«Весна» обещает быть жаркой. Так, по крайней мере, анонсирует главный инициатор антикризисного марша Алексей Навальный. Заявка на стотысячную акцию, извещение московской мэрии чуть ли не загодя, поддержка главных героев отечественной несистемной оппозиции, список требований из десятка пунктов по каждому направлению, рекрутинговая возня в «Твиттере», заявления Немцова в «Фейсбуке» и еще много чего вошло в пиар-кампанию первого весеннего массового ивента.
Сегодня санкции очень важны, поэтому ах, дайте две, а завтра с той же уверенной миной можно перепрыгивать с корабля на марш
Уже в названии кроется аж целая метафора, не просто так все. «Весна» – это не столько констатация факта, сколько предложение вдуматься в двойной смысл слова. Организаторы намекают на весну не только календарную, но и весну в переносном, политическом контексте. Вот какие эмоционально-экспрессивные тэги предлагает Алексей Навальный принять к разработке: весна, возрождение, освобождение, подъем.
Этакая оттепель нового века. Вроде как строчка из классического: «весна идет, весне дорогу». Очень символично, поскольку именно свой план по преодолению кризиса оппозиционеры называют универсальным для страны, а антикризисный марш по задумке – главная подвижка к его дальнейшей реализации.
Кстати, отсылка к классике тоже неслучайна. Оппозиционеры в манифесте не погнушались приплести себе в поддержку фигуры Пушкина и Толстого, в нелепой форме, достойной оценки «удовлетворительно» в школьном сочинении по обществознанию. Так и хочется узнать у столпов русской литературы, какой бы именно «фигни» они не допустили.
Люди, которые, организуют теперь «антикризисную» акцию, кричали о благотворности санкций. Да, и Рыклин, и Немцов с Касьяновым и Ходорковским, и в первую очередь Навальный, говорили о необходимости антироссийской политики и, более того, предлагали свои санкционные списки. То есть в прошлом году санкции были нужны, кризис в России – необходим, а сегодня вдруг всех активно собирают на антикризисный марш. Где логика?
Во-первых, искать логику в действиях оппозиции так же бессмысленно, как и ожидать хоть сколько-нибудь выстроенной линии поведения от людей, которые мечутся из стороны в сторону, выдавая суету за «план по спасению России».
А поскольку ничего, кроме мышиной возни с громкими выкриками, в последнее время оппозиция не производит, то и удивляться, откуда такие резкие перемены во мнениях, тоже нечего. Сегодня санкции очень важны, поэтому ах, дайте две, а завтра с той же уверенной миной можно перепрыгивать с корабля на марш.
Во-вторых, чем ближе к событию, тем смешнее подробности его подготовки. Оказывается, этот абсурдный манифест оппозиционеров трещал по швам еще на личиночной стадии. Его лидер Алексей Навальный, например, до сих пор видит марш как социально-экономический протест (что очевидно из названия), причем одна из задач – помимо прочего – максимально децентрализовать акцию, распространив идею по регионам.
А вот соучредитель марша Михаил Ходорковский, напротив, считает, что главное требование марша – прекращение огня на Украине. К нему присоединился и лидер партии «Яблоко» Сергей Митрохин. Так что пока группа инициаторов между собой не договорится, что именно они проводят, об успехе предприятия всерьез говорить очень сложно.
Что же касается требований, то здесь все предельно тривиально.
То, что в прошлом году не прошло как вольная вариация на тему санкций, сегодня преподносится уже как требование: «Общеизвестные крупнейшие коррупционеры должны быть переданы правосудию. Требуем принятия законодательства против незаконного обогащения чиновников». Год назад Навальный требовал заморозить активы и запретить въезд в ЕС и США, теперь захотел крови.
И далее по списку: честные выборы* (читай: власть – оппозиции), отмена пропаганды и цензуры в СМИ (странно, что речь идет не о либеральных СМИ, которые всю гражданскую войну на Украине гонят заказуху от СБУ и глазом не ведут), эфирное время для оппозиции, сокращение ненужных военно-полицейских расходов вдвое (жаль нет пункта о вводе войск НАТО) и распределение оставшегося на благо человечества, и прочие абсурдные заявления.
В общем, судя по изложенным требованиям, до ясности мысли несистемщикам еще маршировать и маршировать. Развернув громкую пиар-кампанию и раструбив об этом всем источникам, организаторы не позаботились о главном – единстве мнений и действий.
И пока этого единства не появится, запугивания масштабами и призывы показать всем, как должно спасать Россию от кризиса, выглядят как детские угрозы, а сами планы по спасению страны – броуновским движением в попытке хоть как-нибудь обратить на себя внимание.
* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента