Достоинство и служение

@ russia.ru

4 февраля 2014, 16:20 Мнение

Достоинство и служение

Человек часто испытывает потребность жертвовать частью себя ради другого и служить другому. Служение становится добродетелью там, где у человека есть свой сформировавшийся и устойчивый ценностный базис и идеалы.

Алексей Козырев Алексей Козырев

доцент кафедры истории русской философии МГУ

Спор о человеческих ценностях всегда характерен для переломных этапов в истории. Сегодня многим становится понятно, что для стабильности общества необходим консенсус относительно ценностей, необходимо их коллективное переживание обществом.

Идея человеческого достоинства связана с идеей служения

Но форм и способов коллективного переживания в культуре практически не осталось. Каждый ушел в свой блог или на страничку в интернете и о чем-то там общается. У каждого есть свой ценностный набор, очень разный и сегментированный.

Период начала ХХ века, когда в России назрело понимание необходимости общественных изменений, также сопровождался мощной рефлексией относительно того, что такое ценности.

К тому времени в России сформировалось обширное интеллектуальное сообщество. Его представители имели серьезное общественное призвание, отличались нефальшивым патриотизмом и горели стремлением приносить пользу своей Родине.

Позднее это наглядно показала русская эмиграция. Даже когда люди волей или неволей были выброшены из страны, их не охватила ненависть к своей Родине. Как это разительно отличается от поведения многих нынешних «уехавших», которые говорят: «Давайте бойкотировать Олимпиаду», «Не покупайте у них нефть и газ», «Надо присоединяться к «акту Магнитского».

Все это потому, что система культуры и образования, которая сложилась в начале ХХ века, в отличие от современной, могла готовить людей, верящих в определенные ценности и идеалы и способных воплотить их в конкретной исторической работе, в преподавании, в искусстве, в науке.

Какие нравственные идеалы русской философской мысли того периода и сегодня достойны нашего внимания? В философии всеединства Владимира Соловьева присутствует идея личности как бытия, одновременно универсального и индивидуального, несущего в себе образ и подобие Божьи и именно в силу этого обладающего безусловным достоинством, требующего к себе уважения.

Владимир Соловьев сравнивал себя с послушником монастыря, который должен выметать сор из различных углов. Философ боролся против зоологического национализма, расизма, преследований на национальной почве, выступал против злоупотреблений государственной властью, исходя из определенного философского представления о личности как о чем-то, имеющем безусловно ценностное содержание, не ограниченное лишь ядром человеческой самости.

Достоинство человека является безусловной ценностью, достоинство каждой личности, даже падшей, потерявшей себя, например, личности преступника. Поэтому наказание не может быть унизительным для человека, тем более человек не должен преследоваться и наказываться за свои убеждения, а не за деяния.

Ценность человеческого достоинства была отмечена и Русской православной церковью в принятом в 2008 году на Архиерейском соборе документе «Основы учения Русской православной церкви о достоинстве, свободе и правах человека».

Нельзя попирать человеческое достоинство. Важно, что в нашей правовой системе статьи о преступлениях против личности хотя бы формально стали весомей, чем о преступлениях против государства.

Однако если мы посмотрим на реальное положение дел, то мы увидим, что достоинство человека еще не стало чем-то значимым для нас в культуре повседневности. Меня поразил вопрос хозяйки ресторана в Испании: «Почему русские, заходя к нам, забывают здороваться?»

Мы можем прожить годы рядом с соседями по лестничной площадке, не зная, как их зовут, и забывая поздороваться при встрече. Вести себя на дороге люди только начинают учиться, в больших городах ситуация меняется к лучшему, и иногда ты неожиданно понимаешь, что водитель пропускает пешехода.

Может быть, это положительный эффект от того, что люди стали путешествовать и видеть, как обстоят дела в Западной Европе. Бытовая ксенофобия является общим местом, мы не затрудняемся в том, чтобы осудить людей иной расы, религии, убеждений, даже если лично нам они ничего плохого не сделали.

В философии есть такое понятие – «значимый другой». У нас это понятие часто наполняется совсем не тем смыслом, которым хотелось бы, – им становится вовсе не ближний, может быть, родной нам человек, но тот, кто обладает властью, силой, материальными средствами, люди, от которых мы зависим.

Когда они теряют эти привилегии, мы моментально отворачиваемся от них. Идея человеческого достоинства связана с идеей служения. Природа человека жертвенна. Человек часто испытывает потребность жертвовать частью себя ради другого.

Мать приносит себя в жертву ребенку, проживая часть своей жизни ради него. Муж, у которого жена тяжело заболела, приносит себя в жертву своей второй половине, ухаживая за ней. Друг приносит себя в жертву другу, закрывая его своим телом на войне.

О значимости служения писал Гоголь в «Выбранных местах из переписки с друзьями», последней своей книге, которая навлекла на себя критику и со стороны славянофилов, и со стороны западников. Логика интеллигента – это логика подозрения, логика критическая.

Философ, не будем забывать, это человек, способный к критическому мышлению. Поэтому, кстати, власть всегда, а не только сейчас недоверчива по отношению к философам и к философии.

Но есть другая логика – логика приятия, логика доверия, логика служения. И Ломоносов, и Пушкин, и Гоголь, и Толстой были людьми, которые понимали ценность служения.

Однако как здесь не вспомнить слова поэта: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Служение становится добродетелью там, где у человека есть свой сформировавшийся и устойчивый ценностный базис. Служить можно тому, в ценность чего ты веришь, притом что эту ценность ты последовательно отстаиваешь.

..............