Взгляд
25 октября, воскресенье  |  Последнее обновление — 11:18  |  vz.ru
Разделы

Как спецназ ГРУ заработал свою легендарную репутацию

Сергей Козлов, ветеран спецназа
Угрозы и вызовы коллективного Запада в отношении России, рост числа конфликтов на наших границах заставляют вспомнить, к чему привело уничтожение специальной (активной) разведки в СССР в конце 1930-х, перед самым началом Великой Отечественной. Подробности...
Обсуждение: 5 комментариев

Увидеть Антарктиду – и умереть

Тимур Шерзад, журналист
24 октября 1911 года стартовала экспедиция Роберта Скотта к Южному полюсу. Конкуренцию в гонке за покорение Антарктиды Скотту составляла норвежская экспедиция Руаля Амундсена. Этому противостоянию предстояло стать самым мрачным и драматичным событием в истории континента. Подробности...

Мы слишком долго отступали, пора возвращать потерянное

Андрей Колесник, ветеран спецназа ВМФ, депутат Госдумы VI созыва, депутат Калининградской облдумы
Если мы хотим, чтобы нас уважали, позиция России на международной арене должна быть жесткой. Наступательной и выгодной прежде всего для нас самих. Хватит оправдываться и сносить оскорбления, которые высказывают нам в лицо. Подробности...
Обсуждение: 66 комментариев

Пражская полиция жестко разогнала «антикарантинные протесты»

Вечером 18 октября в Праге прошла масштабная акция протеста футбольных и хоккейных болельщиков против введенного на фоне пандемии правительством Чехии запрета на спортивные мероприятия. Полиция применила водометы и слезоточивый газ. Часть протестующих была задержана
Подробности...

«Союз МС-17» установил рекорд скорости полета к МКС

«Союз МС-17» с тремя членами экипажа впервые долетел до МКС по двухвитковой схеме, установив рекорд скорости полета к станции – 3 часа 7 минут. На борту находились российские космонавты Сергей Рыжиков и Сергей Кудь-Сверчков, а также американка Кэтлин Рубинс
Подробности...

Создан прототип сверхзвукового пассажирского лайнера будущего

Обнародован еще один проект сверхзвукового пассажирского лайнера
Подробности...
11:19

Библиотеки открылись в Липецке по нацпроекту

Две модельные библиотеки – имени летчика Героя Советского Союза Михаила Водопьянова и российского ученого и путешественника Петра Семенова-Тян-Шанского – открываются в Липецке по национальному проекту «Культура», на их создание было направлено более 10 млн рублей, сообщила директор Центральной библиотечной системы Липецка Виктория Якимович.
Подробности...
17:41

В Самаре открылась выставка молодых художников «Изображая слово»

В Самарской областной универсальной научной библиотеке открылась выставка молодых художников «Изображая слово».
Подробности...
17:23

В Омской области открыли «дом культуры на колесах»

В Омской области продолжается реализация национального проекта «Культура». В рамках основных мероприятий направления «Культурная среда» в Нововаршавский район поступил многофункциональный передвижной культурный центр.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
    НОВОСТЬ ЧАСА: Алиев заявил о готовности согласовать режим прекращения огня в Карабахе

    Главная тема


    Зеленский теряет регионы Украины

    «заговариваться начали»


    Захарова отреагировала на слова немецкого генерала НАТО о России

    «консервный нож»


    Эксперт оценил серьезность «главного оружия США против России»

    несчастливая дата


    Рогозин назвал черный день российской космонавтики

    Видео

    конфликт в карабахе


    Успехи армии Азербайджана угрожают лично Пашиняну

    бывший ссср


    Почему вокруг границ России возникла дуга беспорядка

    «мягкая сила»


    У «Большой Украины» есть немалые препятствия

    проект «Триморье»


    Россия получила поддержку от неожиданной страны ЕС

    Убийство в Париже


    Игорь Мальцев: Французские теракты ведут к топ-блогерам из параллельных соцсетей

    военные объекты Киева


    Глеб Простаков: Зеленский приглашает украинцев к войне с Россией

    закрепиться в Закавказье


    Вадим Трухачёв: Евросоюз ведет вокруг Карабаха свою игру

    викторина


    Как мировые лидеры выглядели в детстве?

    на ваш взгляд


    Как изменились ваши отношения в семье за время самоизоляции и удаленки?

    Города находятся в плену иллюзии

    Вадим Ветерков, публицист
       24 марта 2015, 08:02
    Фото: facebook.com/vadim.veterkov

    В современной урбанистике сложно сказать что-то принципиально новое. Только где-то на периферии слышны еще хлопки выстрелов обороняющихся сторонников Эбенизера Говарда с его «городом-садом», мирно лежит в своей могиле Мис ван дер Роэ.

    Без богатых жителей у бедных нет шансов на улучшение своих условий в городе

    Канонада дискуссий, вызванная кризисом городов во второй половине XX века, поутихла, и, независимо от своих политических предпочтений, урбанисты во многом сошлись во мнениях.

    Чистая вода, безопасные улицы, эффективная система здравоохранения, социальные коммуникации и отсутствие напряженности – эти требования к городу универсальны, технические решения для их реализации также более-менее наработаны и реализованы.

    Однако именно в такой ситуации «единства мнений» политические и даже идеологические нюансы городской политики приобретают огромное значение, так как именно они отвечают на вопрос, почему одни города успешны, а другие – нет.

    Почему в условиях кризиса города в 70-х годах в США либеральный «центристский» политический путь Нью-Йорка помог городу выбраться из ловушки, в то время как «левый» курс Колмана Янга в Детройте, направленный на перераспределение доходов и помощь бедным районам за счет «богатых», лишь усугубил бедствие?

    Книга профессора Эдварда Глейзера «Триумф города» именно сейчас, в контексте кадровых изменений в московском правительстве, вновь начатой дискуссии о судьбе «Сколково» и трагической кончины создателя «сингапурского чуда» Ли Куан Ю (кстати, члена попечительского совета сколковской Школы управления), приобретает определенную актуальность, так как позволяет по-новому взглянуть на устоявшиеся практики городской модернизации.

    Фото: facebook.com/vadim.veterkov

    В центре книги – горожанин. То есть не инфраструктура (дороги, здания и пр.), а человек. А основная функция города, по Глейзеру, связывать людей. Благодаря этой функции горожане становятся богаче, образованней, здоровее и, как ни парадоксально, экологичнее.

    Глейзер утверждает, что небоскребы не мешают «балету на улице» (Фото: Omr Mohamed/Reuters)

    Глейзер утверждает, что небоскребы не мешают «балету на улице» (Фото: Omr Mohamed/Reuters)

    Американцы (автор в основном говорит об американском опыте, но часто обращается к Индии, Франции и Великобритании), живущие в метропольных ареалах с населением больше одного миллиона человек, в среднем на 50% продуктивнее американцев, которые живут в менее крупных областях. Уровень смертности жителей Манхэттена от 25 до 34 лет на 15% ниже аналогичного показателя в сельской местности.

    Даже грабить в городе, согласно Глейзеру, на 20% выгоднее, чем за его пределами. Однако этому чудесному месту мешают эффективно работать некоторые препятствия и, что удивительно, федеральное правительство – далеко не первое из них. На них и сосредоточена критика автора.

    Во-первых, как и всякий либеральный экономист, Глейзер против поддержки мертвых инфраструктурных проектов, выступая под девизом «помощь бедным людям, а не бедным местам».

    Рассуждая о восстановлении Нового Орлеана, пострадавшего от урагана «Катрина», автор приводит следующие цифры: общая сумма затрат составила 200 млрд долларов, то есть больше 400 тысяч долларов на каждого жителя города и еще 200 тысяч – на каждое домохозяйство.

    При этом, недоумевает Глейзер, зачем нужно было восстанавливать город, находящийся в структурном кризисе? Не лучше ли было бы отдать эти деньги напрямую жителям, чтобы они могли переселиться в более перспективное место, если пожелают?

    Такой же жесткой критике подвергнуты и попытки городских инвестиций в материальную инфраструктуру Детройта, в результате которых часть жителей была выселена из своих домов, а основная доля выделенных средств осела в карманах подрядчиков.

    Глейзер требует инвестиций в человеческий капитал (и тут как раз поет в общем хоре урбанистов) и критикует города, экономика которых строится на технологии, «отупляющей» горожан, то есть не требующей образования. К числу таких относится, например, конвейерное производство, введенное Генри Фордом, или викторианские фабрики Ливерпуля.

    Эдвард Глейзер. Триумф города. Как наше величайшее изобретение делает нас богаче, умнее, экологичнее, здоровее и счастливее / Пер. с англ. И. Кушнаревой. М.: Издательство Института Гайдара, 2014 (Серия «Московский урбанистический форум. Библиотека урбаниста»)

    Эдвард Глейзер. Триумф города. Как наше величайшее изобретение делает нас богаче, умнее, экологичнее, здоровее и счастливее / Пер. с англ. И. Кушнаревой. М.: Издательство Института Гайдара, 2014 (Серия «Московский урбанистический форум. Библиотека урбаниста»)

    До введения монопромышленной политики Детройт был средоточием множества инновационных фирм, постоянно конкурирующих друг с другом, обеспечивающих его рабочими местами и новыми идеями. Собственно, из этой конкуренции родились промышленные гиганты, которые потом и утопили город. Сейчас, как отмечает Глейзер, по этому пути идет уже Силиконовая Долина.

    Во-вторых, Глейзер критикует городскую политику, направленную на экономическую дискриминацию населения, как богатого, так и бедного. Город – это место, где должны жить богатые люди и куда должны приезжать бедные люди, чтобы жить богаче. Поэтому наличие в городе трущоб – это далеко не всегда признак структурных проблем. Это лишь значит, что данный город привлекательнее деревни и шансов разбогатеть в нем больше.

    Другое дело, когда в городе не оказывается ничего, кроме трущоб, то есть когда все богатые люди по той или иной причине (например, из-за налогового бремени или навязанной государством практики «смешанных школ») город покидают.

    Без богатых жителей у бедных нет шансов на улучшение своих условий. Глейзер предлагает не доходить до крайностей и поддерживать цену качественной недвижимости на относительно невысоком уровне, для чего следует увеличивать плотность населения и строить, строить, строить... Но города должны расти не в ширину, а в высоту.

    Глейзер – настоящий поэт небоскребов. Несмотря на свое уважительное отношение к Джейн Джейкобс, стороннице невысоких домов, Глейзер утверждает, что небоскребы не мешают «балету на улице», как описывала Джейкобс жизнь в родном ей Гринвич-Вилидж. Опыт Гонконга, где над фасадами домов возвышаются колонны из стекла и бетона, позволяет предположить, что Глейзер, в общем-то, прав.

    И если небоскребы Глейзер любит, то пригороды он ненавидит (хотя и признает, что сам живет в таком), и не в последнюю очередь за их неэкологичность. Это третье и самое неожиданное направление критики.

    Весь мир находится в плену опасной иллюзии экологичности жизни на свежем воздухе. Миф о собственной усадьбе, журчащем под окнами ручье, на берегу которого резвятся бобры, – распространенная фата-моргана горожанина, питаемая литературой, кинематографом и авторами вроде Кэролин Стил.

    На самом деле ни один представитель среднего класса, перебравшийся за город, не будет жить как средневековый крестьянин. Зато будет ездить на машине (в магазин, на работу, в ресторан – куда угодно, ведь он не может дойти туда пешком, как в городе), летом пользоваться кондиционером, а зимой – отопительной системой.

    Использование одного галлона бензина дает 22 фунта углекислого газа. Средняя американская семья, живущая в округе с населением менее десяти тысяч человек на квадратную милю, потребляет 687 галлонов бензина в год, а семья из района с населением в десять раз меньше – 1164 галлона.

    То есть экологическая обстановка на локальной территории может быть немного и меньше, но глобальный урон – больше почти в два раза. Что же касается энергопотребления, то пригородное домохозяйство потребляет на 27% больше электричества, чем городское.

    Неудивительно, что после врагов застройки «исторических центров» достается и современным западным экологам с их «думай глобально, действуй локально». Как раз локальные действия приводят к глобальному концу.

    Глейзер призывает своих соотечественников, во-первых, перестать лицемерить и требовать ограничений от развивающихся стран, в первую очередь Индии и Китая, а самим ни в чем себя не ограничивать, а во-вторых, остановить программы поддержки пригородов, существующие в США уже 70 лет.

    К сожалению, критика Эдварда Глейзера, ориентированная сразу в нескольких направлениях, не позволяет автору придерживаться какой-то одной линии, из-за чего текст книги «расползается», а некоторые тезисы кажутся противоречивыми.

    Например, с одной стороны, Глейзер выступает за широкое использование общественного транспорта и введение дополнительных налогов на автомобили и бензин, а с другой – утверждает, что бедный город, общественный транспорт которого слишком хорош, так и останется бедным.

    Оправданием этому может служить то, что Глейзер – не гуру. Он не призывает превращать свою книгу в священное писание и следовать ему – грех, широко распространенный среди урбанистов и прочих демиургов.

    Это сегодня дорогого стоит.


    Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь
     
     
    © 2005 - 2020 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •