Вильнюсский саммит, который замышлялся как саммит триумфа евроинтеграции и политики «Восточного партнерства», завершился лишь подписанием предварительных соглашений об ассоциации ЕС с Молдавией и Грузией.
Евролидерам следует винить прежде всего самих себя
Такого в Брюсселе не ожидал никто. Эмоции евролидеров можно описать лишь двумя словами: шок и ярость. В собственном провале, естественно, обвинили Россию. А кого же еще? Это давняя и добрая традиция наших западных партнеров.
В годы холодной войны было и того хуже. Тогда в США на нас наклеили ярлык «империи зла». И борьбой с этой империей объясняли свои собственные преступления. То есть «империя добра» тогда захватывала одни страны, бомбила другие, устраивала перевороты в третьих, молча одобряла использование химического оружия на поле боя, если оно использовалось против противников США, проводило незаконные спецоперации, а виноватой во всем этом была, конечно же, «империя зла». А кто же еще?
Сейчас, конечно, все намного политкорректнее. Но все равно наши друзья никак не могут без резких обвинений в адрес Москвы.
Давление, нажим, шантаж – в чем только мы опять не виноваты. На самом же деле евролидерам следует винить прежде всего самих себя. Ни одно суверенное самостоятельное государство не приняло бы тех условий и тех ультиматумов, которые Брюссель выставил Украине. Особенно Брюссель перегнул палку в своем стремлении добиться освобождения Юлии Тимошенко. От Украины потребовали в одночасье принять специальный закон, который позволил бы Тимошенко срочно выехать для лечения за рубеж. И обязательно до 28 ноября. Именно к этой дате брюссельские демократы предписали Верховной раде изменить украинское законодательство.
В моих беседах с европейскими политиками они объясняли, что это вовсе не диктат и не ультиматум, а лишь глубокая убежденность Евросоюза в необходимости защиты прав человека. Именно поэтому, по их словам, Украина должна была срочно принять закон, позволяющий заключенным выезжать за рубеж.
Возникает, правда, вопрос: почему отсутствие у украинских заключенных права на выезд на лечение за рубеж не волновало европейских политиков целых 22 года, то есть с момента появления независимой Украины? И вдруг вызвало у них столь острый приступ правозащитности, что они поставили принятие такого закона непреложным условием для подписания соглашения об ассоциации с Украиной.
Тут, похоже, не о правах человека идет речь, а совсем о другом – о геополитике. «Восточное партнерство» с самого начала задумывалось Евросоюзом как средство геополитического соперничества с Россией и расширения политического и экономического влияния Брюсселя на ряд восточноевропейских, экс-советских республик.
Конечно, впрямую об этом ЕС не говорит, но европейские газеты писали об этом, не стесняясь. Главной ставкой в этом соперничестве была и остается, конечно же, Украина. С точки зрения Евросоюза, от Януковича требовались, собственно, только две вещи: подписать соглашение, которое позволило бы установить жесткую зависимость Украины от ЕС, и выпустить Тимошенко.
После этого он был бы уже не нужен – по принципу «мавр сделал свое дело, мавр может уйти». И даже более того – должен уйти. Совершенно очевидно, что на президентских выборах на Украине в 2015 году Евросоюз собирался и собирается сделать ставку на украинскую «оранжевую» прозападную оппозицию. А Тимошенко по-прежнему является наиболее значимым лидером и политическим знаменем этой оппозиции.
Даже если бы Янукович подписал соглашение в Вильнюсе, это для него ничего бы не изменило и не помогло бы ему завоевать расположение европартнеров. Будем откровенны: Янукович – не Ющенко и не Саакашвили. Он не герой Запада. Это не тот человек, которого в Евроатлантическом альянсе хотели бы видеть во главе Украины.
И если бы Янукович соглашение все-таки подписал и тем самым позволил бы Евросоюзу, а также стоящим за ним США резко нарастить свое политическое влияние на территории Украины, то к 2015 году он столкнулся бы на выборах с мощным альянсом прозападных украинских политических партий и их западных спонсоров. Ведь то, на чьей стороне будет Запад в 2015 году, не представляет никакого секрета. В 2004–2005 годах и Европа, и США с восторгом поддерживали украинский «оранжевый» Майдан, поддерживали Ющенко против все того же Януковича. И нет никаких причин, почему сейчас они не пойдут по тому же пути.
Можно предположить, что, помимо этого достаточно очевидного развития событий, в Киеве осознали и то, что в рамках предложенной Украине ассоциации Евросоюз требовал от нее почти все, не давая в обмен почти ничего.
И не случайно Янукович накануне саммита в Вильнюсе сравнил это соглашение с петлей и сказал, что он не хотел бы, чтобы в эту петлю залезла Украина.
Действительно, по разным подсчетам, для вывода предприятий на уровень конкурентоспособности с европейскими Украине в ближайшие 10 лет требуется, по словам Януковича, от 100 до 500 млрд долларов. А что предлагает Евросоюз? 1 млрд евро общей помощи, не связанной с модернизацией экономики страны, и еще 4 млрд, обусловленных жесткими финансово-экономическими условиями в духе МВФ.
Да, и конечно, предлагает выпустить из тюрьмы заклятого врага действующего президента, который не устает призывать «смести Януковича со всеми его метастазами». Как вам такой пакет? И надо ли удивляться, что руководство Украины и Партия регионов в итоге решили сей отравленный подарок не принимать.
«Евросоюз проиграл битву за Украину», – такой вердикт вынесла австрийская газета «Ди Прессе». И корни этого проигрыша Евросоюзу следует искать не в Москве, а в Брюсселе, где к ассоциации с Украиной подошли самонадеянно и высокомерно. А с Украиной общались все же свысока, как это делают с полуколониальными народами.
Евросоюз начал диктовать свои условия Киеву и ставить перед ним ультиматумы, еще даже не подписав соглашение, и при этом никаких серьезных обязательств на себя не брал. В этом и есть главная причина фактического провала саммита в Вильнюсе. А Россию обвиняют теперь во всех грехах потому, что очень не хочется расписываться в собственном провале. Поэтому на нее и возлагают всю ответственность. А на кого же еще?