Синдром скул-киллера

@ vk.com/pempu

28 октября 2014, 17:01 Мнение

Синдром скул-киллера

Cуициды, особенно подростково-молодежные, «заразны». Когда суицид ярко описан в произведениях искусства (литература, кино) либо становится объектом пристального внимания СМИ, у самоубийцы находится масса подражателей.

Марк Сандомирский

психотерапевт

«Пятнадцатилетний подросток застрелил педагога в одной из школ Эстонии. По данным местных СМИ, убита учительница немецкого языка Эне Сарап. Она была застрелена во время урока, на котором присутствовали четыре или пять учеников».

Подросток хочет свести счеты с жизнью, но, будучи не в силах сделать это сам, убивает других вместо себя

Увы, «дело Гордеева» живет и убивает. Напомню, что после того, как 3 февраля с. г. ученик московской школы № 363 Сергей Гордеев застрелил учителя географии (хотя сначала планировал отомстить учительнице литературы), на страничке «ВКонтакте», где было описано это событие, за сутки набралось много тысяч лайков и комментов: мол, крутой чел! Тоже хочу это сделать! Типа, достали все учителя.

Вот что страшно – толпа бездумных потенциальных подражателей поступку безумного подростка. Да, судебно-психиатрическая экспертиза, проведенная в ГНЦ ССП им. Сербского, установила, что Гордеев серьезно душевно болен и должен быть признан невменяемым (диагноз – параноидная шизофрения).

Но это не останавливает толпы подростков, заявляющих о желании подражать безумцу. Душевнобольной преступник для них – по-прежнему кумир. Впрочем, такое поведение характерно для современного общества, которое все в большей мере становится обществом массового сумасшествия.

Массы людей стремятся подражать душевнобольным, попавшим в центр внимания СМИ. Вот и эстонский школьник оказался в их числе – сначала подражал, а потом и в «медиазнаменитости» попал.

Упомянутые случаи «школьных расстрелов» связаны с убийством учителей. Что же касается расстрелов подростками сверстников – эта «эпидемия», увы, продолжается в Штатах. Собрал такой подросток соучеников в столовой – мол, хотел с ними пообщаться на тему отношений с девушкой – и начал расстреливать. И этот случай также не единичный.

Так, в 2012 году Адам Ланца в начальной школе в Ньютауне расстрелял 26 человек. По данным информационного агентства Associated Press, в США в прошедшем учебном году произошло по меньшей мере 11 школьных расстрелов, не считая других случаев вооруженного насилия – на школьных парковках и в других местах, но не во время занятий.

Бывает, что подобные случаи – это подростковые вооруженные разборки. Но чаще всего оказывается, что очередная трагедия – расширенный суицид. Иначе говоря, совершающий такое подросток хочет свести счеты с жизнью, но, будучи не в силах сделать это сам, убивает других вместо себя (и чувствует себя готовым отправиться вслед за ними).

Как известно, суициды, особенно подростково-молодежные, «заразны». Описан т. н. синдром Вертера (по имени героя у Гёте), то есть подражательное суицидальное поведение. Когда суицид ярко описан в произведениях искусства (литература, кино) либо становится объектом пристального внимания СМИ, у самоубийцы находится масса подражателей. Они находят для себя губительный пример – не того, «делать бы жизнь с кого», а того, как ее разрушать.

Сходные явления могут происходить и с расширенными суицидами. В таком случае и синдром скул-киллера (все равно, убивает ли он только учителей, или сверстников, или и тех, и других) может становиться «продуктом» современной медиасреды.

Вот о чем пора подумать и самим медиа, и их потребителям.

..............