В недавней статье Михаила Хазина «Красный проект» говорилось о западном проекте глобализации, о потерпевшем крах красном проекте и необходимости России иметь собственный проект – по логике автора, снова красный.
Говорить о возрождении красного проекта в России не имеет смысла
Правильно, на мой взгляд, господин Хазин отметил, что западный проект испытывает значительные трудности, хотя и не могу согласиться с автором в том, что он скоро распадется.
Не согласен и с тем, что России надо возрождать красный проект, особенно с учетом того, что в статье ни слова не сказано об еще одном альтернативном проекте глобализации – китайском, который набирает мощь за счет хиреющего западного и может в перспективе добиться такого могущества, о котором западный не смеет более и мечтать. Достаточно проделать простое арифметическое упражнение.
В Китае 1350 млн жителей, уровень жизни которых стремительно растет. Сейчас он составляет примерно пятую часть от американского, и в связи с его ростом экономика Китая стремительно приближается к размеру американской экономики. Учитывая способность расти высокими темпами четвертое десятилетие подряд (причем и в моменты мировых и регионального азиатского кризиса), все более мощный финансовый, технологический и экономический потенциал Китая, растущий процент лиц с высшим образованием, трудолюбие населения, о котором США уже не могут и помыслить, ВВП Китая на душу будет и дальше стремительно расти. Когда он достигнет половины американского, китайская экономика станет по размеру равна двум США, и это произойдет достаточно скоро. Но китайцы на этом не остановятся, поэтому высока вероятность в более отдаленной перспективе увидеть Китай в размере трех экономик США. Китаю сильно завидует Индия, которая мечтает основать свой индийский проект глобализации, благо есть китайский пример успешного стремительного рывка и население, которое лет через 12 станет больше китайского. Но индийский проект глобализации пока в расчет не берем, поскольку мечтать и завидовать Китаю у Индии получается, а эффективно подражать его успехам – пока что нет. Вот на фоне этих расчетов и необходимо рассуждать о том, какой проект необходим России.
Прежде всего необходимо отказаться от имперского статуса проекта. Имперский статус Россия с нынешними экономическими ресурсами может приобрести, лишь идя путем КНДР: окопавшись по периметру и пугая мир возможностью ежечасной атаки всех «врагов» ядерным ракетами. КНДР такая стратегия имперский статус придать не может в силу малой территории, скромного населения и слабого ядерного запаса. Россия, которую Господь благословил земелькой, как никого, а советское прошлое снабдило огромным ядерным арсеналом и изощренными средствами доставки, претендовать на такую роль сможет. Ее признают глобальной империей в силу желания и способности убить каждого в любом углу планеты. Но кому симпатична такая роль? А уж как разрушительно она отразится на экономике, можно убедиться, взглянув на ту же Северную Корею.
Если же идти путем разумным, а не истеричным, то надо признать, что у России больше нет ресурсов на имперский статус. По крайней мере в сопоставлении с ближайшими конкурентами, если речь идет об империи, а не об «империчке». Если Китай в 1990 году был по размеру экономики сопоставим с РСФСР, то сейчас превосходит Россию в пять раз (12,5 трлн долларов против 2,5 трлн). Как в течение этих двух с лишним десятков лет, так и сейчас КНР лидирует по темпам роста экономики, что позволит и дальше увеличивать этот разрыв. Золотовалютные резервы Китая превосходят российские в шесть с половиной раз (3,3 трлн долларов против 510 млрд). США и ЕС, понимая, что по отдельности конкуренции с Китаем не переживут, готовятся объединяться в единый Запад. И ресурсы этого Запада тоже огромны по сравнению с российскими. Только совместный ВВП ЕС и США превосходит российский в 12 с лишним раз. Не стоит и говорить о растущем разрыве в современных технологиях или зависимости России в своем экономическом развитии от того, будут ли на глобальных рынках покупать ее сырьевые ресурсы, по каким ценам и в каких объемах. Но если быть полноценной империей невозможно, то как тогда развиваться?
Начнем с того, что говорить о возрождении красного проекта в России не имеет смысла. СССР погиб, поскольку не сумел вовремя его трансформировать в гибридный, по образцу Китая. Нынешний глобальный проект Китая, принесший ему такой успех, назвать красным, очевидно, никак нельзя. Он сочетает лучшее от красного, лучшее от западного и лучшее из многотысячелетнего опыта самого Китая. Признаем, что невозможно дважды войти в одну воду, попытку это сделать тоже трудно назвать адекватной. России нужно определиться при реализации своего проекта, исходя из формирования двух новых полюсов мира: западного и китайского.
Вариантов достаточно немного. Первый – примкнуть к одной из сторон. К Западу примкнуть Россия достаточно долго пыталась, но в эпоху его торжества после краха СССР западники использовали ее искреннее желание партнерства только как возможность обмануть и максимально ограбить. Стремительно слабеющий и напуганный Китаем Запад может пообещать исправиться. Есть проблемы – действительно ли он исправится, как велика вероятность, что России западные «друзья» не отведут роль пушечного мяса в своей борьбе с Китаем из-за сохраняющегося наличия на Западе множества русофобов. Примкнуть к Китаю мешает полное осознание КНР того факта, что ей не нужны равноправные партнеры, поскольку при том потенциале, что развивает китайская экономика, Китай справится со всеми проблемами на пути к сверхдержавности самостоятельно, не делясь ни с кем властными полномочиями.
Второй вариант развития России тоже прост – собирать друзей по всему миру, становясь не империей, а сильным национальным государством, способным дружить, а не приказывать, помогать, а не принуждать. В данный момент Россия, пусть медленно, с ошибками, но и идет как раз по такому пути, что я и предсказывал в декабре 2006 года на конференции в Беловежской пуще, посвященной 15-летию краха СССР. Доклад был озаглавлен «Стратегия внешнеполитического реванша России в контексте глобализации», и основная его мысль состояла в том, что в ближайшие два года Россия встанет на путь возвращения хотя бы части того глобального влияния, которое утратила с крахом СССР. Что в 2008 году и произошло, пусть частично и не по ее инициативе. Теперь настала пора определиться, какие шаги помогут найти новых серьезно настроенных друзей, помимо Беларуси и Казахстана, в ближнем зарубежье, кто из партнеров СССР может стать другом суверенной России, какие страны из тех, что не были партнерами СССР, готовы стать добрыми друзьями России и ее союзникам.
На глобальной арене постоянно востребована роль страны, которая не будет ни пугающе мощной, угрожая при форсированном развитии отношений лишить суверенитета, ни откровенно слабой, не способной никому помочь. Если Россия сможет занять эту выгодную нишу, помогая восстановить нарушенную справедливость через инструменты Совбеза ООН, способствуя развитию экономики, а не эксплуатируя, как это делают другие мощные страны, эта ниша может принести ей серьезные дивиденды. Важно найти и экономические основы для такого партнерства, поскольку обширной благотворительностью Россия заниматься не в состоянии. Находкой может стать идея исламского банкинга, при котором клиент зарабатывает вместе с банкиром. Почему бы России не создавать новые предприятия в странах-партнерах, прибыль от которых будет не вывозиться, как принято у большинства западных инвесторов, а честно делиться с местным бизнесом и при возможности реинвестироваться? Учитывая, что такая роль благородна и соответствует тому глобальному размаху, к которому привыкли российские граждане в годы СССР, и той широте души, что еще не всеми ими утрачена, то вот она и основа для нового объединяющего россиян проекта.