Меня недавно спросили: «Что будет происходить в тяжелой промышленности, когда Россия начнет выходить из кризиса?» Как мы помним, последние экспертные прогнозы связывают будущее нашей страны в мировой системе разделения труда с сегментом биотехнологий, почти не оставляя шансов тяжелой промышленности.
Обновление нужно авиации, космосу, двигателестроению, станкостроению, атомной энергетике и «оборонке
На мой взгляд, это несправедливо: у российской тяжелой промышленности есть шанс возродиться и занять достойную нишу на международном рынке. Нашу тяжелую промышленность рано хоронить. Правда, здесь многое будет зависеть от того, насколько успешно будет решаться задача полного технического перевооружения.
Профессионалы знают, что наши заводы на 80–90% оснащены устаревшим низкопроизводительным оборудованием, и пока это так, ни о каком динамичном развитии – а тем более доминировании на рынке – и речи быть не может.
В техническом перевооружении сегодня нуждается вся промышленность, так как за 25 постсоветских лет нового было создано мало, а старое пришло в упадок. Я сам побывал более чем на двух сотнях промышленных предприятий разных секторов, и, по моим наблюдениям, в первую очередь обновление необходимо авиации, космосу, двигателестроению, станкостроению, атомной энергетике и «оборонке».
В мире считается, что авиапром традиционно наиболее «продвинутый» по оборудованию, своего рода полигон для инноваций, притягивающий все новое. Так было и у нас еще 20–25 лет назад, но не сейчас.
Объясню, почему приоритетными мне видятся те отрасли, которые я перечислил: наибольшую потребность в современном высокопроизводительном оборудовании все-таки имеет промышленность, производящая самый трудоемкий, наукоемкий продукт.
Дело в том, что, достигнув нового подъема, эти отрасли смогут стать «локомотивами» роста промышленности. Если, например, авиапром будет работать так, как он работал еще 30 лет назад, когда Россия была мировым лидером в авиационной и космической промышленности, он потянет за собой сопутствующую инфраструктуру: от тысяч смежных предприятий, поставщиков комплектующих, до системы высшего и среднего технического образования, обеспечив ей подъем.
Если попытаться сделать прогноз, какая из отраслей тяжелой промышленности покажет максимальный рост при выходе из кризиса, я бы поставил именно на авиапром.
Кстати, кризис в промышленности иногда возникает не только и не столько по причине экономических или политических сложностей, а просто из-за отсутствия заказов. Не секрет, что крах России как крупнейшего производителя авиационной техники начался в тот момент, когда пошли закупки продукции зарубежных конкурентов.Теперь санкции дали нам шанс сделать качественный рывок, и авиапром, на мой взгляд, к нему готов: его продукция вполне конкурентоспособна на мировом рынке, а технологический уровень наиболее высок.
Но, повторюсь, это будет возможно, только если Россия уже сейчас начнет решать вопрос технического перевооружения отрасли.