«Анатомия шубохранилища»

@ russia.ru

20 июня 2013, 19:41 Мнение

«Анатомия шубохранилища»

На месте заказчиков кампании против Якунина я бы задумался, как был использован выделенный на сетевой пиар бюджет. По-хорошему за такое можно и нужно отрывать исполнителю голову.

Станислав Апетьян

эксперт Фонда развития гражданского общества

Прежде чем перейти к основному содержанию поста, нужно пояснить некоторые принципиальные моменты по поводу «шубогейта».

У любой подобной информационной кампании есть цель и заказчик

1. Я не собираюсь спорить с тем, что Якунин построил себе в подмосковном районе Домодедово монстрообразную дачу, больше напоминающую советский пансионат. И хотя стоит она явно никакие не 75 миллионов долларов, а до 400 миллионов рублей (да и то за такие деньги ее никому не продать), мне, как и большинству нормальных людей, не нравится, что представители российской элиты, тем более возглавляющие государственные компании, позволяют себе такую роскошь. Никто не призывает жить главу РЖД в будке у Павелецкого вокзала, но строить себе шубохранилище с молельной комнатой – это потеря представлений о базовых приличиях и никак иначе.

2. У меня нет никаких отношений с компанией «РЖД», я не знаком с Якуниным и другими топ-менеджерами этой компании, и мне, в общем-то, безразлична их судьба. Поэтому не нужно воспринимать ниженаписанное как стремление их как-либо защитить. Все, что разобрано дальше, призвано показать, что из себя на самом деле представляют многие информационные волны, которые периодически возникают в Рунете. Информация для лучшего понимания окружающей нас действительности, не более.

Для подавляющего большинства тех, кто читает этот пост, история с «дачей Якунина» началась 1 июня, когда известный кировский бизнесмен в ранге советника губернатора, а также кандидат одновременно на пост мэра Москвы и президента РФ Алексей Навальный опубликовал пост с одноименным названием. Начинается пост с замечательной формулировки: «Сегодня с утра по энторнету ходила ссылка на форум в ЯПлакал, куда выложили фотографии дачи главного железнодорожника, большого госпатриота Якунина», – а дальше шли те самые фотографии с авторскими комментариями. В принципе, версия, что эти фотографии оказались в блоге Алексея просто так, вполне себе правдоподобна – судебные заседания в Кирове унылы чуть менее чем полностью, поэтому, кроме как изучением содержания развлекательных порталов, заняться будущему мэру Москвы (по итогам голосования посетителей некоторых тематических сайтов – прим.) больше и нечем.

Но тут мне вспомнилась еще одна похожая история. Когда-то очень давно, в далеком 2010 году, уже известный на тот момент борец с коррупцией Алексей Навальный ВНЕЗАПНО стал много писать о деятельности другого видного российского предпринимателя Олега Дерипаски. Писал-писал, а потом перестал. А спустя два года хакер Хэлл опубликовал переписку Навального, полностью с которой можно ознакомиться тут.

Нас в контексте сегодняшней темы интересует фрагмент переписки Навального с Белковским, посвященный разоблачению ужасного «жулика и вора» Дерипаски.

#{interviewpolit}Белковский – Навальному:
«Мое встречное предложение такое: 50 000 долларов на 4 месяца (25.01. – 25.05). Первый транш в размере 20 000 долларов Роман ожет передать тебе в понедельник, 25.01., в Москве.
В пересчете на месяц это чуть больше, чем называл ты. Сосвоей стороны, я в течение этого срока приложу все усилия, чтобы пролонгировать сотрудничество. И до полугода, и более. Я и сам в этом заинтересован, как ты можешь догадываться. В результате выйдет больше, чем ты назвал.
Если ты согласен, то первые действия у нас:

– заявление и статья 25. – 26.01.; доклад – на протяжении последующих 3–4 недель».

Навальный – Белковскому:
«Честно говоря, у меня не очень лежит душа ко всему этому и х...вые предчувствия. Я не в плане того, что торгуюсь – описываю реальные ощущения. Но ок.
Тебе я безусловно доверяю, однако прошу еще раз подойти ко всему с максимальной деликатностью.
Ну и тогда уж давайте развяжем джихад против Д.
Нужны какие-то злостные факты о неуплате налогов, коррупции и т.д. Тем более, что таких я думаю предостаточно.
Это даже не для доклада, а для периодических злостных постов».

Ну а после этого закрутилось: раздватричетырепять... Шесть? Нет, шести не было. Контракт закончился, а деньги были переданы в полном объеме (не сомневаюсь, что информационный «джихад» был оформлен в соответствии с российским законодательством, а сумма в 50 тысяч долларов задекларирована в полном объеме, как и полагается прилежным борцам с жуликами и ворами).

Но ведь то дела давно минувших дней. Может быть, это я по старой памяти клевещу на Алексея, подозревая его в отработке заранее заданной темы, только на этот раз по Якунину? Может быть, никакой информационной кампании против Якунина вообще не ведется, а праведный гнев взялся сам по себе, а не стал следствием передачи пачки наличности из одного кармана в другой? Ну, давайте смотреть.

Не потребовалось много времени, чтобы выяснить, что информационная кампания против главы РЖД началась за полторы недели до публикации в блоге у Навального. И фотографиями чудо-дачи она совсем не ограничивается, хотя этот фрагмент, безусловно, оказался наиболее резонансным во всей истории. Начнем, пожалуй, с видео.

19 мая на YouTube был зарегистрирован канал с говорящим названием YakuninuNet. На сегодняшний день на нем размещены три ролика, посвященные исключительно главе РЖД. Первый датирован 21 мая, последний – 13 июня. Сами ролики среднего уровня качества, практически полная калька с того, что ранее в столь же промышленных масштабах монтировалось про Дворковича и Тимакову на другом, столь же специализированном канале. Особенно забавно в данном случае то, что SMM-щики озвучивают эти ролики от имени якобы сотрудников РЖД и «членов их семей». Цинизм, мягко говоря, зашкаливает. Цитата джаст фор лулз:

«За 12 лет, пока Владимир Якунин руководит государственной компанией «Российские железные дороги», эта отрасль подверглась жесткому разграблению. Нас, работающих в системе «Российских железных дорог», миллионы. Пришло время рассказать всей России о том, что сегодня знаем только мы и члены наших семей. Мы расскажем правду о главе своей компании, потому что вор должен сидеть в тюрьме!»

Скупая слеза скатилась по моей щеке от этих замечательных слов работяги-рельсоукладчика, в свободное от работы время пишущего сценарии подобных роликов, монтирующего их видеоряд и размещающего их по крупнейшим развлекательным порталам Рунета на правах рекламы. Все так. Учитывая, что всем известно, что компания «РЖД» была создана всего лишь девять лет назад.

Кстати, при размещении первого ролика на этом канале произошел забавный конфуз. Дело в том, что первоначально он был загружен еще 20 мая, однако, по всей видимости, чем-то не устроил заказчика и потому был удален. Повторное размещение, видимо, уже с правками, произошло на следующий день. Разумеется, всем размещенным роликам было оперативно сделано нужное количество просмотров при помощи всем известных методов, за которые еще совсем недавно один из сотрудников Навального обвинял чуть ли не в коррупционном сговоре «Аэрофлот» с «Апостолом» Тины Канделаки.

Но, надо признать, в «Ютубе» было сработано хоть и палевно, но хотя бы более-менее чисто. Потому что то, как была проведена работа в «Твиттере» и на других социальных площадках, на которых решили поработать горе-специалисты, называется совсем другими словами. 20 мая в специально созданном аккаунте YakuninuNet был размещен первый ролик про ужасного главу РЖД, который был впоследствии удален. 21 мая ролик был перезалит и началась кампания его продвижения в «Твиттере» при помощи вызывающе примитивного инструментария.

Ретвиты делались самыми дешевыми спамерскими аккаунтами, которые даже не претендуют на то, чтобы изображать из себя человеческую активность (вот для примера несколько: 1234). Параллельно ровно с таких же аккаунтов в «Твиттере» размещались однотипные сообщения с целью «продвижения хэштега в тренды» (когда же люди уже закончат заниматься подобной ерундой, а?).

Не понадобилось потратить много времени, чтобы понять, какая именно школота была подрядчиком для исполнения абсолютно бездарнейшего заказа на «продвижение в «Твиттере». Вот их шедевральный прайс-лист (надеюсь, среди моих читателей не найдется тех, кто вздумает этими «услугами» воспользоваться).

Понятное дело, что невероятная по своей эффективности «работа в «Твиттере» продвижением одного ролика не ограничилась и в июне точно таким же гениальным образом распространялись два последующих (обратите внимание на совершенно беспалевные комментарии).

Схожий уровень профессионализма наблюдается во «Вконтакте». Ботов налить не успели, но вот администраторы сообщества говорят сами за себя – оба аккаунта были зарегистрированы 20 мая и представляют из себя ничего. Зато ролики были размещены сразу в нескольких крупных развлекательных сообществах ВК, что позволило собрать красивые цифры для отчета.

Что там у нас осталось из базового набора юного SMM-щика? Правильно, сообщество в «Фейсбуке» с привычным названием, созданное 19 мая. Открываем статистику и видим ожидаемое.

В принципе, уже после этого все понятно, но на всякий случай можно проверить. Давайте посмотрим те аккаунты, которые лайкали публикации сообщества. Вот некоторые из них для примера: 1234.

Смотрим на их предпочтения в профиле и видим... не может быть, у них ведь практически идентичные интересы! Впрочем, можно предположить, что любой противник Якунина просто одновременно любит гипермаркет матрасов, автомобили ZAZ, корма для животных Hill's, автосалон «Звезда Невы» и еще вот эту колоритную мадам. На самом деле перечень неполный, об этот ботнет зашкварилось очень много вроде бы крупных компаний, перечислять всех лень. Это на тему того, что на сегодняшний день представляет из себя, казалось бы, весь такой из себя белый корпоративный SMM, а также к размышлению о том, кто выделяет бюджеты на продвижение в соцсетях, которые так бездарно разворовываются.

Забыл добавить, что борцы с Якуниным еще и сайт умудрились открыть (опять же от лица простых работяг) и сделать сообщество в «Одноклассниках». Работать – так широко! Чем больше площадок, тем выше смета. Хотя по сравнению со стоимостью услуг Навального и его болотных хоббитов (надо признать, это был единственный адекватный шаг в рамках кампании) это все, судя по всему, сущие мелочи.

Мораль сей басни такова: у любой подобной информационной кампании есть цель и заказчик. Факты, которые излагаются в ее рамках, вполне могут соответствовать действительности, но обращать внимание только на них – это упускать из виду множество других вещей, которые, в конечном счете, могут оказаться куда важнее, нежели отдельно взятое шубохранилище.

А на месте заказчиков кампании против Якунина я бы задумался, как был использован выделенный на сетевой пиар бюджет. По-хорошему за такое можно и нужно отрывать исполнителю голову и запрещать заниматься подобными делами пожизненно.

Источник: Блог Станислава Апетьяна

..............