Взгляд
18 октября, понедельник  |  Последнее обновление — 17:43  |  vz.ru
Разделы

Обычная девушка вернула интерес россиян к космонавтике

Михаил Котов
Михаил Котов, научный журналист
«Непрофессиональный космос» – это общемировая тенденция. Еще сто лет назад, чтобы полетать на самолете, требовалось идти в летную школу, сейчас же достаточно купить билет. С космосом постепенно ситуация станет такой же. Подробности...
Обсуждение: 13 комментариев

Рано или поздно ковидом переболеет каждый

Алексей Федоров
Алексей Федоров, кардиохирург
Четвёртая волна – провинциальная. Конечно, в Москве и Питере тоже немало заболевших, но нынешний рекордный прирост как заболеваемости, так и смертности – за счёт «остальной России». Подробности...
Обсуждение: 23 комментария

Настала эпоха санитарной демократии

Кирилл Телин
Кирилл Телин, Доцент кафедры государственной политики МГУ им. М.В. Ломоносова
Сегодня безопасность вдруг стала «эпидемиологической», дисциплина – «гигиенической», а сама перевооружившаяся демократия – «санитарной». Новый импульс получают знакомые технологии контроля и наблюдения, сбора данных и фиксации поведения. Подробности...
Обсуждение: 12 комментариев

Определена самая красивая мигрантка России

На церемонии в «Президент-Отеле» объявлена победительница конкурса красоты, который провела Федерация мигрантов России. Корону получила 25-летняя Рушана Каримова из Узбекистана. В финал также вышли девушки из Киргизии и Таджикистана
Подробности...
Обсуждение: 4 комментария

Портреты победителей конкурса «Учитель года России» разных лет

4 октября в ГУМе открылась выставка портретов учителей года разных лет – все они олицетворяют собой образ современного российского педагога. Выставка будет экспонироваться до 9 октября, после этого она украсит собой праздничный концерт ко Дню Учителя в Государственном Кремлевском дворце. На фото: Екатерина Алексеевна Филиппова «Учитель года России – 1996»
Подробности...

Россия отправила в космос первый в истории киноэкипаж

Пилотируемый космический корабль «Союз МС-19», на борту которого находятся космонавт Антон Шкаплеров, актриса Юлия Пересильд и режиссер Клим Шипенко, во вторник отправился к МКС для съемок фильма «Вызов»
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Путин предложил выплачивать в ДФО 1 млн рублей на жилье при рождении третьего ребенка

    Главная тема


    Чем опасен скандал с краповыми беретами

    газопровод в Европу


    «Нафтогаз Украины» подал заявку на сертификацию «Северного потока – 2»

    усиление контроля


    В московском транспорте начали штрафовать за спущенную маску

    пробирка в СБ ООН


    Колин Пауэлл умер от коронавируса

    Видео

    бывший ссср


    Русский язык объявлен главной бедой Латвии

    Удорожание нефти, газа и угля


    Мировая инфляция стала опасной проблемой для России

    экстрадиция дипломата


    США и Кабо-Верде перед приездом Поклонской учинили правовой беспредел

    голубое топливо


    Европу лишили последней надежды на газовое спасение

    советский разведчик


    Кто подставил Рихарда Зорге

    холодная война


    Тимур Шерзад: Карибский кризис до сих пор удерживает Землю от большой войны

    поддержка экспорта


    Аркадий Комаров: На зарубежных рынках россиян никто не ждет

    номинальный партнер


    Геворг Мирзаян: Что мешает России и Ирану стать полноценными союзниками

    на ваш взгляд


    На каком основании надо выдавать российское гражданство иностранцам?
    Тимур Шерзад

    Как авиация изменила лицо морской войны

    Тимур Шерзад
    журналист
    10 декабря 2020, 09:20

    10 декабря 1941 года японская авиация потопила два британских тяжелых корабля – линейный крейсер «Рипалс» и линкор «Принц Уэльский». В отличие от разгромов в Таранто и Перл-Харборе, случившееся в Южно-Китайском море имело принципиальное значение – большие корабли не были скованны условиями порта, могли маневрировать, вести огонь из зенитных орудий в любом направлении. Но самолет все равно оказался сильнее. Это в корне меняло облик морской войны – теперь львиная ее часть происходила в воздухе.

    Долгая эволюция

    Всесилие авиации на море сложилось, конечно, не сразу. Вначале были десятилетия проб и ошибок, смелых экспериментов и попыток найти тот самый путь. Сделать это пытались все великие державы, каждая по-своему.

    Российская империя, например, создавала гидроавиатранспорты, запускающие и принимающие для дозаправки и техобслуживания летающие лодки. Ставила на поплавки здоровенный четырехмоторный гигант «Илья Муромец». Германия разворачивала флот бомбящих Англию через Ла-Манш дирижаблей. И экспериментировала с подлодками-авианосцами, используя их в качестве стартовых площадок для самолетов, чтобы достать до стратегических целей в английском тылу.

    После Первой мировой войны большая часть экспериментов перешла к морским державам, не затронутым войной так сильно, как Европа – ими были США и Япония. Американцы пытались скрещивать воздухоплавание и авиацию, порождая настоящие летающие авианосцы из гигантских 240-метровых дирижаблей. Каждый из таких дирижаблей нес по несколько бипланчиков, которые могли «садиться» (вернее, зацепляться) обратно. Нужны они были, чтобы эффективнее патрулировать безбрежные просторы Тихого океана – предполагалось, что оттуда в любую секунду могут выскочить ранее незамеченные японские корабли и устроить что-то совсем нехорошее.

    Предположения эти оправдались – все знают, что произошло в Перл-Харборе в декабре 1941 года. Страшный разгром американскому линейному флоту японцы учинили по следам удачного британского налета на итальянскую гавань Таранто за год до этого. Правда, в Перл-Харборе были другие глубины, что затрудняло использование торпед, но японцы разработали новую технику специально под эту задачу.

    Японцы нашли ключик к воздушной войне на море – мощные авианосные соединения, собранные в единый кулак. Отбиться от такого налета мог только тот, кто имел такие же соединения. У флота, таких соединений не имевшего, практически не было шансов.

    Фото: STR New/Reuters

    Прыг-скок от базы к базе

    А через несколько дней после Перл-Харбора случилось то самое потопление британских линейных кораблей, с которого мы и начали. И стало окончательно понятно, что авианосцы годны не только на то, чтобы громить зазевавшиеся флоты в их собственных базах.

    После чего война на Тихом океане окончательно стала войной авианосцев. В ней, конечно же, участвовало много самых разных кораблей: могучие линкоры, выполнявшие «артиллерийскую» роль при обстреле берегов; многофункциональные крейсеры; уравновешивающие друг друга подлодки и эсминцы; транспортные суда. Но все эти оравы были нужны во многом для того, чтобы могли функционировать главные на морской войне нового поколения подразделения – авианосные соединения и базы береговой авиации.

    Можно сказать, что американцам сильно повезло, что налет на Перл-Харбор не задел самой ценной компоненты их флота – тяжелых авианосцев. Но в глобальном смысле это не имело никакого значения – американская промышленная мощь не оставляла японцам никаких шансов. Какой бы «морской блицкриг» они ни провели и сколько бы всего ни захватили.

    Американцы, выделяя на войну с Японией лишь треть направленных на Вторую мировую ресурсов, штамповали авианосцы как горячие пирожки, превосходя японское производство на целые порядки. А по небольшим эскортным авианосцам – буквально в десятки раз. Но самое ужасное для японцев – они имели достаточно топлива, чтобы развернуть массовую подготовку экипажей: как для разросшегося в десятки раз флота, так и для авиации. И крепкий середняк в итоге бил лучших японских асов так же, как порядок бьет класс.

    Поэтому в итоге война на Тихом океане превратилась в череду «прыжков» по островам, все ближе и ближе к самой Японии. Авианосцы прокладывали дорогу, американцы обзаводились одной базой за другой. И в итоге силами подлодок и стратегической авиации, которым теперь было совсем удобно действовать, смогли добиться полного коллапса японской промышленности. А там и советская операция в Маньчжурии подоспела, лишив японцев последней тени шанса. И в Токио сдались.

    Наследие большой войны

    Интересно, что со времен Второй мировой войны на море изменилось не так уж и много. Артиллерийские орудия практически вытеснены ракетами. Но эти изменения – не отмирание зародившейся на Тихом океане концепции ведения морского боя, а наоборот, ее развитие.

    Ракете в ряде случаев уже не нужно средство доставки в виде комплекса самолет/авианосец – ну так и замечательно! Теперь наносить мощные и очень длинные удары, которые раньше могли только авианосцы, может практически что угодно – даже маленький сторожевик или ракетный катер. 80 лет спустя мы имеем концепцию морской войны, когда практически каждый боевой корабль в каком-то смысле немного авианосец.

    А это значит, что значение воздушной компоненты в войне на море только увеличилось.


    Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь
     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •