Дети 80-х каждый день слышали про нарастание напряженности в секторе Газа, 90-х – слушали панк-группу «Сектор газа», а вот дети поколения «некст» на Украине (или в Украине) не пропустят ни одного информационного хита «Правого сектора*» – мировой новинки политического сезона 2014 года.
#{image=783937}Новинка, как и все в мире современной моды, живет по законам сетевого маркетинга. Чтобы интерес к происходящему не пропал, менеджеры этого проекта ведут в социальных сетях свой информационный «ежедневник», наполняя его нужными визуальными картинками и новостями.
Собственно, это и не новости, и не журналистика, а банальная агитка: подборка сообщений о том, как семимильными шагами по планете двигается украинская революция, плюс подборка негативных материалов о России и русских. Белое и, как говорится, черное. Явный образ врага и героически сопротивляющегося местного населения.
Читаю такую подборку за 7 марта и глазам своим не верю: оказывается, Украину «поддержал весь мир», «Россию разоряют договорами», НАТО «готово защищать границы Украины», а США отправляют «наисильнейший» флот в Черное море.
Больше всего меня позабавили «новости» экономического плана. ЕС открывает рынок для украинских товаров «в одну сторону», западные кредиты вот-вот озолотят простых украинцев, а самое главное – и в этом квинтэссенция «щирой» украинской души, – США выделяют Украине 2 млрд долларов, которых «повертаты не треба».
Еще немного, и сбудутся заветные слова украинского гимна про то, как «згинуть наші вороженьки, як роса на сонці», и «запануєм і ми, браття, у своїй сторонці». Обращаю внимание читателей, что самый большой идейный смысл заложен в глаголе «запанувать».
#{image=783941}Мне даже не хочется переводить его на русский, настолько он яркий и смачный, хотя при желании можно найти некий эквивалент – например, «заживем», «будем управлять». Но именно «запанувать» наиболее точно отражает происходящее на берегах Днепра и в людских головах.
Пазл совсем сложится, если к глаголу «запанувать» мы добавим фразу из агитки про кредиты, которых «повертаты не треба». Это и есть золотой ключик к прошлому и будущему украинской политики. Поясню.
Дело в том, что в ментальности украинцев, стремящихся стать европейцами, с чувством долга всегда было неважно.
Если на Западе, начиная со Спинозы – первого философа, который связал свободу с необходимостью, люди понимают свободу как осознанную необходимость и способность договариваться о роли своих интересов по отношению к чужим, то на Украине превалирует архаичное понятие воли, возведенной в ницшеанский абсолют.
Мы ничего никому не должны, а все вокруг должны только нам! Эта аксиома прочно укоренилась в умах украинцев еще со времен казачьей вольницы в XVI–XVII веках.
Михаил Грушевский, авторитетный создатель украинского исторического нарратива, писал, что у казаков сложилось убеждение, что они несут службу Польской короне, но за эту службу «не должны подчиняться никакой власти, кроме своего выборного казацкого старшины, не должны нести никаких обязанностей, кроме военной службы: ни государственных податей, ни каких-либо налогов в пользу помещиков, ни покоряться власти последних или их суду.
Наоборот, казаки «считали себя вправе собирать в свою пользу с прочего населения все необходимое для своего содержания и военных надобностей – с мещан и крестьян помещичьих и королевских».
При этом казаки исправно требовали жалование от польских королей, а также свободы и прав, как у польской шляхты. Ничего не изменилось и в XVIII веке, когда Украина оказалось под протекторатом России. Никакого хозяйства казаки не вели и вести категорически не хотели, даже хлеб получали из казны, периодически направляя делегации в Санкт-Петербург.
Так, некий кошевой атаман Григорий Федоров подал в свое время челобитную на имя императрицы Елизаветы в 1755 году, в которой казацкая община просила прибавки хлебного жалования, ибо «войско Запорожское низовое из давних лет хлеба и ныне не пашет».
Вот этот менталитет и стал, с одной стороны, питательными дрожжами для будущих украинских борцов за свободу – махновцев, петлюровцев и, наконец, бандеровского движения, метавшегося между нацистами и своими иллюзорными представлениями о судьбе Украины.
Тоталитарное советское прошлое, с другой стороны, также сыграло злую шутку с украинцами, создав миф об изобильной Украине, Украине-житнице, которая кормила чуть ли не весь Советский Союз (я уже не говорю про экономическое разделение труда и т. п.), и все, таким образом, в неизбывном долгу перед украинским народом.
В современном украинском политическом дискурсе свобода снова отождествляется с волей, помноженной на казачий произвол и чаяния помощи извне. Отсюда и киевский Майдан, экспортирующий свою насильственную программу в другие регионы страны, и подавление инакомыслия, в том числе через запрет и остракизм СМИ, транслирующих другую картинку происходящего.
Как говорится, то, что позволено Юпитеру, то не позволено быку! Майдану можно, а вот Крыму так поступать нельзя. Между тем такой «очевидный» регион, как Украина, в действительности – не более чем плод волюнтаристских решений имперской и советской эпохи.
Украине почти даром достались русско-татарско-греческий Крым, венгерское Закарпатье, австрийские Карпаты, польское Полесье, румынская Буковина и русский Донбасс.
Время дешевых территориальных приобретений, время имперской и советской благотворительности закончилось. За все надо платить. Только какова цена вопроса? И надо ли вообще платить?
Украинские пользователи в социальных сетях искренне убеждены, что западные спонсоры рано или поздно им спишут долги. Ведь Греции же списали?!
Сегодняшняя Украина, которую ее строители пытаются вылепить на идеологическом фундаменте ненависти к внешнему «врагу», – это сложный в этническом, культурном, экономическом отношении конгломерат регионов.
Для них, судя по всему, приготовлен единый рецепт, в котором украинизаторство чудным образом будет сочетаться с западной социокультурной моделью, возведенной в ранг универсального образца.
Какое блюдо получится из этой приправы – покажет время.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ