Взгляд
28 февраля, воскресенье  |  Последнее обновление — 12:32  |  vz.ru
Разделы

Кто заменит Пашиняна

Геворг Мирзаян
Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
Сейчас Пашинян пытается сохранить власть. Но не исключено, что генералы, поддерживаемые львиной долей населения, все-таки добьются его отрешения от власти. Вопрос в том, кто заменит Пашиняна? Подробности...
Обсуждение: 17 комментариев

Что помешало Гитлеру прийти к власти на 10 лет раньше

Тимур Шерзад
Тимур Шерзад, журналист
26 февраля 1924 года Адольф Гитлер получил свои пять лет за «Пивной путч» – попытку прийти к власти на десяток лет раньше, чем это случилось в реальности. Но она с треском провалилась практически в самом начале. Подробности...
Обсуждение: 29 комментариев

Адмирал, у которого всё получилось

Александр Тимохин
Александр Тимохин, журналист
26 февраля 2021 года исполняется 111 лет со дня рождения Сергея Георгиевича Горшкова, адмирала флота Советского Союза, дважды Героя Советского Союза, занимавшего пост главкома ВМФ с начала 1956 года по конец 1985-го, почти тридцать лет. Подробности...
Обсуждение: 5 комментариев

Планетоход Perseverance прислал первые фотографии с Марса

НАСА опубликовало фотографии, снятые исследовательским аппаратом Perseverance на Марсе. Миссия Mars 2020 стартовала с Земли в июле 2020 года, а 18 февраля планетоход приземлился в районе кратера Езеро. Главная задача миссии – забор образцов марсианского грунта, которые будут доставлены на Землю
Подробности...
Обсуждение: 80 комментариев

Мощнейшая метель заставила закрыть Крымский мост

Впервые в истории открытый в 2018 году мост через Керченский пролив оказался закрыт. В ночь на пятницу на Крым обрушился рекордный снегопад, вынудивший власти остановить движение по мосту. Для борьбы с непогодой мобилизовали бронетехнику и части Минобороны, Росгвардии и МЧС
Подробности...

Умер Андрей Мягков

В четверг в возрасте 82 лет от острой сердечной недостаточности скончался народный артист РСФСР Андрей Мягков. Актер запомнился зрителю по ролям в фильмах «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Гараж» и «Служебный роман». Коллеги называют Мягкова изумительным артистом, которому были доступны и сентимент, и драма, и трагедия, и философия
Подробности...
17:52
собственная новость

Девять школ искусств Якутии оснастят в 2021 году в рамках нацпроекта «Культура»

Более 47,8 млн рублей получат девять районных детских школ искусств Якутии на оснащение музыкальными инструментами, оборудованием и учебными материалами в рамках федерального проекта «Культурная среда» национального проекта «Культура» в 2021 году, сообщила пресс-служба Минкультуры Якутии.
Подробности...
11:55

В Якутии по нацпроекту решили открыть девять модельных библиотек

В Якутии выбрали девять библиотек, которые в этому году приобретут статус модельных по национальному проекту «Культура».
Подробности...
17:54

В шести горных селах Дагестана отремонтировали дома культуры

Дома культуры в шести горных селах Дагестана капитально отремонтировали в 2020 году по нацпроекту «Культура». Два из них уже открылись после капремонта, остальные планируется открыть до конца декабря, сообщила врио министра культуры Дагестана Зарема Бутаева.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
    НОВОСТЬ ЧАСА: В Турции заявили о неспособности российских средств РЭБ остановить Bayraktar

    Главная тема


    Белоруссия намайнит в бюджет биткоинов

    « истязают психологически»


    Бутина рассказала о пытках в тюрьмах США

    международные отношения


    Горбачев призвал Россию и США «не бычиться друг на друга»

    гигантская льдина


    От Антарктиды откололся айсберг величиной с Петербург

    Видео

    попытка военного переворота


    За критику «Искандеров» Пашинян потерял армию

    щедрое предложение


    Германия спасает грузин от кризиса и нищеты

    историческое достижение


    Подходит ли России китайский путь борьбы с бедностью

    Обновленная партия


    «Справедливая Россия» обещает построить социализм после выборов

    вектор истории


    Владимир Можегов: Замечательный духовный путь русского интеллигента

    верность обязательствам


    Тимофей Бордачёв: Россия предпочитает быть зрителем в армянском театре

    наша область


    Андрей Колесник: Самый близкий для Белоруссии порт – Калининград

    голубое топливо


    Российскому газу не страшна зеленая энергетика

    на ваш взгляд


    Кто из украинских президентов вызывает у вас большую неприязнь?

    Города находятся в плену иллюзии

    Вадим Ветерков, публицист
       24 марта 2015, 08:02
    Фото: facebook.com/vadim.veterkov

    В современной урбанистике сложно сказать что-то принципиально новое. Только где-то на периферии слышны еще хлопки выстрелов обороняющихся сторонников Эбенизера Говарда с его «городом-садом», мирно лежит в своей могиле Мис ван дер Роэ.

    Без богатых жителей у бедных нет шансов на улучшение своих условий в городе

    Канонада дискуссий, вызванная кризисом городов во второй половине XX века, поутихла, и, независимо от своих политических предпочтений, урбанисты во многом сошлись во мнениях.

    Чистая вода, безопасные улицы, эффективная система здравоохранения, социальные коммуникации и отсутствие напряженности – эти требования к городу универсальны, технические решения для их реализации также более-менее наработаны и реализованы.

    Однако именно в такой ситуации «единства мнений» политические и даже идеологические нюансы городской политики приобретают огромное значение, так как именно они отвечают на вопрос, почему одни города успешны, а другие – нет.

    Почему в условиях кризиса города в 70-х годах в США либеральный «центристский» политический путь Нью-Йорка помог городу выбраться из ловушки, в то время как «левый» курс Колмана Янга в Детройте, направленный на перераспределение доходов и помощь бедным районам за счет «богатых», лишь усугубил бедствие?

    Книга профессора Эдварда Глейзера «Триумф города» именно сейчас, в контексте кадровых изменений в московском правительстве, вновь начатой дискуссии о судьбе «Сколково» и трагической кончины создателя «сингапурского чуда» Ли Куан Ю (кстати, члена попечительского совета сколковской Школы управления), приобретает определенную актуальность, так как позволяет по-новому взглянуть на устоявшиеся практики городской модернизации.

    Фото: facebook.com/vadim.veterkov

    В центре книги – горожанин. То есть не инфраструктура (дороги, здания и пр.), а человек. А основная функция города, по Глейзеру, связывать людей. Благодаря этой функции горожане становятся богаче, образованней, здоровее и, как ни парадоксально, экологичнее.

    Глейзер утверждает, что небоскребы не мешают «балету на улице» (Фото: Omr Mohamed/Reuters)

    Глейзер утверждает, что небоскребы не мешают «балету на улице» (Фото: Omr Mohamed/Reuters)

    Американцы (автор в основном говорит об американском опыте, но часто обращается к Индии, Франции и Великобритании), живущие в метропольных ареалах с населением больше одного миллиона человек, в среднем на 50% продуктивнее американцев, которые живут в менее крупных областях. Уровень смертности жителей Манхэттена от 25 до 34 лет на 15% ниже аналогичного показателя в сельской местности.

    Даже грабить в городе, согласно Глейзеру, на 20% выгоднее, чем за его пределами. Однако этому чудесному месту мешают эффективно работать некоторые препятствия и, что удивительно, федеральное правительство – далеко не первое из них. На них и сосредоточена критика автора.

    Во-первых, как и всякий либеральный экономист, Глейзер против поддержки мертвых инфраструктурных проектов, выступая под девизом «помощь бедным людям, а не бедным местам».

    Рассуждая о восстановлении Нового Орлеана, пострадавшего от урагана «Катрина», автор приводит следующие цифры: общая сумма затрат составила 200 млрд долларов, то есть больше 400 тысяч долларов на каждого жителя города и еще 200 тысяч – на каждое домохозяйство.

    При этом, недоумевает Глейзер, зачем нужно было восстанавливать город, находящийся в структурном кризисе? Не лучше ли было бы отдать эти деньги напрямую жителям, чтобы они могли переселиться в более перспективное место, если пожелают?

    Такой же жесткой критике подвергнуты и попытки городских инвестиций в материальную инфраструктуру Детройта, в результате которых часть жителей была выселена из своих домов, а основная доля выделенных средств осела в карманах подрядчиков.

    Глейзер требует инвестиций в человеческий капитал (и тут как раз поет в общем хоре урбанистов) и критикует города, экономика которых строится на технологии, «отупляющей» горожан, то есть не требующей образования. К числу таких относится, например, конвейерное производство, введенное Генри Фордом, или викторианские фабрики Ливерпуля.

    Эдвард Глейзер. Триумф города. Как наше величайшее изобретение делает нас богаче, умнее, экологичнее, здоровее и счастливее / Пер. с англ. И. Кушнаревой. М.: Издательство Института Гайдара, 2014 (Серия «Московский урбанистический форум. Библиотека урбаниста»)

    Эдвард Глейзер. Триумф города. Как наше величайшее изобретение делает нас богаче, умнее, экологичнее, здоровее и счастливее / Пер. с англ. И. Кушнаревой. М.: Издательство Института Гайдара, 2014 (Серия «Московский урбанистический форум. Библиотека урбаниста»)

    До введения монопромышленной политики Детройт был средоточием множества инновационных фирм, постоянно конкурирующих друг с другом, обеспечивающих его рабочими местами и новыми идеями. Собственно, из этой конкуренции родились промышленные гиганты, которые потом и утопили город. Сейчас, как отмечает Глейзер, по этому пути идет уже Силиконовая Долина.

    Во-вторых, Глейзер критикует городскую политику, направленную на экономическую дискриминацию населения, как богатого, так и бедного. Город – это место, где должны жить богатые люди и куда должны приезжать бедные люди, чтобы жить богаче. Поэтому наличие в городе трущоб – это далеко не всегда признак структурных проблем. Это лишь значит, что данный город привлекательнее деревни и шансов разбогатеть в нем больше.

    Другое дело, когда в городе не оказывается ничего, кроме трущоб, то есть когда все богатые люди по той или иной причине (например, из-за налогового бремени или навязанной государством практики «смешанных школ») город покидают.

    Без богатых жителей у бедных нет шансов на улучшение своих условий. Глейзер предлагает не доходить до крайностей и поддерживать цену качественной недвижимости на относительно невысоком уровне, для чего следует увеличивать плотность населения и строить, строить, строить... Но города должны расти не в ширину, а в высоту.

    Глейзер – настоящий поэт небоскребов. Несмотря на свое уважительное отношение к Джейн Джейкобс, стороннице невысоких домов, Глейзер утверждает, что небоскребы не мешают «балету на улице», как описывала Джейкобс жизнь в родном ей Гринвич-Вилидж. Опыт Гонконга, где над фасадами домов возвышаются колонны из стекла и бетона, позволяет предположить, что Глейзер, в общем-то, прав.

    И если небоскребы Глейзер любит, то пригороды он ненавидит (хотя и признает, что сам живет в таком), и не в последнюю очередь за их неэкологичность. Это третье и самое неожиданное направление критики.

    Весь мир находится в плену опасной иллюзии экологичности жизни на свежем воздухе. Миф о собственной усадьбе, журчащем под окнами ручье, на берегу которого резвятся бобры, – распространенная фата-моргана горожанина, питаемая литературой, кинематографом и авторами вроде Кэролин Стил.

    На самом деле ни один представитель среднего класса, перебравшийся за город, не будет жить как средневековый крестьянин. Зато будет ездить на машине (в магазин, на работу, в ресторан – куда угодно, ведь он не может дойти туда пешком, как в городе), летом пользоваться кондиционером, а зимой – отопительной системой.

    Использование одного галлона бензина дает 22 фунта углекислого газа. Средняя американская семья, живущая в округе с населением менее десяти тысяч человек на квадратную милю, потребляет 687 галлонов бензина в год, а семья из района с населением в десять раз меньше – 1164 галлона.

    То есть экологическая обстановка на локальной территории может быть немного и меньше, но глобальный урон – больше почти в два раза. Что же касается энергопотребления, то пригородное домохозяйство потребляет на 27% больше электричества, чем городское.

    Неудивительно, что после врагов застройки «исторических центров» достается и современным западным экологам с их «думай глобально, действуй локально». Как раз локальные действия приводят к глобальному концу.

    Глейзер призывает своих соотечественников, во-первых, перестать лицемерить и требовать ограничений от развивающихся стран, в первую очередь Индии и Китая, а самим ни в чем себя не ограничивать, а во-вторых, остановить программы поддержки пригородов, существующие в США уже 70 лет.

    К сожалению, критика Эдварда Глейзера, ориентированная сразу в нескольких направлениях, не позволяет автору придерживаться какой-то одной линии, из-за чего текст книги «расползается», а некоторые тезисы кажутся противоречивыми.

    Например, с одной стороны, Глейзер выступает за широкое использование общественного транспорта и введение дополнительных налогов на автомобили и бензин, а с другой – утверждает, что бедный город, общественный транспорт которого слишком хорош, так и останется бедным.

    Оправданием этому может служить то, что Глейзер – не гуру. Он не призывает превращать свою книгу в священное писание и следовать ему – грех, широко распространенный среди урбанистов и прочих демиургов.

    Это сегодня дорогого стоит.


    Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь
     
     
    © 2005 - 2020 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •