Взгляд
6 декабря, понедельник  |  Последнее обновление — 23:55  |  vz.ru
Разделы

Киеву придется заплатить непомерную цену

Андрей Колесник
Андрей Колесник, ветеран спецназа ВМФ, депутат Госдумы
Пусть киевская шпана поймет наконец очевидную вещь. За любую агрессию против русских людей в Донбассе им придется умыться кровью по полной программе. Украина утратит вооруженные силы, территорию, текущую политическую систему. Это вовсе не китайское – это предельно ясное, жесткое русское предупреждение. Подробности...
Обсуждение: 28 комментариев

Верните русских!

Сергей Мардан
Сергей Мардан, публицист
России нужны люди. Не рабочие руки, как уверяют чиновники с равнодушными глазами, а люди. Свои, родные, наши, соотечественники. Подробности...
Обсуждение: 39 комментариев

Украинцам навязывают мову, а они слушают русские песни

Антон Крылов
Антон Крылов, журналист
Украинская молодежь плевать хочет на очередную волну антироссийской истерии, на тотальное внедрение мовы и на прочие спецэффекты обострившегося нацстроительства – и продолжает спокойно жить в русском культурном поле. Подробности...
Обсуждение: 6 комментариев

Меркель проводили на пенсию музыкой из ГДР и факелами

В Берлине во дворе министерства обороны прошла церемония прощания с покидающей пост канцлера ФРГ Ангелой Меркель. Церемония всегда проходит вечером и состоит из нескольких музыкальных композиций, включая национальный гимн и марш. Кроме того, по традиции зажигаются факелы
Подробности...

Сибирячки встретили приход зимы в купальниках и катанием на сап-досках

Жители Новосибирска устроили акцию «Белые пляжи Сибири» в честь прихода зимы. Несмотря на мороз, сибирячки организовали заплыв на сап-досках в купальниках и провели фотосессию на фоне Оби. Акция проходит уже несколько лет и приобрела популярность
Подробности...

Умер певец и композитор Александр Градский

Народный артист России, певец и композитор Александр Градский умер в возрасте 72 лет. Причиной смерти стал инфаркт головного мозга. Здоровье музыканта ухудшилось после перенесенного коронавируса, но несмотря на плохое самочувствие, он до последнего продолжал работать
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: США решили устроить дипломатический бойкот Олимпийских игр в Китае

    Главная тема


    Бельгия нанесла поражение латышским нацистам

    «географический театр»


    В США утверждают о готовности России «напасть» на Украину с Запада

    «только славянам»


    ЦИАН запретит объявления с указанием национальности квартирантов

    исчезающие сообщения


    Цукерберг анонсировал важные изменения в WhatsApp

    Видео

    30-летие роспуска СССР


    Как Горбачев пытался спасти Советский Союз

    критическая зависимость


    Как российскому автопрому обрести больше свободы от импорта

    переговоры лидеров


    Путин научит Байдена различать «красные линии» на Украине

    транзит товаров


    Литва превратилась в подопытного кролика Китая

    храм Христа Спасителя


    Как советская власть уничтожала наследие русской истории

    русское культурное поле


    Антон Крылов: Украинцам навязывают мову, а они слушают русские песни

    родные соотечественники


    Сергей Мардан: Верните русских!

    русское предупреждение


    Андрей Колесник: Киеву придется заплатить непомерную цену

    на ваш взгляд


    Пугают ли вас ИНН, QR-коды и прочие присваиваемые людям цифровые идентификаторы?
    Эдуард Биров

    Откуда взялся «православный ИГИЛ»

    Эдуард Биров
    журналист
    12 сентября 2017, 21:35

    Медийная страшилка «православный ИГИЛ* терроризирует культуру», похоже, может стать одним из главных сюжетов либеральной пропаганды в новом политическом сезоне вплоть до выборов президента. Повод тому – многосерийное противостояние депутата Натальи Поклонской и режиссера Алексея Учителя вокруг фильма «Матильда», перешедшее от словесных перепалок и депутатских запросов к судебным искам и... поджогам.

    Впрочем, последние пока выглядят странно, и их связь с Поклонской не установлена, однако в СМИ новости о них подаются под хэштегами #Матильда, #Поклонская, #Учитель – то ли для удобства, то ли от недостатка ума. Находятся и такие издания, которые увязывают эти события воедино под заголовками типа «Бойцы «Христианского государства». Жертвы православных экстремистов просят помощи у ФСБ».

    Тем самым проводится прямое сравнение недовольных фильмом, по их мнению, порочащим память Николая II, с экстремистами и даже террористами, а любая гражданская активность православных выдается за фундаментализм фанатиков.

    Между тем в России начинается показ фильма «Матильда» – первыми зрителями получасовой нарезки фильма стали жители Владивостока, 23 октября состоится премьера в Санкт-Петербурге, 24-го – в Москве, а с 26-го должен начаться прокат по территории России (правда, не всей, некоторые регионы уже отказались от фильма).

    Чтобы не допустить разжигания вражды с любой стороны, необходимо прекратить религиозные и политические спекуляции и провокации вокруг этой картины. Но это не отменяет необходимости разговора о содержании конфликта: важно понять, почему он вообще возник и в чем его первоначальная причина.

    Фото: из личного архива

    Прежде всего стоит обратить внимание на то, что Наталья Поклонская при всей своей эмоциональности старается противодействовать показу фильма исключительно в правовом русле и пользуясь депутатскими полномочиями – сначала через запросы в прокуратуру, другие правоохранительные органы, затем в Счетную палату, а недавно она подала в Октябрьский райсуд Петербурга иск о защите чести и достоинства к творческо-производственному объединению «Рок» от имени гражданки Канады, некогда жены племянника Николая II, О. Н. Куликовской-Романовой.

    Первыми зрителями получасовой нарезки фильма стали жители Владивостока (фото: Юрий Смитюк/ТАСС)

    Первыми зрителями получасовой нарезки фильма стали жители Владивостока (фото: Юрий Смитюк/ТАСС)

    Кроме того, Поклонская призвала Минкультуры принять меры к тому, чтобы фильм «Матильда» не вышел в прокат, а также поддержала призыв митрополита Владивостокского и Приморского Вениамина «горячей молитвой» отвратить от русской земли «всякую нечисть и божие наказание» в виде показа фрагмента фильма «Матильда».

    Такие шаги могут вызывать недоумение или недовольство, но они не являются призывами к насилию.

    Поклонская пытается всеми законными способами и силой убеждения – законом, словом и молитвой (пусть не всегда удачно и продуманно, порой и вовсе неловко, но искренне и горячо) – остановить то, что, по мнению ее и десятков тысяч верующих, является оскорбительным и недопустимым.

    Да-да, слышу единственно сильный аргумент ее противников «не смотрела, но осуждает» – на него отвечу чуть позже.

    Для начала следует признать, что действия Поклонской не имеют ничего общего с акциями насилия якобы «православных экстремистов», о чем она накануне открыто и заявила:

    «Решительно осуждаю любое проявление насилия, тем более представляемое под видом экстремистской деятельности в религиозной сфере. Понимаю, что все это часть определенного плана, направленного на дестабилизацию общества, разобщение людей, дискредитацию православных верующих».

    А кто же совершает поджоги и запугивания?

    Авторами пресловутого письма-угрозы в адрес кинотеатров в случае показа фильма «Матильда» являются участники некоего полумифического движения «Христианское государство – Святая Русь». Если судить по фанатичным выступлениям его лидера Александра Калинина, то можно принять их за типичных сектантов, полоумных фанатиков, коих хватает в любой конфессии.

    Но некоторые факты биографии второго представителя псевдохристианского движения Мирона Кравченко говорят о другом. Этот ныне «православный активист», как выяснили коллеги из издания «Псковская губерния», «в августе 2015 года принимал участие в Киеве в учредительной конференции по созданию «Антипутинского информационного фронта»... В 2004 году вступил в «Союз православных хоругвеносцев», а позднее стал казаком.

    В 2011–2012 годах занимался организацией русского движения в Мурманске (на базе созданной им местной ячейки партии «Великая Россия»). Принимал активное участие в проведении первого в регионе «Русского Марша». Был координатором дискуссионной площадки «Русскій клубъ въ Украинiъ», координатором «Русского эмигрантского клуба».

    В интернете еще остались фотографии «православного активиста» Мирона Кравченко с чубом на голове, выступающего на «антипутинском фронте», и вот он уже, обзаведясь бородкой, вещает о богоизбранном русском народе, совершая грубую подмену русской идеи агрессивным лживым мессианством наподобие бандеровщины. От этой фигуры за версту несет грязной политической манипуляцией, и Наталье Поклонской следовало бы обратить внимание прокуратуры именно на это.

    На ваш взгляд

     
    Поддерживаете ли вы идею ограничить в России прокат фильма «Матильда» (даже еще не видя его)?



    Обсуждение:  622 комментария
    Но уже и так понятно, что часть насильственных действий против фильма Учителя совершается не православными активистами, а типичными провокаторами, прикрывающимися православием. А значит, они направлены как раз против Церкви и для дискредитации тех православных, кто выступает против фильма.

    Характерно, что адвокат режиссера Учителя Константин Добрынин преподносит каждый акт насилия – поджог киностудии «Лендок» и сожжение автомобилей – как заведомо связанный с Поклонской.

    Так, фотографии сожженных возле офиса машин он сопровождает словами: «Пока Поклонская рассказывает всем о каких-то исках родственников святого царя и пытается запретить фильм, ее сторонники продолжают кидать коктейли Молотова и жечь», – хотя прекрасно понимает бездоказательность утверждения.

    Другими словами, перед нами пример манипуляции со стороны тех, кто вроде бы выступает в роли жертв «православного террора». Несомненно, это не делает чести самому режиссеру фильма и заставляет задуматься о неоднозначности происходящего.

    Впрочем, как минимум один акт насилия против показа картины совершен, похоже, искренно верующим человеком. Речь о Денисе Мурашове, который в Екатеринбурге на грузовике протаранил кинотеатр «Космос», где планировался показ «Матильды».

    Несмотря на то, что его подозревают в психической ненормальности («синдром сверхценной идеи» – всем бы такое «расстройство»), мужчина на видео после задержания производит впечатление вменяемого, а из биографии известно, что он находился в мучительном духовном поиске, после чего стал православным, совершал паломничество по святым местам.

    Этот пример вроде бы демонстрирует правдивость той самой страшилки «православного ИГИЛ», согласно которой фанатики под влиянием авторитетных религиозных лидеров совершают насилие против неугодных. Однако это совершенно не так по той простой причине, что ни один из представителей Церкви и авторитетных в православии фигур никогда нигде не призвал к насильственному противостоянию показу фильма или другого художественного произведения.

    В то же время стоит признать, что подобный риск, когда особо ранимые верующие могут болезненно отреагировать на оскорбление своих религиозных чувств, существует и чреват последствиями. Однако ни Церковь, ни православная община никогда не признают это правильным и не призывают к ним, осуждают их.

    Но это не означает, что православные не могут выражать своего мнения по поводу допустимости или недопустимости того или иного художественного произведения, особенно созданного за государственный счет. Более того, православные должны это делать – громко и открыто. И Поклонская выступает одним из таких заметных голосов.

    Да, в ее позиции существует заведомо большой минус, поскольку она выступает против фильма, который не видела. Однако – внимание! – с такой же позицией выступает и митрополит Волоколамский Иларион, которого не заподозришь в необдуманности слов и которому сам режиссер показал свой фильм одному из первых, чтобы заручиться авторитетной поддержкой.

    Но православный иерарх, несмотря на хорошее отношение к режиссеру, не оказал ее, но назвал фильм «апофеозом пошлости», подробно пояснив, почему.

    «Просто вам расскажу, с чего начинается фильм. Бегает по сцене Мариинского театра эта балерина, у нее срывается лифчик, и появляется обнаженная грудь, и вот она с этой грудью бегает. Наследник сидит в царской ложе и сразу же возбужденно привстает с кресла – вот с этой пошлости начинается, и вот так весь этот фильм продолжается».

    Разве эти претензии отличаются от высказанных Поклонской, которая не посмотрела фильм?

    А ведь мнение митрополита Илариона, который, кстати, сам не чужд искусству, пишет музыку и снимает фильмы, для православных имеет куда большее значение, чем рецензии самых авторитетных кинокритиков, которые, скорее всего, встанут горой за своего брата против «мракобесов», несмотря даже на качество фильма.

    Глупо и неуважительно не считаться с мнением множества верующих людей. Это из той же серии, что и ущемление прав по национальному или расовому признаку.

    Недаром лидеры таких республик, как Чечня и Дагестан, где очень чутко относятся к религиозным чувствам, так как ценят их значение и знают цену пренебрежения к ним, прохладно отнеслись к показу фильма «Матильда» в своих регионах. Будучи мусульманами, они уважили чувства православных и историю России больше, чем это делают авторы фильма.

    И здесь мы наконец подошли к первопричине случившегося. А она заключается в очевидном промахе государства в лице Министерства культуры и лично Мединского.

    Я неоднократно, в том числе и в публикациях в газете ВЗГЛЯД, выступал в поддержку министра, когда он подвергался откровенной травле со стороны либерального лагеря, а потому я думаю, что у меня есть не только моральное право, но и обязанность высказать в данном случае критические замечания. 

    Заказав в год столетия революции и трагической гибели последнего русского императора и всей царской семьи единственный фильм о Николае II и очевидно упустив то, по какому сценарию и в каком стиле он снимается, Минкультуры поставило всех перед тем фактом, что в память о таких трагических событиях Россия удостоится высокобюджетной картины о юношеской интрижке царя с балериной.

    Будь это одна из трех–четырех киноподелок о царской семье, она не вызвала бы такой болезненной реакции – ну сняли и сняли, есть и такая сторона жизни Николая II. Не исключено, «Матильду» и вовсе бы не заметили.

    Но поскольку это единственный фильм о последнем русском царе в год его расстрела, то это выглядит как плевок в тех, кто чтит его память и молится его иконам.

    Произошло это к тому же на волне возрождения национального и религиозного самосознания русского народа. Еще пять–семь лет назад этого бы не заметили, проглотили, как проглатывали десятки фильмов, очерняющих или «ожелтяющих» российскую историю.

    Но после Русской весны так поступать без ответной реакции все труднее – совсем не даром именно герой крымских событий Поклонская возглавила нынешнюю кампанию.

    Владимир Мединский, находясь под огромным давлением либеральной оппозиции, к которой принадлежит большая часть творческой элиты, за годы руководства Министерством культуры совершил несколько важных шагов по национализации культурного пространства страны, но далек от ее завершения, так как вслед за каждым таким шагом делает реверанс в сторону рассерженной богемы.

    Сформулировав и протолкнув новую государственную политику в области культуры, Владимир Ростиславович, к сожалению, сам не до конца последователен в соблюдении ее принципов, в которых прямо ставятся задачи противостояния переформатированию «духовно-ценностной матрице народа» и «оказание государственной поддержки только здоровому искусству, идентичному цивилизационному коду».

    И в результате почему-то фильму «28 панфиловцев» перепадает немного государственных денег по остаточному принципу, да и то только после того, как его идею поддержали граждане из своего кармана. А в то же время подозреваемый в мошенничестве режиссер Серебренников получил от государства за два–три года около миллиарда рублей на модные в столичной тусовке постановки про моральных уродов.

    Вслед за попыткой Министерства культуры выяснить у Константина Райкина эффективность трат государственных средств на театр «Сатирикон» последовало такое возмущение, что пришлось закрыть вопрос, несмотря на очевидное несоответствие его репертуара той самой стратегии по культурной политике. И таких примеров масса.

    В современном искусстве по-прежнему правит бал безвкусица избранных творцов, не ограниченная никакими обязательствами перед государством и народом, и не удивительно, что это вызывает возмущение у тех, для кого нравственность и традиционные ценности не пустые слова.

    Православные и Церковь вынуждены брать на себя такую роль, чтобы как-то ограничить эту вакханалию. Если государство не может окончательно изменить культурную политику в национальных интересах и в соответствии с уже принятой стратегией госполитики, то это будут делать те, кто обладает достаточной волей и убежденностью в правоте.

    Да, среди них могут оказаться и горячие неофиты, готовые на резкие поступки (и в Церкви их, как правило, осуждают, хотя, если вдуматься, древнерусские православные, принявшие христианство, были теми же неофитами), да, в этом кроется риск конфликтов и провокаций.

    Однако продолжение нынешней культурной политики, при которой выбрасываются миллиарды рублей на искажение истории и низкопробную развлекуху, несет гораздо больший риск для нравственного здоровья страны, чем честно выраженная позиция граждан в попытке призвать мастеров и чиновников от культуры к ответственности.

    * Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ


    Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь
     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •