Тысячный митинг горняков с Запада Украины не просто не увенчался успехом. Он вообще не увенчался ничем. Шахтерам просто не открыли.
Не поздновато ли вышли, товарищи горняки?
Премьер Яценюк не вышел к бастующим на площадь у здания кабинета министров. Шахтеры пообещали выходить еще и еще, превратив акцию протеста в бессрочное стояние. Вот только не поздновато ли вышли, товарищи горняки? Судя по реакции кабмина, голосов из шахты наверху услышано не было.
Вопрос о том, где все митингующие были раньше, напрашивается сам собой. И стоило ли дожидаться принятия разорительного бюджета для того, чтобы наконец выразить недовольство по поводу новых законодательных инициатив?
Ответ на него вроде бы тоже очевиден. Шахтеры – не политики. Им «эти-ваши-перспективные-планы» невдомек. По сути все требования митингующих сводятся к адекватным социальным гарантиям, о чем они и заявили.
Другое дело, спохватившись однажды, горняки воочию убедились, что реакция премьера Арсения Яценюка полностью отражает общее мнение правительства Украины по отношению к ним и их проблемам.
Не надо говорить о том, что динамика законодательных изменений в Незалежной уже давно стремится в сторону, противоположную от улучшения жизни граждан. Достаточно вспомнить хотя бы многострадальный госбюджет на 2015 год.
Мало того, что он был принят без особенных обсуждений и ряд парламентариев постфактум настаивали на явных фальсификациях в его содержании. Этот документ совершенно алогичен по структуре и не имеет очевидного и какого-либо централизованного вектора на преодоление кризиса в стране.
На это играют все составляющие: подоходный и военный сбор, ограничение зарплат бюджетников и, в конце концов, отмена и урезание льгот чернобыльцев, госслужащих и других социальных категорий. И без того небогатым пенсионерам теперь урежут еще 15% выплат.
К шахтерам это, кстати, относится в первую очередь. А еще повышение налоговой ставки на недвижимость, транспортный налог, который также повысили, рост оплаты за образование на 20%, сокращение сотрудников МВД на 11,5% (около 20 тысяч рабочих мест). Это далеко не полный список, но и без этого есть над чем задуматься, и не только горнякам.
Логику документа можно объяснить только решением перевести политику и экономику страны на рельсы звериного либертарианства. Или «дикого капитализма», как было в девяностые годы в России.
Кстати, у нас тогда тоже бастовали шахтеры. Тоже бессрочно. И параллельно государство самоустранялось из промышленности и социальной сферы. Правда, почему-то такая экономия на людях привела не к саморегуляции невидимой рукой рынка, а к дефолту 98-го года, например. Но украинцам наш опыт ни к чему, они же «не Россия».
С другой стороны, по словам самого Яценюка, новый Госбюджет предусматривает корректировки до 15 февраля. Именно такой срок он определил для своих торгов с МВФ.
«Некоторые статьи будут изменены в зависимости от договоренностей с международными кредиторами», – заявил премьер Украины. Фактически это уже означает неспособность соблюдения социальных гарантий государством.
Потому что, если вспомнить, какие обычно требования выдвигает МВФ под предоставление кредитов, хотя бы на примере Греции, то можно сказать, что тут будет совершенно обратный социальному процесс. Так что, каким бы ни был исход переговоров, шахтерам, как и многим другим, от решения фонда мало что перепадет.
Ну и, в конце концов, в правительстве Украины хорошо понимают, что локализовать конфликт, разразись он на полную катушку, не удастся – это все равно что тушить пожар из лейки. Потушишь одно, загорится другое.Если, например, сейчас целиком и полностью удовлетворить все требования шахтеров, то вслед за ними на митинги, стачки и забастовки потянутся учителя, врачи, милиционеры, спасатели, пожарные и так до бесконечности. А на всех денег в бюджете Украины явно нет. Исходя из того же самого бюджета. Поэтому тем, кто вышел в центр Киева, надеяться на уступки со стороны кабмина бесполезно.
Понимают ли это бастующие? Судя по тому, что они не предвидели своего будущего положения, когда Майдан только входил в свою пиковую фазу – едва ли.
Понимают ли в кабмине, что затяжные конфликты с шахтерами для страны, у которой и без того не все гладко с энергоносителями, могут обернуться глубоким обструктивным ледниковым периодом?
Судя по бесперебойному огню в сторону самого крупного своего угольного бассейна и невозможности (нежелании?) сохранить статус-кво отрасли на остальной территории, до адекватной оценки текущей ситуации Киеву примерно столько же, сколько самим шахтерам до Яценюка, который отсиживается в кабинете.