Программный директор клуба "Валдай"
Инцидент с воздушным шаром или развертывание новых вооружений США вблизи китайских берегов не являются признаками изменения отношений этих стран. Они уже давно являются противниками. Стороны перемещают свои силы в направлении той невидимой линии, после которой Вашингтону и Пекину останется только драться. Подробности...
Обсуждение: 16 комментариев

Иран показал уникальную подземную авиабазу

Иран впервые продемонстрировал кадры со своей подземной базы «Орел 44», на которой хранятся истребители с крылатыми ракетами большой дальности и беспилотники. Местонахождение объекта не раскрывается, однако в Тегеране утверждают, что располагают несколькими такими объектами в разных уголках страны
Подробности...

Мощное землетрясение в Турции и Сирии унесло сотни жизней

В Турции произошло мощное землетрясение, толчки от которого ощущались также в Сирии, Ливане, Иордании и Израиле. Зарегистрирована магнитуда 7,4. Землетрясение привело к большим разрушениям и унесло сотни человеческих жизней. Россия уже предложила помощь в ликвидации последствий бедствия
Подробности...

В России отпраздновали 80-летие победы в Сталинградской битве

В России отпраздновали 80-летие победы в Сталинградской битве. Памятная дата отмечается не только в России, но и за ее пределами. Основные торжества прошли в Волгограде, где состоялся военный парад и другие торжественные мероприятия. Сталинградская битва была одной из крупнейших в истории человечества
Подробности...
12:42
собственная новость

В Госдуме подвели итоги реализации нацпроектов в 2022 году

Нацпроекты показали свою гибкость и востребованность в условиях возникших перед Россией вызовов. За счет чего была оказана необходимая поддержка гражданам, отраслям экономики, а также новым регионам России. Об этом газете ВЗГЛЯД рассказал депутат Госдумы Олег Матвейчев, комментируя итоги реализации национальных проектов в 2022 году.
Подробности...
11:59

Первый передвижной клуб культуры появился в Подмосковье

Первый многофункциональный передвижной культурный центр появился в Домодедово в Московской области Подмосковье, в нем есть все необходимое для концертов и кинопоказов: сцена, полный набор световой и звуковой мультимедийной аппаратуры.
Подробности...
21:02
собственная новость

Центр реставрации книг решили создать в Кирове

Перспективы создания на базе библиотеки имени А. И. Герцена регионального центра реставрации книг обсудила министр культуры России Ольга Любимова с главой Кировской области Александром Соколовым.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Из-под завалов дома в Новосибирске после обрушения спасли женщину

    Главная тема


    Семь главных заблуждений Запада о «зимнем наступлении» России на Украине

    под прикрытием учений


    Американский журналист раскрыл заказчиков и исполнителей подрыва «Северных потоков»

    «запасы точно есть»


    Латвийский военный проговорился о применении ВСУ хлора под Артемовском

    российский исполнитель


    Минфин США исключил из санкционного списка Лепса

    Видео

    неразумная помощь


    Британия разоряется ради вооружения Украины

    ультиматум Евросоюза


    Запад превратил симулянта Саакашвили в таран против Грузии

    потолок цен


    Европа решила помочь российским нефтепродуктам

    спутниковая система


    Россия изменит подход к космической разведке

    деоккупация ДНР


    Украина лишается «третьего столпа» обороны в Донбассе

    на стороне России


    Марина Хакимова-Гатцемайер: Родина – место, где ты нужен, даже когда не нужен самому себе

    исторический фактор


    Олег Хавич: Поляки мечтают о Переяславской раде наоборот

    государственное предательство


    Антон Беликов: Где готовили этот креативный класс

    на ваш взгляд


    Как часто вы используете ненормативную лексику в разговоре?
    Тимур Шерзад

    Как авиация изменила лицо морской войны

    Тимур Шерзад
    журналист
    10 декабря 2020, 09:20

    10 декабря 1941 года японская авиация потопила два британских тяжелых корабля – линейный крейсер «Рипалс» и линкор «Принц Уэльский». В отличие от разгромов в Таранто и Перл-Харборе, случившееся в Южно-Китайском море имело принципиальное значение – большие корабли не были скованны условиями порта, могли маневрировать, вести огонь из зенитных орудий в любом направлении. Но самолет все равно оказался сильнее. Это в корне меняло облик морской войны – теперь львиная ее часть происходила в воздухе.

    Долгая эволюция

    Всесилие авиации на море сложилось, конечно, не сразу. Вначале были десятилетия проб и ошибок, смелых экспериментов и попыток найти тот самый путь. Сделать это пытались все великие державы, каждая по-своему.

    Российская империя, например, создавала гидроавиатранспорты, запускающие и принимающие для дозаправки и техобслуживания летающие лодки. Ставила на поплавки здоровенный четырехмоторный гигант «Илья Муромец». Германия разворачивала флот бомбящих Англию через Ла-Манш дирижаблей. И экспериментировала с подлодками-авианосцами, используя их в качестве стартовых площадок для самолетов, чтобы достать до стратегических целей в английском тылу.

    После Первой мировой войны большая часть экспериментов перешла к морским державам, не затронутым войной так сильно, как Европа – ими были США и Япония. Американцы пытались скрещивать воздухоплавание и авиацию, порождая настоящие летающие авианосцы из гигантских 240-метровых дирижаблей. Каждый из таких дирижаблей нес по несколько бипланчиков, которые могли «садиться» (вернее, зацепляться) обратно. Нужны они были, чтобы эффективнее патрулировать безбрежные просторы Тихого океана – предполагалось, что оттуда в любую секунду могут выскочить ранее незамеченные японские корабли и устроить что-то совсем нехорошее.

    Предположения эти оправдались – все знают, что произошло в Перл-Харборе в декабре 1941 года. Страшный разгром американскому линейному флоту японцы учинили по следам удачного британского налета на итальянскую гавань Таранто за год до этого. Правда, в Перл-Харборе были другие глубины, что затрудняло использование торпед, но японцы разработали новую технику специально под эту задачу.

    Японцы нашли ключик к воздушной войне на море – мощные авианосные соединения, собранные в единый кулак. Отбиться от такого налета мог только тот, кто имел такие же соединения. У флота, таких соединений не имевшего, практически не было шансов.

    Фото: STR New/Reuters

    Прыг-скок от базы к базе

    А через несколько дней после Перл-Харбора случилось то самое потопление британских линейных кораблей, с которого мы и начали. И стало окончательно понятно, что авианосцы годны не только на то, чтобы громить зазевавшиеся флоты в их собственных базах.

    После чего война на Тихом океане окончательно стала войной авианосцев. В ней, конечно же, участвовало много самых разных кораблей: могучие линкоры, выполнявшие «артиллерийскую» роль при обстреле берегов; многофункциональные крейсеры; уравновешивающие друг друга подлодки и эсминцы; транспортные суда. Но все эти оравы были нужны во многом для того, чтобы могли функционировать главные на морской войне нового поколения подразделения – авианосные соединения и базы береговой авиации.

    Можно сказать, что американцам сильно повезло, что налет на Перл-Харбор не задел самой ценной компоненты их флота – тяжелых авианосцев. Но в глобальном смысле это не имело никакого значения – американская промышленная мощь не оставляла японцам никаких шансов. Какой бы «морской блицкриг» они ни провели и сколько бы всего ни захватили.

    Американцы, выделяя на войну с Японией лишь треть направленных на Вторую мировую ресурсов, штамповали авианосцы как горячие пирожки, превосходя японское производство на целые порядки. А по небольшим эскортным авианосцам – буквально в десятки раз. Но самое ужасное для японцев – они имели достаточно топлива, чтобы развернуть массовую подготовку экипажей: как для разросшегося в десятки раз флота, так и для авиации. И крепкий середняк в итоге бил лучших японских асов так же, как порядок бьет класс.

    Поэтому в итоге война на Тихом океане превратилась в череду «прыжков» по островам, все ближе и ближе к самой Японии. Авианосцы прокладывали дорогу, американцы обзаводились одной базой за другой. И в итоге силами подлодок и стратегической авиации, которым теперь было совсем удобно действовать, смогли добиться полного коллапса японской промышленности. А там и советская операция в Маньчжурии подоспела, лишив японцев последней тени шанса. И в Токио сдались.

    Наследие большой войны

    Интересно, что со времен Второй мировой войны на море изменилось не так уж и много. Артиллерийские орудия практически вытеснены ракетами. Но эти изменения – не отмирание зародившейся на Тихом океане концепции ведения морского боя, а наоборот, ее развитие.

    Ракете в ряде случаев уже не нужно средство доставки в виде комплекса самолет/авианосец – ну так и замечательно! Теперь наносить мощные и очень длинные удары, которые раньше могли только авианосцы, может практически что угодно – даже маленький сторожевик или ракетный катер. 80 лет спустя мы имеем концепцию морской войны, когда практически каждый боевой корабль в каком-то смысле немного авианосец.

    А это значит, что значение воздушной компоненты в войне на море только увеличилось.

     
     
    © 2005 - 2022 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •