Взгляд
26 февраля, понедельник  |  Последнее обновление — 02:13  |  vz.ru
Разделы

А может, не нужно России быть сверхдержавой?

Антон Крылов, журналист
Прежде чем давать достойный ответ американцам в стиле запорожцев «свиняча ти морда, кобиляча срака», хорошо бы понять, что мы сами имеем в виду, когда уверенно отвечаем на вопрос «А нужно ли России быть сверхдержавой?». Подробности...
Обсуждение: 426 комментариев

Втянуть Церковь в выборы

Роман Силантьев, религиовед, доктор исторических наук, руководитель Правозащитного центра Всемирного русского народного собора
Церковь заняла позицию дружественного нейтралитета по отношению ко всем кандидатам, потому что любой кандидат заинтересован в явке. А какую позицию заняли господа оппозиционные кандидаты? Ограничимся наиболее заметными из них. Подробности...
Обсуждение: 69 комментариев

Любой вправе считать свой народ носителем хамства, наглости, злобы. Но

Сергей Лукьяненко, писатель
Любой человек вправе считать свою страну и ее народ носителями хамства, наглости, злобы и т.д. И нельзя за это преследовать, лишать гражданства и бить в подворотне. Но должна быть и ответная любезность для сохранения равновесия в природе. Подробности...
Обсуждение: 201 комментарий

    В Пхенчхане завершились XXIII зимние Олимпийские игры

    XXIII зимние Олимпийские игры завершены. Олимпиада в Пхенчхане запомнится не только интригами вокруг сборной России, которой так и не вернули национальный флаг, благодаря олимпийскому золоту наших хоккеистов – первому за 26 лет
    Подробности...

    Российские фигуристки завоевали золото и серебро на Олимпиаде

    Олимпийской чемпионкой в женском одиночном катании стала россиянка Алина Загитова. Двукратная чемпионка мира Евгения Медведева завоевала серебро. Причем разница в результатах Загитовой и Медведевой составила всего 1,31 балла
    Подробности...

    В Калужской области на Масленицу спалили «католический храм»

    Блогеров шокировало сожжение «католического храма» в Калужской области. Так выглядел перформанс в парке «Никола-Ленивец» по случаю Масленицы. В РПЦ уже выразили свое возмущение. Актер Максим Галкин задался вопросом, не нарушает ли этот перформанс статью УК о запрете богохульства
    Подробности...
    Обсуждение: 36 комментариев

        НОВОСТЬ ЧАСА:В британском Лестере прогремел мощный взрыв

        Главная тема


        Киев готовится повоевать с Россией уже через три года

        информационная война


        Американские СМИ оскорбительно отреагировали на победу сборной России по хоккею

        Русское золото


        Немцы назвали хоккейный финал Олимпиады «самым крутым поражением»

        Особый случай


        Криминальный авторитет разбил голову ветерану «АТО»

        «борьба будет продолжена»


        МИД РФ рассказал об успешном противостоянии странам Запада в Совбезе ООН

        «гнать и стрелять»


        Украинский юрист: Киев отрезал от себя Крым по заготовленному сценарию

        после триумфа


        Источники назвали имя возможного нового тренера сборной России по хоккею

        «встал и ушел»


        Познер рассказал о скандале в эфире «Аль-Джазиры»

        Национальный вопрос


        Трагедия в Кизляре напомнила о судьбе всех русских Дагестана

        «Промысел Божий о России»


        Андрей Бабицкий: Русский человек возвращается к умению жить, любить и радоваься

        «хамство, наглость, злоба»


        Ирина Алкснис: Алексей Серебряков вовсе не является каким-то выродком и ренегатом

        допинг в керлинге


        Эдуард Биров: Они будут бить до конца. Над нами не просто издеваются – это побочная задача

        на ваш взгляд


        В США заявляют, что «не допустят возвращения России статуса сверхдержавы». А нужно ли России быть сверхдержавой?


        Александр Васильев

        Что скажет фильм «Скиф» о русских начала ХХI века

        Александр Васильев
        редактор раздела «Мнения» газеты ВЗГЛЯД
        24 января 2018, 20:00

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        Российское кино, отметившееся в прошлом году небывалыми финансовыми достижениями и непрерывными скандалами, возвращается после новогодних каникул рекордными кассовыми сборами «Движения вверх» и схваткой мединских скифов с английскими медведями.

        «Скиф» 2018

        Если вы пропустили первый киноскандал 2018 года (а следом за ним уже случился и второй), то я вам в двух словах расскажу.

        По требованию Министерства культуры российскую премьеру продолжения английской семейной комедии про приключения перуанского медвежонка перенесли ради поддержки фильма «Скиф» – продукта отечественных кинематографистов.

        Прокатчики такой протекционистской мере возмутились, подключили «тяжелую артиллерию», и в итоге министерство пошло на компромисс.

        Фото: Кинокомпания СТВ

        Нет, разводить во времени громкие отечественные и зарубежные премьеры в Минкульте пробовали и раньше, но только сейчас циркуляр был доведен до исполнителей в тот момент, когда кассы кинотеатров уже вовсю продавали билеты.

        Так чего же ради нагородили этот огород?

        По опыту фильма «Викинг», который был не про викинга, несложно догадаться, что фильм «Скиф» будет не про скифа.

        Понятно, что яркий заголовок, привлекающий внимание аудитории, но не соответствующий содержанию произведения, – это сегодня скорее норма, чем досадное исключение. Но на чем же в данном конкретном случае строился коммерческий расчет?

        Название «Викинг» явно апеллирует не просто к раскрученному в современной массовой культуре образу северных варваров, но к невероятно успешному американскому телесериалу «Викинги». В ситуации же со «Скифом» никаких громких западных медиапродуктов, на успехах которых можно было бы паразитировать, не наблюдается (если не считать таковым скандал со «скифским золотом» крымских музеев).

        Но в этот раз западной раскрутки и не требуется. Справимся сами. Ведь слово «скиф» апеллирует к образам, хотя бы в общих чертах знакомым любому культурному русскому человеку.

        Скифы – это азиаты

        Наверное, впервые в современной истории России тема скифов была актуализирована историком раннепетровского времени А. И. Лызловым. Будучи сам участником русско-турецкой войны, он написал труд «Скифская история» (1692), посвященный борьбе с монголами, татарами и турками, которые и выведены в произведении как потомки скифов.

        В конце XVII в. русские воевали с турками в составе широкой общеевропейской коалиции, и вполне логичной выглядит попытка осмыслить свое место в Европе путем противопоставления «россиан», издавна сражающихся на стороне христианской цивилизации, азиатскому варварству скифов.

        О том, что для эпохи барокко такой взгляд был вполне органичным, свидетельствует и оговорка русского поэта и дипломата времен Анны Иоанновны Антиоха Кантемира. В своей «Песне в похвалу наук» (1734), упоминая скифов, он делает пометку: «татаре, сиреч».

        Этот взгляд на скифов как антагонистов славян, заложивших основу всем последующим столкновениям степных кочевников с русскими, будет сохраняться и позднее.

        Его наиболее ярким визуальным выражением является картина Васнецова «Бой скифов со славянами» (1881). Написанная по заказу Саввы Мамонтова для управления Донецкой каменноугольной железной дороги, она была призвана символизировать прошлое края – борьбу русских с татарами и турками за обладание Причерноморьем.

        Скифы  это мы

        В конце XVIII в. в русской культуре возникает и противоположный образ скифов: не как антагонистов славян и прародителей всех последующих азиатских кочевников, враждебных русским, но как предков самих славян и русских.

        Его создательницей стала императрица Екатерина Великая, которая новым позиционированием древнего народа решала целый комплекс идеологических задач. Вот как характеризует этот процесс литературовед Кирилл Головастиков:

        «В вышедших в 1787 году «Записках касательно российской истории» Екатерина описывает быт скифских племен с проекцией на выстраиваемую ею в те же годы концепцию русского национального характера:

        «Дария, царя персидского, они со стыдом прогнали. Кир со всею армией против скифов удачи не имел. <...> Римлянам скифы никогда покорны не были. Один Александр Македонский имел успех противу скифов и заключил с ними союз. <...> Северные скифы одного языка со славянами. <...> Жены езжали с мужами на войну».

        Совсем иные, но не менее идеологизированные задачи решал уже в середине ХХ века советский академик Б. А. Рыбаков. На волне позднесталинского русского патриотизма он построил концепцию этногенеза славян, обосновывающую глубочайшую автохтонность наших предков на просторах Восточной Европы.

        Согласно его представлениям, оседлое земледельческое население Поднепровья, названное Геродотом скифами-пахарями, следует считать славянами эпохи раннего железного века. Более того, Борис Александрович даже умудрился разглядеть в геродотовой Скифии очертания восточнославянских племен из Повести временных лет.

        Сегодня такие взгляды в исторической науке утратили свою актуальность, и уже никто из исследователей не говорит о славянах ранее V в. н. э., а об их непосредственных предках – ранее I в. н. э. Так же как никто не говорит о скифах в Поднепровье позднее IV в. н. э.

        Никакой генетической, материальной преемственности между теми и другим проследить невозможно. Разница слишком очевидна, разрывы слишком велики.

        «Скифская война» и культурная связь

        Но вернемся немного назад, в эпоху, когда научное изучение истории скифов и славян еще не начиналось, зато в полной мере взошли семена классицизма, посеянные в русскую почву Екатериной.

        Вся Отечественная война 1812 года, с вторжением с запада в пределы России «двунадесять язык», стратегическим отступлением русских, пожаром Москвы и, наконец, бегством Наполеона, бросившего свою умирающую «Великую армию», однозначно воспринималась русским обществом как повторение событий, описанных Геродотом.

        Как известно в 514 г. до н. э. (может, раньше, а может, позже) восточный деспот Дарий I Великий вторгся с запада в пределы Скифии, где погубил свою армию, не сумев навязать скифам решающего сражения, побежденный климатом, пространствами и партизанской войной.

        Уже в 1813 году военный историк, полковник П. А. Чуйкевич писал в своей брошюре о победе над Наполеоном, что тот «забыл историю храбрых скифов, гибель Кира, постыдное бегство Дария, отступление Александра Македонского». Это же буквально конспект приведенных выше екатерининских строчек!

        А автор плана «скифской войны» Барклай-де-Толли будто бы еще в 1807 г. самолично говорил историку Бартольду Нибуру, что «надеялся завлечь великолепную французскую армию в самое сердце России, даже за Москву, истощить ее, удалить от операционной базы, дать ей израсходовать свои ресурсы и снаряжение, а потом, управляя русскими резервами и с помощью сурового климата, перейти в наступление и дать Наполеону найти на берегах Волги вторую Полтаву».

        Так «скифский» паттерн русской истории объединяет в одно повествование викторию под Полтавой в 1709-м, изгнание врага в 1812-м и его разгром на берегах Волги уже в 1943-м.

        Как же возможно это объяснить, если с одной стороны стоять на научных позициях отрицания генетического родства скифов и русских, а с другой – не ударяться в спекуляции в духе Носовского и Фоменко?

        Объяснить этот феномен сто лет назад смог один из величайших историков ХХ века Михаил Иванович Ростовцев.

        В первых строках своей знаменитой работы «Эллинство и Иранство на юге России» он следующим образом описывает природу этой связи:

        «A priori непонятно, и не может быть понятно, какая может быть связь между эллинами и иранцами, сидевшими на юге России в эпоху, когда о славянах и русских мы ничего не знаем, с нашей историей и нашей культурой. Между тем, эта связь не этнографическая и не политическая, а культурная, связь преемственности, имеется и определяет собою культурные особенности жизненного уклада того, что позднее сделалось Россией, в наиболее ранние эпохи существования этой части культурного мира».

        Скифы  это азиаты, а значит – это мы

        В том же 1918 г., когда в охваченном революцией Петрограде выходит «Эллинство и Иранство» Ростовцева, а сам Михаил Иванович навсегда покидает Родину, свое последнее стихотворение пишет Александр Блок.

        Оно было опубликовано в одноименном альманахе «Скифы», авторы которого – близкие левым эсерам поэты и литераторы – горячо приветствовали революцию, видя в ней обновляющую силу всемирно исторического масштаба. Объединявшее их идеологическое направление так и называлось – «скифство».

        Блок, глубоко задетый грабительскими требованиями немцев на мирных переговорах в Бресте и реакцией на них бывших союзников по Антанте, разражается в адрес готовых задушить русскую революцию европейцев знаменитой угрожающе гневной строфой:

        Мильоны  вас. Нас  тьмы, и тьмы, и тьмы.

        Попробуйте, сразитесь с нами!

        Да, скифы  мы! Да, азиаты  мы,

        С раскосыми и жадными очами!

        Получается, что поэт как бы примиряет лызловских, барочных скифов-монголов и екатерининских, классицистских скифов-русских. Заглянув в тусклое скифское зеркало, он увидел там то ли искаженное гримасой отчаяния и гнева русское лицо, то ли «азиатскую рожу» косоглазого монгола.

        На самом деле Блок всего лишь выразил типичный русский аффект – обиду, выливающуюся в стремление максимального взаимного удаления, если не физического, то хотя бы символического.

        Удивительно, но из этой поэтической строфы, брошенной ранимым художником в эмоциональном порыве, как из гоголевской «Шинели», вышло впоследствии целое политическое течение, находящее приверженцев и поныне – евразийство.

        Скифское зеркало русской культуры

        Таков максимально коротко и схематично набор ассоциаций, которые вызывает в любом русском человеке слово «скиф» и на которые рассчитан коммерческий эффект нынешнего фильма.

        Надеюсь, из этого обзора стало понятно, что в каждый из периодов русская культура находила в скифском наследии что-то свое, что-то, что позволяет нам понять не столько собственно скифов, сколько нас самих.

        Что же скажет потомкам о русских начала ХХI века художественный фильм «Скиф»?

        Обсуждать его содержание нет никакого смысла. Заголовки рецензий говорят сами за себя. «Упыри в навозе режут друг друга» – историк, оружиевед, реконструктор Клим Жуков; «Грязь на экране и смех за кадром» – историк, публицист Михаил Диунов.

        И тем не менее,

        создатели фильма открывают совершенно новый для русской культуры взгляд на скифов.

        Скиф – это не азиатский кочевник (они показаны в фильме отдельно), не русич-славянин и не их евразийский гибрид. Скиф – это... эльф.

        Авторы попытались укрыться от стрел критики в свой адрес тем, что фильм, мол, не исторический, а фэнтезийный. Конечно, и на том спасибо, что в сценаристы этой киноподелки посмертно не зачислен сам Геродот (Нестору Летописцу вот год назад повезло куда меньше).

        Однако и фэнтези – это весьма почтенный жанр, у которого – сюрприз! – существуют собственные каноны, нарушать которые чревато.

        Кривые бревна, грязь, лесные мужики в масках, викинги в рыцарских латах и слова, взятые из учебника истории России...

        Да это же «13-й воин» (1999), в котором Антонио Бандерас изображает арабского путешественника ибн Фадлана, оставившего нам подробное описание встреченных им на Волге русов. А знаете, чем запомнился этот фильм в истории кинематографа? Правильно – грандиозным финансовым провалом. Даже для Голливуда предложенный микс оказался несъедобным.

        И вот тут мы приходим к самому главному.

        У американцев нет ни собственной древней, ни собственной средневековой истории. Поэтому они без всякого зазрения совести тянут в свою массовую культуру все и отовсюду, произвольно смешивая, интерпретируя и преображая.

        Конан-варвар писателя Роберта Говарда (его эпигонов и подражателей) и кинорежиссера Джона Милиуса может быть хоть киммерийцем, хоть дотракийцем. Тринадцатый воин писателя и режиссера Майкла Крайтона может быть хоть ибн Фадланом, хоть Оби-Ваном. И то и другое для Голливуда и его аудитории набор звуков – не более.

        Но мы-то вроде как совсем другое дело? У нас и Геродот, и Нестор, и Лызлов, и Екатерина, и Барклай-де-Толли, и Васнецов, и Ростовцев, и Блок, и Рыбаков. Все наше, все родное. Протяни руку и потрогай.

        Но нет. Сделав своего «Скифа» таким, как они его сделали, авторы фильма и все причастные к его производству хотят сказать всем нам и последующим поколениям: «Да, янки мы, да – американцы, с бесстыжими и глупыми очами».


        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

        Другие мнения

        А может, не нужно России быть сверхдержавой?

        Антон Крылов, журналист
        Прежде чем давать достойный ответ американцам в стиле запорожцев «свиняча ти морда, кобиляча срака», хорошо бы понять, что мы сами имеем в виду, когда уверенно отвечаем на вопрос «А нужно ли России быть сверхдержавой?». Подробности...

        Втянуть Церковь в выборы

        Роман Силантьев, религиовед, доктор исторических наук, руководитель Правозащитного центра Всемирного русского народного собора
        Церковь заняла позицию дружественного нейтралитета по отношению ко всем кандидатам, потому что любой кандидат заинтересован в явке. А какую позицию заняли господа оппозиционные кандидаты? Ограничимся наиболее заметными из них. Подробности...

        Любой вправе считать свой народ носителем хамства, наглости, злобы. Но

        Сергей Лукьяненко, писатель
        Любой человек вправе считать свою страну и ее народ носителями хамства, наглости, злобы и т.д. И нельзя за это преследовать, лишать гражданства и бить в подворотне. Но должна быть и ответная любезность для сохранения равновесия в природе. Подробности...
        Обсуждение: 25 комментариев

        Серебряков навсегда останется русским

        Ирина Алкснис, обозреватель РИА «Новости»
        Актер Серебряков заявил, что национальная идея России заключается в силе, наглости и хамстве. Людей, негативно высказавшихся о Серебрякове, хватает и без меня. Мне кажется, что стоит взглянуть на ситуацию с другого угла зрения. Подробности...
        Обсуждение: 103 комментария

        Сейчас Дагестан переживает очень тяжелые дни

        Максим Шевченко, журналист, политолог
        В городе Кизляр произошла чудовищная трагедия – на территории православного храма подонок расстрелял нескольких женщин. Выражаю свои соболезнования и хочу поговорить о том, кто этот ублюдок и почему он это сделал. Подробности...
        Обсуждение: 50 комментариев

        На Западе Порошенко не простят обмана

        Вадим Самодуров, гендиректор Агентства стратегических коммуникаций
        Закон о реинтеграции – запоздалая попытка легализовать насилие и применение армии против жителей Донбасса, и он не спасет Порошенко с Турчиновым от наказания за нарушение законов собственной страны. Подробности...
        Обсуждение: 23 комментария

        Промысел Божий о России стал заметен, как никогда раньше

        Андрей Бабицкий, журналист
        Если подвиг рядового Евгения Родионова казался совершенным вопреки сгустившемуся в России мраку, то недавние примеры смерти русских христиан за други своя воспринимаются как знамения возрождающейся крепости общественного духа. Подробности...
        Обсуждение: 152 комментария

        Рейган незаконно спасал «своих парней», а Обама и Хиллари «своих» бросили

        Дмитрий Дробницкий, политолог, американист
        История США изобилует скандалами, связанными с действиями спецслужб и спецподразделений за рубежом. Я напомню о двух таких историях. С очень разными долгосрочными последствиями. Интересны в них именно эти последствия. И вот почему. Подробности...
        Обсуждение: 17 комментариев

        Я оказалась в английской тюрьме на почве расизма и классовой ненависти

        Текст дня, лучшие материалы блогосферы
        Меня очень надломила эта ситуация морально, я чувствую большое разочарование в лондонском правительстве и его принципах, я чувствую боль, недоумение, возмущение. Я прошу помочь мне разобраться с тем, что произошло. Подробности...
        Обсуждение: 91 комментарий

        Кому была выгодна работа снайперов на Майдане

        Сергей Григоров, историк, политик
        19 февраля Янукович под чьим-то давлением прекращает разгон Майдана, который он технически разогнать мог. А на следующий день происходят убийства, которые меняют всё. У любого здравомыслящего человека возникают вопросы. Подробности...
        Обсуждение: 17 комментариев
         
         
        © 2005 - 2017 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost Apple iTunes Google Play
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............