Изображать жертву выгоднее, чем брать ответственность

@ Сергей Бобылев/ТАСС

8 декабря 2017, 19:45 Мнение

Изображать жертву выгоднее, чем брать ответственность

Пока одни полгода убивались, что премьера балета «Нуреев» об одном из самых талантливых советских танцоров перенесена на 2018 год, другие купили билеты на премьеру постановки Кирилла Серебренникова, намеченную на 9 и 10 декабря.

Гордость русского человека за национальное искусство Юрий Визбор прекрасно выразил строчкой из песни: «Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей, а также в области балета мы впереди планеты всей».

Хотя считается, что балет не каждому дано понять, мы с детства знаем, что русская балетная школа самая лучшая в мире. Балет для зрителя – не обыденный поход в театр или кино, это редкий и недешевый праздник, знаковое событие, а в «золотой век» соцсетей стал еще и лишним поводом козырнуть своей близостью к элитному обществу.

Мне рассказывали про одну женщину, которая пришла в Большой театр с баулами, чтобы сделать селфи в разной одежде и постепенно выкладывать фото в соцсети. Снимки должны были показать ее материальную и интеллектуальную мощь вкупе с трепетной любовью к искусству, но вместо зависти и лайков она получила прозвище Большой Челнок.

Когда люди хотят казаться, а не быть, они берутся рассуждать о трендах, к которым мечтают иметь хоть какое-нибудь отношение. К сожалению, сегодня балет стал одной из таких тем.

Пока одни полгода показательно убивались, что премьера балета «Нуреев» об одном из самых талантливых советских танцоров перенесена на 2018 год, другие купили билеты на премьеру постановки Кирилла Серебренникова, намеченную на 9 и 10 декабря. Разумеется, сейчас билетов уже не достать, и это еще одно доказательство того, что настоящее творчество свободно и не может быть ограничено цензурой.

«А как же уголовное дело Серебренникова, который был автором либретто? В балете есть провокационные сцены и гей-пропаганда! Деньги на постановку уже освоены и распилены самым неприличным коррупционным способом!» – противоречивые слухи о переносе постановки ходили по Москве в лучших булгаковских традициях, и даже официальные комментарии генерального директора театра Владимира Урина мало чем могли помочь.

В премьере задействованы 600 человек, труппа не успела качественно выучить текст, поскольку сезон был забит гастролями и юбилеями, говорил Урин.

В соцсетях композитор постановки говорил, что администрация Большого театра «дала полный карт-бланш, все было одобрено еще год назад», и никаких обвинений постановки в гей-пропаганде не было: «если бояться реакции оскорбленной общественности, нужно просто закрыть все театры, запретить все оперы и балет и идти отмаливать грехи».

Артисты Большого театра – эталон профессионализма, и на сцену без должных репетиций не выйдут, зачем позориться перед публикой?

Но, видимо, ярых «защитников» балета эти аргументы не убедили, и они достали последний козырь – поруганного режиссера Серебренникова. Перенос постановки из-за одного человека в глазах обычных людей становится подставой шестисот артистов и сотен зрителей.

А теперь следите за руками: для этих же артистов, не выучивших партии, отсрочка на полгода – реальное спасение. И уже не они виноваты или руководство театра, которое сделало неправильные расчеты, а бездушная государственная машина, которая пытается тотально контролировать искусство.

Изображать жертву всегда выгоднее, чем брать на себя риски и ответственность. Отсюда и массовый плач танцоров в «Инстаграме» сразу после переноса постановки. Заметьте, ни одного обвинения или какой-то конкретики. Только дистиллированная печаль.

Чья позиция в деле против Серебренникова выглядит для вас более убедительной?



Результаты
176 комментариев

Времена бульдозеров на выставках современного искусства давно прошли, а право кулака по-прежнему заканчивается там, где начинается право чужого носа. Искусство может быть любым, только бы оно не выходило за рамки закона.

И тот факт, что постановку «Нуреев» не закрыли, не забыли и не вычеркнули из списка Большого, автоматически закрывает рот всем тем, кто хочет попиариться на ситуации. В то время как те, кто действительно любит искусство, идут и покупают билет.

..............