«Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот,
их общественное бытие определяет их сознание».
Карл Маркс, «К критике политической экономии»
На прошлой неделе в молдавском городе Бельцы перед судом предстал Виктор Кравченко. Тот самый Виктор Кравченко, преподаватель бельцкого ПТУ, который стал печально известен после опубликования в интернете видеоролика и против которого было возбуждено дело в разжигании межнациональной розни.
Хочу сообщить всем, что Виктор Кравченко был оправдан! Суд не нашел в предоставленных материалах оснований для наказания человека, заявившего, что «если завтра выйдет закон убивать русаков, то их будут убивать». История эта уже хорошо освещена различными СМИ вплоть до специального сюжета на российском телеканале ТВЦ. Поэтому я не буду останавливаться подробно на этом частном случае, а хотел бы поразмышлять о причинах, по которым в Молдове стали возможны подобные отвратительные явления. Ну а будучи убежденным материалистом, я не могу рассматривать отдельные вопиющие случаи в отрыве от контекста общей ситуации в Республике Молдова.
Все эти события разворачиваются на фоне глубочайшего кризиса, в котором пребывает Республика Молдова. Необходимо признать, что кризис этот начался не вчера и даже не позавчера. По сути, вся история независимого государства, провозглашенного 27 августа 1991 года, является наглядным примером движения по нисходящей линии. Правда, поначалу казалось, что негативные тенденции объясняются разрывом традиционных политических, хозяйственно-экономических и культурных связей, которые обеспечивали относительно высокий уровень жизни в советской Молдавии. Однако прошло совсем немного времени, и стало ясно, что не только вышеперечисленные факторы определяют происходящее в Молдове. Очевидным стал курс на построение этнократического государства, который в итоге привел к вооруженному конфликту в Приднестровье и расколу страны по Днестру. Очень близко к грани вооруженного конфликта подошла в свое время и ситуация на юге страны. Только в последний момент был отменен поход так называемых «волонтеров» на Гагаузию.
За более чем 20-летнюю историю Молдовы как независимого государства тема межнациональных отношений и функционирования языков никогда не являлась объектом серьезной и вдумчивой государственной политики, но становилась лишь предметом спекуляций и политических игр, как, например, вопрос придания русскому языку статуса второго государственного. Так же, впрочем, как и вопрос организации обучения русскоязычного населения молдавскому языку. Программы подобного обучения никогда не организовывались на серьезной академической основе, а средства, выделяемые на это по остаточному принципу, становились объектом нецелевого использования.
#{ussr}После прихода к власти Альянса за европейскую интеграцию (АЕИ) вся власть в стране была поделена между партиями альянса. Это коснулось не только министерских портфелей, но и таких государственных учреждений, как Налоговая инспекция, Таможенный комитет и правоохранительные органы. В стране происходит передел собственности, осуществляются рейдерские атаки на банковскую систему, наглое расхищение бюджетных средств. Тотальная коррупция, упадок промышленности и сельского хозяйства, ощущение безнаказанности чиновников, резкое падение уровня жизни населения – все это заставило более миллиона граждан Молдовы, что составляет четверть населения, покинуть родину и искать источники существования за пределами страны.
Все это происходит под декларируемыми правящим альянсом лозунгами продвижения «европейских ценностей» и интеграции Молдовы в Европейский союз. Очевидно, что все происходящее в Молдове ни в коей мере не является секретом для руководства ЕС, которое не только закрывает глаза на происходящее, но и покрывает действия представителей власти, движущих Молдову в «правильном» направлении. Время от времени тот или иной еврочиновник посещает Кишинев и, расточая похвалы, туманно намекает на возможность «либерализации визового режима» Молдовы с ЕС. Прилагают титанические актерские способности, чтобы представить Молдову как долгожданный успех программы «Восточного партнерства», на которую ЕС потратил огромные суммы, ушедшие в песок. Конечно, ведь эта «главная тема» уже давно превратилась в главный объект пропаганды достижений альянса.
Картина, наблюдаемая сегодня в Молдове, ни в коей мере не является неожиданной, а, наоборот, весьма характерной на постсоветском пространстве. Различаться могут географическое положение, структура экономики и промышленный потенциал или процентное соотношение русскоязычного населения по отношению к титульной нации. Но в таких постсоветских государствах, как, например, Украина, Молдова или Киргизия, мы видим, в общем-то, одну и ту же картину, повторяющуюся с незначительными вариациями.
Бывшие советские республики, обретшие независимость после распада СССР, в подавляющем большинстве своем двинулись по этнократическому пути развития, который декларировал и продвигал тождественность понятий «русский – коммунистический – фашистский». В прибалтийских странах это выразилось в откровенно дискриминационных законах, по которым русскоязычное население оказалось вообще лишенным гражданства. Одновременно разворачивалась пропаганда реваншистских настроений титульных наций, что не только привело к ущемлению национальных прав русскоязычного населения, но и при определенных условиях вылилось в вооруженные конфликты, которые были спровоцированы для ускорения развала СССР и разрыва существовавших экономических, культурных и межнациональных связей. К сожалению, подобный вооруженный конфликт имел место и в Молдове и привел к образованию Приднестровской Республики, окончательный статус которой не определен по сегодняшний день. В настоящее время, несмотря на определенное оживление в переговорном процессе с Приднестровьем, никаких реальных результатов в политических аспектах не достигнуто. И в первую очередь это объясняется той политикой, которая проводится руководством Молдовы на контролируемой им территории в отношении русскоязычного населения. Очернение советского прошлого, антироссийские и русофобские заявления членов правящего альянса, унионистские марши сторонников объединения с Румынией – все это дезавуирует любые попытки нормализации отношений с Левобережьем Днестра.
При законодательном декларировании и видимом соблюдении равенства национальностей в постсоветской Молдове произошло фактически установление этнократического режима, характеризующегося вытеснением русскоязычного населения из государственных учреждений, сокращением сферы применения русского языка и образования на русском языке. При этом, как ни странно, спецификой этнократии в Молдове стало стремление к отказу от национальной самоидентификации в пользу соседней Румынии и настрой некоторых кругов национальной интеллигенции на ликвидацию Молдовы как независимого государства путем поглощения ее соседней страной. В настоящее время продвижение вступления Молдовы в Евросоюз осуществляется именно с целью придания большей привлекательности унионистским идеям. При этом отбрасываются все разумные доводы, указывающие на то, что Молдова как независимое и процветающее государство может состояться исключительно в случае ориентации на Восток, где находятся ее традиционные торговые партнеры, откуда осуществляются единственно возможные поставки энергоносителей и где в настоящее время трудоустроены более 60% молдавских гастарбайтеров.
По большому счету, причины нынешнего экономического и политического кризиса в Молдове следует искать именно в банкротстве курса, выбранного этнократическим руководством страны. Стоит ли удивляться, что больное общество время от времени выстреливает гнойниками наподобие вышеупомянутого Виктора Кравченко? И еще меньше стоит удивляться оправдательному приговору – ведь иначе обвинительный приговор должен быть вынесен нынешним руководителям Молдовы.