Без рыбы история развития человечества была бы более запутанной. Рыба – это основа оседлого образа жизни и гарант жизни. Недаром в случае неурожая на Руси бежали в рыбные места. Рыба в реке, море, озерах играла роль своеобразного огорода – гарантированной еды: пошел, добыл, съел или запасся.
Рыба помогла создать людям постоянные места проживания, то есть обходиться без кочевания
Неправы те, кто думает, будто раньше жизнь охотников и собирателей была тяжелой. Бушменке достаточно в среднем двух часов в день, чтобы накопать кореньев на прокорм всей семьи. А мужчины женщинам не помогают, хотя для себя собирают растительный корм по важной причине – они охотятся.
Охота не всегда бывает удачной, но мясо – это лакомство для всех. Единственный недостаток в такой жизни для развития цивилизации, а не для жизни бушменов, это необходимость кочевок. Все истощается. Собрали коренья в одном месте, прошли два–три километра и стали жить в другом. Есть и другой недостаток – два месяца в году надо голодать. Засуха, растения не растут. Добудут животные антилопу, племя сыто, не добудут – кореньев мало, надо поститься. Пошли дожди, жизнь снова стала беззаботной.
С рыбой тоже свои проблемы. Особо удачливые моменты сезонны. Ход лосося, ход рыбы на нерест, движение морских рыб стаями вдоль берега. Но, если ресурсы не подрваны переловом рыбы, рыбу можно добыть всегда. Причем мы даже не можем знать, когда какой способ лова появился.
Корзины были явно изобретены до появления керамики. Первые керамические изделия были обмазаны глиной и обожжены вплоть до выгорания внутри веточек корзинки. А корзина – это метод ловли рыбы, который тесно связан с идеей сетки и с идеей верши. Первые веревки и ремни из кожи появились еще у неандертальцев. Веревка – это главное в удочке, кроме крючка.
А идея крючка связана с идеей остроги или гарпуна, когда зазубрины не позволяют рыбе сорваться с наконечника. Веревки в Европе делали из крапивы. Ткань тоже делали из крапивы. С появлением лука рыбу стали лучить.
Берется лук, стрела с гарпуном привязывается к луку с помощью длинной веревки, дальше идем вдоль берега и смотрим щуку. Выстрелили, попали, потянули за веревку и вытащили щуку на берег. Недаром в деревнях с появлением огнестрельного оружия появилась традиция стрелять щук.
Самый простой и всесезонный метод добычи рыбы – это верша. Единственный у метода недостаток заключается в том, что не знаешь, какая рыба попадется. Помню, забрасывали вершу в Волгу. За ночь в нее заходило рыбы на один–два килограмма.
То плотва и вобла, то подлещики, то судак. Ханты и манси так и жили, мужчины охотились, а бабы бегали к речке, вытащат рыбу из верш – получат гарантированную еду. Да, зимой надо пробивать лед и не давать полыньям замерзнуть, а так все удобно.
Более сложный метод – это втыкание жердей в дно озера, как при постановке сети стенкой. Сплошная стена жердей и мелких бревнышек, затем жерди образуют вход в пространство, огорожденное жердями, внизу сетка. Раз в сутки сетку поднимают, вытаскивают скопившуюся рыбу. Малек проходит меж жердей, а крупная рыба остается.
Аналогичным методом славяне делали ёзы, перекрывали реки и ловили проходную рыбу. Ёз делали всей округой, потом всю зиму ели рыбу. То-то и делов – прошел километров сто, помог коллективу, потом езди с санками за рыбой.
Рыба помогла создать людям постоянные места проживания, то есть обходиться без кочевания. А это вызвало много последствий. Первое последствие знакомо нам всем – это собака. Как не кинуть любопытному волчонку или лисенку рыбу, если этой рыбы у тебя с избытком. Раз рыбы много, то можно подкармливать регулярно.
А у зверей всегда проблемы с добычей, то она есть, то нет. И есть своя территория. Кочевник подкормит разных волчат и лисят, а оседлый житель – своих. И отношения поэтому иные с точки зрения зверей – это мои люди, моя рыба, а вы сюда не суйтесь.
Исключительно охотнику тяжело таскаться с пойманными щенками, а живущему стационарно таскаться и менять место жительства не надо. Конечно, можно поделиться со знакомыми зверьми также мясной добычей, но стационар дает массу преимуществ. В итоге одомашнивание собаки произошло в незапамятные времена. Причем даже охотничьих, а не только ездовых собак кормили рыбой.
Человек дал собаке особое чувство восторга. Например, лайка облаивает белку. Она знает, что сама белку может добыть только случайно. А тут подходит человек и стреляет белку на дереве. Недосягаемая добыча оказывается досягаемой.
То же самое при охоте на кабана. Волку добыть кабана крайне сложно. Гнать легко, убить тяжело и опасно для жизни. А тут беги, кабан окажется в яме или попадет под копья и стрелы. Медведь волку не по зубам, а помоги человеку, он медведя на рогатину поднимет.
Так что у собаки для житья с человеком были особые, кроме идеи получения дармовой еды, причины. Это возможность самореализации через совместные действия. И отношения с человеком особые.
Стационар и рыба позволили человеку одомашнить кошку. Другое дело, что кошка человеку понадобилась для охоты на грызунов, в которой человек участия не принимает. Поэтому у кошек было меньше причин восхищаться человеком и сотрудничать. Произошло это потом, когда у людей появились огороды и поля.
Кошка – дитя Нила и нильской рыбы. Иногда рассуждают, что Сахара высыхала, поэтому население бежало в долину, где вода. Так возникла египетская цивилизация. Но Нил всегда был богат рыбой, то есть там всегда население было более плотным, чем в Сахаре.
Так что рыба помогла человеку заняться земледелием и садоводством. А потом рыба помогла приручить кошку для защиты запасов зерна и растущих на огороде овощей.
Я бы не хотел заняться спекуляцией на тему, что раньше возникло – садоводство или земледелие. Идея в общем одна – посадить дерево или капусту проще, чем бегать за дикорастущими плодами и растениями.
Однако последствия были серьезными. Цивилизация, насилие, войны, рабство и ослабление зависимости человека от рыбы. Хотя рыба уже к тому моменту сделала много для цивилизации. Постоянное проживание породило создание крепостей.
Даже на Чукотке ловцы рыбы строили маленькие крепости для защиты от соседей. Воевали друг с другом, уводили детей и женщин в рабство. Чем не начало современной, наглой цивилизации?
В северном климате собаки, питавшиеся рыбой, позволили изобрести сани и передвигаться на большие расстояния. Запасы сушеной рыбы позволяли мужчинам отправляться в длинные военные походы. Конечно, сушили также мясо и запались растительной пищей. Но и рыба имеет отношение к военным конфликтам.
Рыба и лодка создали традиции торговли. Океан и реки – это источник рыбы. Соответственно, продукты не будут занимать слишком много места, будет место и для товаров, а в лодке увезти можно весьма много. Недаром археологи определяют цивилизацию лодок как одну из важнейших в истории каменного века – плавали по всей Европе, Сибири и вплоть до Средней Азии. Плавали и по Средиземному морю, по иным морям.
Наконец, рыба – это одно из первых удобрений. Особенно морская рыба. Свидетельства об использовании рыбы в качестве удобрений заставляют подумать, что земледелие Европы тоже связано с рыбой. И тут надо признать, что человек меры не знает. Ну ладно, съели мамонтов. Хотя есть мамонтов и не есть заодно рыбу невозможно.
Недаром у китайцев существует особый вид казни – кормить только мясом. Но у них нет и не могло быть казни – кормить только рыбой. Человек успешно сожрал осетров в Темзе и Рейне, в Балтийском море, в Висле и других реках типа Луары или Сены. Не менее успешно сожрал лососей. Подорвал популяции форели.
Хариус в Европе исчез – сожрали. Мало кто знает, что в крупных озерах типа Переяславского водилась речная селедка. Ничего удивительного: до революции большинство сельдей добывали в устье Волги. Даже в Северной Двине уже толком нет осетров. А уж про реки Испании и Италии говорить стыдно – сожрали все ценные породы. Плохо в Белоруссии со стрелядью.
Сейчас мало кто представляет прежнее изобилие. Например, еще в 50-е моя мать ловила рыбу на пустой крючок. Когда ставрида шла вдоль берега Крыма или у Одессы, за час можно было с берега поймать больше сотни килограммов. Лови, суши: день прокормит месяца.
Нечто похожее было с камбалой на Соловках – выехал на телеге, поймал несколько сот килограммов камбалы, потом суши и продавай. А уж на югах, где продуктивность морей выше, совсем хорошо было.
Между тем рыба не только помогла торговцам и морякам. Стационарные поселения способствовали развитию ремесел. На голодный желудок не до производства горшков, резьбы по дереву, создания нэцке и даже не до кроманьонских росписей в пещерах. И потом, куда складывать произведенные предметы, если надо кочевать.
На Урале нашли шигирский столб. Ему много тысяч лет. В каменном веке создавали тотемные столбы, вытесывали из огромных бревен лики богов, наносили резные рисунки, отражавшие представления о мире и космосе. Не случайно, что поселение каменного века находилось на берегу озера. Так творились сложные религии, создавалась архитектура. Рыба и философия, рыба и искусство тесно взаимосвязаны. Кочевники просто заимствовали у оседлых народов плоды их ума и труда.
В условиях Средиземноморья рыбы было больше, чем зерна. А кушать хотелось. Вспомним Сократа. Он вдруг прервал диалог ради похода на рынок. Вот его мудрые слова – поговорить можно позже, а рыбу на рынке, того и гляди, другие перехватят.
Источник: Блог Алексея Богословского