Взгляд
5 июня, понедельник  |  Последнее обновление — 02:05  |  vz.ru
Разделы

«Троица» Андрея Рублева как символ сакральной победы

Роман Лункин
Роман Лункин, исследователь религии, социолог, политолог
Культурно-историческая роль иконы «Троица» Рублева в воплощении идеи Святой Руси. В этом смысле икона равноценна, как символ, Киево-Печерской лавре и Киеву, которые пока не являются российскими. Подробности...
Обсуждение: 10 комментариев

Брусиловский прорыв показал, что воспользоваться победой важнее, чем ее одержать

Тимур Шерзад
Тимур Шерзад, журналист
4 июня 1916 года Юго-Западный фронт под командованием генерала Алексея Брусилова начал наносить серию ударов по австро-венграм. Предприятие имело неожиданный для многих успех – позиционный фронт был прорван. По меркам Первой мировой это было довольно редким явлением. Но это было только началом дела. Подробности...

ЮАР пытается избавиться от колониального «ордера»

Тимофей Бордачёв
Тимофей Бордачёв, Программный директор клуба "Валдай"
Достижение подлинной независимости в случае с Африкой станет, наверное, наиболее сложным и длительным процессом. Южно-Африканская Республика, как страна-участница БРИКС, уже стала лидером этого движения. Подробности...

Москву атаковали восемь украинских беспилотников

Во вторник ранним утром в Москве и Подмосковье были сбиты восемь украинских беспилотников. При этом часть аппаратов при падении повредила жилые дома. По словам мэра Москвы Сергея Собянина, пострадавших нет. В Кремле похвалили работу ПВО Москвы при отражении атаки украинских дронов
Подробности...

Санкт-Петербург с размахом отмечает 320-летие

В субботу Санкт-Петербург отмечает 320-летие. За выходные в городе пройдут праздничные мероприятия, центром которых станут Петропавловская крепость на Заячьем острове, где начинался город, а также Сенатская и Дворцовая площади
Подробности...

Разведывательный корабль «Иван Хурс» вернулся в Севастопольскую бухту

Разведывательный корабль «Иван Хурс» вернулся в Севастополь для пополнения запасов. Ранее корабль отразил атаку беспилотными катерами вооруженных сил Украины примерно в 140 км к северо-востоку от пролива Босфор. На Украине утверждали, что «Иван Хурс» якобы сильно поврежден, но эти утверждения оказались ложными
Подробности...
12:42
собственная новость

В Госдуме подвели итоги реализации нацпроектов в 2022 году

Нацпроекты показали свою гибкость и востребованность в условиях возникших перед Россией вызовов. За счет чего была оказана необходимая поддержка гражданам, отраслям экономики, а также новым регионам России. Об этом газете ВЗГЛЯД рассказал депутат Госдумы Олег Матвейчев, комментируя итоги реализации национальных проектов в 2022 году.
Подробности...
11:59

Первый передвижной клуб культуры появился в Подмосковье

Первый многофункциональный передвижной культурный центр появился в Домодедово в Московской области Подмосковье, в нем есть все необходимое для концертов и кинопоказов: сцена, полный набор световой и звуковой мультимедийной аппаратуры.
Подробности...
21:02
собственная новость

Центр реставрации книг решили создать в Кирове

Перспективы создания на базе библиотеки имени А. И. Герцена регионального центра реставрации книг обсудила министр культуры России Ольга Любимова с главой Кировской области Александром Соколовым.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Минобороны сообщило о срыве попытки крупномасштабного наступления ВСУ

    Главная тема


    Инцидент с военными кораблями Китая и США говорит об ужесточении позиций Пекина

    Новая Таволжанка


    Вторгшуюся в Белгородскую область украинскую ДРГ рассеяли артиллерийским огнем

    террористическая атака


    Польские наемники признались в участии в нападении на территорию России

    столкновения с полицией


    Германский политолог объяснил массовые беспорядки в Лейпциге

    Видео

    битва за Киев


    Зеленский начал травлю одного из главных своих конкурентов

    «партия мира»


    Украинское контрнаступление раскалывает Европу

    саммит в Кишиневе


    Зеленский получил от ЕС и НАТО пощечину

    «Арктик СПГ – 2»


    Как Запад мешает российским газовым проектам

    Новый кризис


    В Косово показали будущее Украины

    один выход


    Игорь Мальцев: Или твой ребенок потенциальный трансгендер, или беги обратно в Россию

    все ради победы


    Геворг Мирзаян: Сербии надо брать пример с России

    вклад в будущее


    Алексей Ярошенко: Рожают за себя и за ту семью

    карикатура


    Байден вымолил для себя спасительный глоток
    Наталья Холмогорова

    Псевдотрадиционалистская идеология агрессивна

    Наталья Холмогорова: Законы Аллаха – они разве не для всех?
    Наталья Холмогорова
    правозащитник
    15 мая 2015, 09:50

    Уже две недели в топах новостей и обсуждений держится история «чеченской свадьбы». Семнадцатилетнюю девушку Луизу (или Хеду) Гойлабиеву из селения Байтарки Ножай-Юртовского района выдают замуж за начальника местного РОВД Нажуда Гучигова.

    Чечня – закрытый мир. То, что там происходит, не контролируют даже наши силовые структуры

    Пикантность ситуации в том, что жених очень немолод – ему 57 лет – и, как говорят, уже женат. Пугают и сведения о том, что он, как «хозяин района», принуждает девушку к браку, угрожая в противном случае организовать проблемы всей ее семье.

    30 апреля эту историю, со ссылкой на анонимных «односельчан Хеды, обратившихся за помощью», впервые опубликовала «Новая газета». Корреспондент Елена Милашина связалась с Гучиговым и получила от него заверения под запись, что он уже счастливо женат и снова жениться не планирует.

    Казалось бы, конец истории. Но вдруг в дело вмешался президент Чечни: Рамзан Кадыров заявил, что свадьба – не выдумка, что девушка идет замуж по доброй воле и выйдет обязательно, как бы ни злопыхали по этому поводу «проплаченные» какими-то «господами либералами» журналисты.

    В историю вклиниваются все новые публичные фигуры (Астахов, Милонов), свадьба снова и снова откладывается – а люди наблюдают за этим завороженно, словно смотрят телесериал.

    Как водится, интернет кипит от ценных мнений. Чаще всего обсуждают, можно ли зрелому, даже, прямо скажем, пожилому мужчине заниматься любовью с красавицей, годящейся ему во внучки. Видные эксперты, ссылаясь на разные казусы, от личной жизни покойного Немцова до собственного опыта, приходят к выводу: можно! Даже нужно! Если, конечно, потенция позволяет. А кому не позволяет, пусть завидуют молча.

    Фото: из личного архива

    Вторая тема, обсуждаемая в этой связи, – многоженство: и здесь сетевые эксперты снова приходят к выводу, что дело-то житейское, взять хотя бы... ну хоть опять Немцова! Думал ли Борис Ефимович, что этой стороной своей жизни более всего запомнится соотечественникам?.. Так или иначе, две-три семьи одновременно в жизни мужчины не редкость; а коли так, почему бы эту практику не легализовать?

    Верно ли, что Хеда-Луиза идет замуж за старика по доброй воле? Точно мы этого сказать не можем: но очень вероятно, что нет (Фото: кадр телеканала

    Верно ли, что Хеда-Луиза идет замуж за старика по доброй воле? Точно мы этого сказать не можем: но очень вероятно, что нет (Фото: кадр телеканала "Грозный ТВ")

    Разумеется, о клубничке поболтать всегда приятно; однако история чеченской свадьбы – совсем не об этом.

    Для начала в этом деле определенно есть какие-то скрытые течения и подводные камни, для нас непонятные.

    Притеснение женщин на Северном Кавказе, увы, дело обычное, случаются там истории и куда страшнее «неравных браков»; но именно свадьба Гучигова и Гойлабиевой получила мощную раскрутку с участием медиаперсон первого ряда.

    Сама драматургия сюжета – требование «срочно спасти девушку», вбросы противоречивой информации, дата свадьбы, которая снова и снова откладывается – простроена так, чтобы максимально поддержать интерес публики. Как же все-таки зовут девушку на самом деле – Хеда или Луиза (и зачем эта путаница с именем – не для того ли, чтобы затруднить проверку информации)?

    Откуда у скромной деревенской девушки набор высококачественных портретных фотоснимков? Где комментарии самого престарелого жениха? Почему Кадыров, имиджу которого эта история вроде бы вредит, публично встал на сторону Гучигова и активно участвует в режиссуре «следующих серий»? Не впервые, кстати, за последние месяцы Рамзан Ахматович «вписывается» за явно сомнительных персонажей, вызывая на себя медийный огонь...

    Словом, перед нами явно разыгрывается какой-то спектакль, смысл которого до конца не ясен.

    Однако можно поговорить хотя бы о том, что на поверхности. В социологии известна «теорема Томаса», согласно которой не так важно, имело ли место то или иное событие на самом деле: если множество людей верит вымыслу – этот вымысел начинает влиять на реальность так же, как если бы был правдой.

    Итак, о чем говорит нам и как влияет на нашу реальность история Хеды-Луизы?

    Для начала сетевые моралисты и имморалисты говорят совсем не о том – и, вполне возможно, сознательно забалтывают тему. Нет никакой проблемы в том, что девушка, достигшая возраста согласия, по доброй воле занимается любовью с мужчиной намного старше себя, с женатым мужчиной, с «папиком» ради денег... да с кем угодно и как угодно. Быть может, это морально предосудительно – но, прежде всего, это ее личное дело.

    Однако с одним важным условием: по доброй воле.

    Верно ли, что Хеда-Луиза идет замуж за старика по доброй воле? Точно мы этого сказать не можем: но очень вероятно, что нет. Если он действительно угрожает ее родным, она, разумеется, не станет напрямую в этом признаваться.

    Однако в ролике «Лайфньюс» – одном из двух, в котором мы видим Луизу и слышим ее позицию (второй – ролик чеченской телекомпании) – она описывает ситуацию так: «Да, я знаю, что у него есть жена и дети от первого брака. Но так сложилось, что теперь я выхожу за него замуж». Формулировка выразительная – и едва ли похожая на слова влюбленной, с нетерпением ждущей свадьбы.

    Однако точно это выяснить мы не можем; и, хуже того, даже если выясним точно – ничего не сможем с этим сделать.

    Чечня – закрытый мир. Если девушке и ее родным действительно грозит опасность, то лучшее, что можно для них сделать, – вывезти всю семью из Чечни, а по возможности, и из России. И предоставить им политическое убежище в каком-нибудь тихом отдаленном месте, вроде Норвегии.

    Ни «Новая газета», ни другие доброхоты-защитники ничего подобного не предлагают. А без этого – весь шум и крики могут пойти девушке и ее родным во вред. Что если Гучигов все-таки женится – и начнет вымещать на молодой жене тот публичный позор, который терпит сейчас? Или не женится – и примется вымещать зло на всей семье? Мы об этом, скорее всего, даже не узнаем.

    История Хеды-Луизы, со всеми ее пикантными подробностями, может быть неправдой или полуправдой. Но правда в том, что Чечня – «особый регион», перед которым мы в бессилии опускаем руки.

    И вторая проблема, на которую указывает нам эта история. Высказываясь по этому поводу, Кадыров неизменно называет грядущее событие именно свадьбой – и красноречиво игнорирует вопрос о том, как же быть с нынешней женой Гучигова.

    Наши «сетевые эксперты», рассуждающие по этому поводу о пользе и приятности многоженства, демонстрируют понимание темы на уровне гайдаевского Балбеса. Между игривым промискуитетом большого города и многоженством кавказской деревни сходства не больше, чем между Казановой и Чикатило.

    «Многоженство» в Москве – добровольные отношения между самостоятельными людьми: любая сторона в любой момент может эти отношения прекратить. Многоженство на Кавказе – уродливый продукт вырождения традиционного общества, в котором обычаи феодальных времен мутируют и становятся прикрытием для «беспредельных» практик нового феодализма.

    Главный элемент этих практик – бесправие и принуждение. Послушаем, что говорят об этом люди, которые непосредственно с этим сталкиваются:

    «Мужчина, который женится на второй, третьей и четвертой, должен быть состоятельным и справедливым ко всем. Но и этого мало. Там много нюансов. А нынешние браки, которые заключают зажиточные чиновники, – это игры. Между ними разница в 40 лет. И мы еще не знаем, что думает об этом его нынешняя жена.

    Скорее всего, ее мнения никто не спрашивал. У нас в таких случаях женщину, как правило, не спрашивают...

    Вот если посмотреть на ситуацию, как она есть, каждая вторая чеченка была замужем и отправлена домой через год-два. Увидел, понравился, женился. «Нет» не принимается. Ума не приложу, что делать с девушками, чтобы они не становились жертвами нежелательных женихов. Особенно если девушка симпатичная.

    Страшно выпускать на улицу. Если на нее упал чей-то взгляд где-то на улице, когда она идет с занятий или она где-то на мероприятии, у нее не спрашивают, хочет ли она замуж. Она понравилась, и только поэтому должна в дом к жениху. В одном случае из десяти девушка остается замужем. Она смиряется со своей участью.

    В остальных случаях, как только наиграются, с ними разводятся и отправляют домой. Почему так? Это же люди уже семейные, состоявшиеся, у них взрослые дети. Им не нужна еще одна семья и тем более жена. Им нужна кукла, чтобы поиграться».

    Средневековые обычаи, противоречащие и общероссийским нравам, и российскому законодательству, сохранялись на Кавказе и в Средней Азии и в советское время. И зачастую местные власти закрывали на это глаза. Но в те времена невозможно было даже вообразить, что какого-нибудь товарища Саахова, решившего забрать к себе в гарем красивую односельчанку, будет публично поддерживать первый секретарь республиканского ЦК!

    Это опасный симптом. Не менее опасный, чем закончившийся в Грозном громкий процесс над очередным «убийцей чести», адвокаты которого оправдывали отца, жестоко убившего родную дочь, «национальными традициями» и цитатами из Кадырова о предназначении чеченской женщины.

    Если «материковая Россия» принадлежит к христианской/постхристианской цивилизации и развивается вместе с ней, то Чечня, похоже, стремительно движется в противоположном направлении. В сторону принудительных браков и принудительных разводов, узаконенных изнасилований, «убийств чести» (о которых стоит поговорить в отдельной статье) и прочих псевдотрадиционных красот. Быть может, любопытных на расстоянии, но крайне неприятных, когда среди них – или рядом с ними – живешь.

    А хуже всего то, что псевдотрадиционалистская идеология агрессивна. Терпимость и мультикультурализм не относятся к добродетелям фундаменталистского общества.

    Принудив всех своих девушек ходить в платочках, помалкивать и по первому требованию становиться «законными» наложницами влиятельных людей, фундаменталист неизбежно обратит взор в сторону русских девушек и спросит: а они-то чего? Их, что ли, не касается? Законы Аллаха – они разве не одни для всех?

     
     
    © 2005 - 2022 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •