1914–2014

@ facebook.com/maxim.kantor.3

20 февраля 2014, 19:40 Мнение

1914–2014

Прошло ровно сто лет, и звучат те же самые лозунги: освободим братьев-славян. И говорят это те люди, которые закабалили сами себя и не в силах помочь соседке по лестничной клетке. Но поставить мальчишек под ружье – готовы.

Максим Кантор

писатель, художник

Первая мировая и Вторая мировая войны ХХ века – это фазы одной войны за передел мира. Для России эти фазы различаются тем, что участие в Первой мировой войне было вызвано невнятными солдату политическими обстоятельствами; участие во Второй мировой было обусловлено тем, что защищали мир, Отечество и социалистическое государство – от фашизма и нацистской идеологии.

#{image=782134}Первая мировая война была сугубо империалистической войной. Как обычно в случае империалистических войн, звучали призывы братолюбия и солидарности с братьями-славянами; это не означало, разумеется, что участь братьев-славян или славян на собственных территориях кого-то интересует. Но крепостных всегда желательно видеть на своей делянке, а не на соседской.

Риторика Первой мировой войны была исключительно патриотической, до слезоточивости. И абсолютно лицемерной. Надо сказать, патриотической риторике поддались в те годы многие – отрезвление приходило постепенно.

Вторая мировая война была принципиально иной, хотя и встроенной в тот же геополитический сюжет. На этой, второй войне сражались за братство и равенство – против идеологии расы господ, и это сделало борьбу всемирно значимой и привело к победе, к осмысленной победе над очевидным злом.

Что стало главной причиной обострения ситуации на Украине?







Результаты
255 комментариев

Поскольку Вторая мировая война, несмотря на то что общим противником являлся фашизм, оставалась внутри того же исторического сценария – победа над злом не принесла добра, но привела к очередному переделу мира.

Однако во время войны, когда враг и его бесчеловечная мораль были очевидны, – в это время были сформулированы необходимые для всех людей мира гуманистические принципы. Эти принципы выше локального патриотизма и тем более выше национализма – это гуманистические принципы равенства и солидарности.

В дальнейшем эти принципы были уничтожены. И в самом лицемерном Советском Союзе, и усилиями внешнего капитализма социалистическую доктрину равенства извели начисто. Сегодня, как и сто лет назад, в 1914 году, повсеместно победил капитализм.

И сегодня, как и сто лет назад, капиталистический конфликт выдается за принципиально необходимый национальному сознанию. Сегодня, как и сто лет назад, пробуждают патриотическое начало, чтобы оно послужило войне – обычной, хрестоматийной империалистической войне.

Иной войны, помимо империалистической, сегодня быть не может. Нет никаких социалистических идеалов, нет идеалов равенства и братства, а рынок рождает только одно – соревнование, уничтожающее конкурентов.

То, что вам сегодня преподносят как солидарность братьев-славян, – уже точно так же преподносили в 1914 году и с точно той же скорбной миной. По сути дела, никакая война с фашизмом сегодня невозможна, поскольку не существует в социальной природе осмысленного антифашизма. Идет борьба капиталистических амбиций, которую, как обычно, как это и принято, снабжают – в критических ситуациях – национальным пафосом.

У национализма (даже если он называет себя «патриотизмом») может быть только одно лицо – свиное рыло.

Империалистическая война – это самое дикое и позорное, что может случиться с Россией. Прошло ровно сто лет, и звучат те же самые лозунги: освободим братьев-славян. И говорят это те люди, которые закабалили сами себя и не в силах помочь соседке по лестничной клетке. Но поставить мальчишек под ружье – готовы.

Граждане, империалистическая националистическая война – это зло. Чтобы этому противостоять, надо иметь интернациональные идеалы солидарности. Сейчас их нет.

Начните именно с них.

Источник: Блог Максима Кантора

..............