Недавно где-то в комментариях мне встретился восторженный юноша лет семнадцати. Он писал: «если оппозиционный митинг надо собирать (в смысле прилагать усилия), то это вообще никакой не митинг и все мы обречены».
Политика не любит абстракций
Более опытные собеседники над ним посмеялись. Сообщили, что любое мероприятие требует организационных усилий, а само никуда не покатится.
Но, похоже, кое в чем этот романтик от революции прав. Смотрите сами.
Весной – летом 2017 года в России прошло четыре наиболее крупных и заметных массовых акции. Митинг Навального 26 марта, акция «Надоел» 29 апреля, митинг против реновации 14 мая и нечто неопределенное имени Навального 12 июня на Тверской.
Только одно из этих мероприятий было посвящено конкретной, как зубная боль, проблеме. Те, кто пришел на митинг против реновации, переживали за судьбу своего дома. Все, точка. Ничего не нужно долго объяснять, дискутировать, спорить. Я переживаю за свой дом. Все ясно через секунду. И почему человек вышел на улицу – тоже ясно. Не надо выдумывать и приписывать ему мотивации.
Три остальных акции были антикремлевскими и антипутинскими, с очень размытой «зонтичной» повесткой. И мотивации участников были разные, в том числе и «Я против коррупции, а не за Навального». Кстати, вполне распространенная история.
И, казалось бы, на «зонтичный» митинг людей собрать проще: всем что-то не нравится, проблем много. В конце концов, есть еще мотив «присоединиться к движухе, потолкаться вместе со всеми и наделать фоточек». Ведь политика – это веселое развлекательное шоу!
Но реальность показывает, что все сложнее.
Действительно, мартовская акция Навального собрала довольно много людей – что объяснимо после долгого перерыва. Плюс сыграла свою роль теплая ранняя весна. Вообще митинги очень сильно зависят от погоды – больше, чем кажется. Как только идет дождь, на митинг выходит только ядро аудитории. Все, у кого мотивация была развлекательной или просто слабой, остаются дома.
Смотрим дальше. Акция «Надоел» оказалась чересчур сложной по исполнению – напоминаю, там людям предлагали писать личные письма президенту и нести их на Старую площадь. Формат, с одной стороны, что-то требующий от человека, а с другой стороны – не обещающий никакого драйва.
Ну и наконец, самая свежая акция Навального, просто провальная по численности и безыдейная вообще.
Вообще, если обратиться к истории и посмотреть, какие митинги и демонстрации становились поворотными точками в истории той или иной страны – выясняется интересное.
Это всегда были акции, посвященные конкретной проблеме. «Последней каплей» социального недовольства становилось что-то простое и понятное. Арест священника. Урезание продовольственного пайка. Что-то, заставляющее человека сказать: это меня касается!
Еще хороший пример: «черный протест» в Польше в прошлом году, когда женщины по всей стране вышли защищать свое право на аборт, и эту акцию заметил весь мир.Политика не любит абстракций. Раз вышли за все хорошее, два раза, три раза, а потом у людей находятся развлечения получше. И градус страстей приходится повышать искусственно: провоцировать полицию на массовые задержания, звать людей нарушать закон, накручивать истерику и показательно лезть в автозак самому. Приходится камуфлировать низкую численность заметной активностью, скандалами и драками. Но делать это до бесконечности нельзя.
Поэтому и получается, что выходят люди без политического опыта и внезапно делают митинг мощнее, чем главный оппозиционер страны. Потому что мальчик-идеалист из первого абзаца в чем-то прав. Если тема действительно цепляет, вы соберете людей. Их не надо будет уговаривать, они придут.
А по линии «борьбы с коррупцией и за все хорошее против всех негодяев» намечается, если честно, некоторый застой. В регионах численность митинга 12 июня, заявленного как «всероссийская акция», вообще никого не поразила. Более того: люди вовсю пишут с мест, что кое-где участников звали с помощью профессиональных промоутеров, пытаясь спасти медийную картинку. Это грустно и глупо. И, скорее всего, на следующем витке протеста людей будет еще меньше.