На карту поставлено существование Евросоюза

@ Michael Kappeler/DPA/Global Look Press

22 июня 2018, 19:32 Мнение

На карту поставлено существование Евросоюза

Немецкое коалиционное правительство оказалось под угрозой. Министр внутренних дел и глава партии ХСС Хорст Зеехофер выдвинул Меркель ультиматум – в течение двух недель дать ответ на его решение по выходу из миграционного тупика.

Наталия Янкова Наталия Янкова

публицист (Германия)

Ни для кого не секрет, что Германия переживает тяжелейший кризис, возникший как следствие миграционной политики канцлерин Меркель.

Рожденное в муках (продолжавшихся полгода после выборов) немецкое коалиционное правительство оказалось под угрозой. Да и сама Меркель может не удержаться в кресле канцлера, несмотря на ее уникальный хватательный рефлекс.

В коалиции возникли серьезнейшие разногласия: министр внутренних дел и глава партии ХСС Хорст Зеехофер выдвинул Меркель ультиматум – в течение двух недель дать ответ на его решение по выходу из миграционного тупика.

Дело в том, что по так называемому Дублинскому соглашению беженцы, прибывшие в страну Европейского союза и там же зарегистрированные, должны и оставаться по месту регистрации. Но как минимум с 2015 года это правило систематически нарушалось. Около полутора миллионов, а возможно, и больше беженцев оказались в Германии как стране, наиболее привлекательной для убежища.

Теперь же Зеехофер, став министром внутренних дел, пытается отыграть ситуацию. Впрочем, намеревался он это сделать и раньше – споры с Меркель по вопросу беженцев не утихали с начала миграционного кризиса.

Зеехофер объявил, что те беженцы, которые уже зарегистрированы в другой стране или не получили статус беженца по объективным причинам, отныне не смогут пересекать границу Германии. Меркель отвергла это решение, несмотря на его законность. Но партия Зеехофера и даже большинство партии Меркель (ХДС) на стороне министра.

Так что справиться с Зеехофером у нее пока не выходит. Хотя она уже и намекнула, что обладает достаточной властью, чтобы снять его с поста министра. Зеехофер отреагировал коротко: «Пусть попробует». Что ж, подобное решение действительно будет означать развал правящей коалиции, а самой Ангеле сулит пенсию, ну или в лучшем случае место в Европарламенте.

Теперь Меркель собирается обсудить этот вопрос в Брюсселе в воскресенье, на рабочей встрече с представителями стран, заинтересованных в разрешении миграционного кризиса. Официальный саммит Евросоюза на ту же тему намечен на 28 и 29 июня.

В преддверии этих встреч она судорожно пытается завоевать возможных союзников. Ключевой из них, разумеется, французский президент Макрон. Разумеется, Меркель должна что-то предложить взамен. В свою очередь Макрон, как не очень гибкий, но по-наполеоновски самоуверенный молодой политик, закидал канцлерин предложениями, которые, надо сказать, не новы.

Его давнишняя цель – реализовать свои планы по реформированию ЕС, главным же образом речь идет о создании единого европейского бюджета и единой армии. К этим планам Макрона канцлерин всегда относилась скептически. Правда, сейчас ей, кажется, вовсе не до судьбы ЕС. Ей бы свою политическую судьбу наладить.

Макрон же рассчитывал, что именно теперь и настал подходящий момент, и растерянная Ангела примет едва ли не любое предложение, только бы приобрести дополнительную поддержку. Конечно, как политик Меркель намного опытней романтичного Макрона и с такими, как он, умеет держать паузу.

Следующая ключевая страна Евросоюза – Италия. Еще не начался саммит ЕС, а с ней у Германии уже возникли трения

Меркель сообщила премьеру Джузеппе Конте в телефонном разговоре, что она уже «набросала предварительный план, который должен быть принят в воскресенье всеми участниками». Это, кроме самой Германии, Франция, Италия, Австрия, Греция, Испания, Мальта, Болгария, Бельгия и Нидерланды.

Конте возмутился и ответил, что «никто не должен в обход всех участников, имеющих определенную позицию, проводить собственное решение». Министр внутренних дел Италии Маттео Сальвини оказался еще категоричней: «так как решение уже известно и не соответствует ожиданиям участников, Италия будет бойкотировать саммит».

Конечно, немецкая пресса тут же напомнила, что новый министр – член правой радикальной партии Lega и вообще правительство Италии теперь правое.

То, что стиль правления Меркель на самом деле не имеет мало общего с демократией, подтверждается и полугодовыми «исканиями» в вопросах формирования правительства, в результате которых все осталось так же, как и до выборов.

Члены ЕС уже сполна «наелись» такой меркелевской демократии. Неслучайно в правительства стран приходит все больше представителей партий, резко не согласных с политикой госпожи Ангелы. Очевидно, что и большинство немцев сегодня мечтает о другом канцлере.

Когда-то Меркель сказала в адрес Гельмута Коля: «Эра Коля закончилась! Мы должны дистанцироваться от него». Теперь же эти слова применимы и к ней самой.

Итак, сегодня все немецкое общество в напряжении следит за решающей схваткой Зеехофера и Меркель, а на карту поставлено не только кресло канцлера, но и существование Евросоюза, в котором уже давно слишком много недовольных отсутствием прав и обилием обязанностей.

..............