Среди почтенной публики распространено мнение, согласно которому теория эволюции – нечто вроде ни к чему не обязывающей, спорной, недостаточно проверенной гипотезы. И что к ней, следовательно, нужно относиться соответствующим образом, например, уравнивая ее в правах с «теорией разумного дизайна» или другими разновидностями креационизма. Наука, говорят нам, – это всего лишь одна из возможных точек зрения на вещи, ничем не лучше других. В школах нас вообще, вполне возможно, обманывали, когда рассказывали о происхождении видов и о том, что обезьяны наши родственники. Самые продвинутые граждане в таких случаях даже способны сформулировать несколько стандартных аргументов: не найдены, дескать, «промежуточные звенья», живая клетка слишком сложная конструкция, чтобы возникнуть случайно, вообще все многообразие живых форм не могло возникнуть в результате случайных мутаций и так далее.
Бог ведь не будет создавать нам новых бактерий? Следовательно, наши старые добрые антибиотики должны действовать всегда
Эти аргументы, конечно, свидетельствуют, во-первых, о непонимании того, что в строгом смысле слова говорили Дарвин и его последователи (случайные изменения сочетаются с естественным отбором за счет адаптации к среде, что уже не является случайным процессом), а, во-вторых, о невежестве – о нежелании знакомиться с огромным числом открытий в области палеонтологии и генетики, сделанных в последние десятилетие, которые делают картину развития жизни на земле очень ясной и впечатляющей.
Больше всего споров, конечно, вызывает вопрос о происхождении человека. И тут именно за последние десятилетия были получены два фундаментальных вывода: во-первых, ближайший родственник шимпанзе и человека жил примерно 6 млн лет назад, во-вторых, в последнюю сотню тысяч лет на планете существовало с десяток разных видов людей, из которых потом остался только наш, причем случилось это совсем недавно, накануне начала «исторических времен», 12 тысяч лет назад. Это доказанные факты, которые дают совершенно иную картину реальности, вселенная представляет собой достаточно неуютное и большое место, но зато познаваемое. Религиозный креационизм, вне зависимости от того, в какие одежды он пытается рядиться, в этом смысле выглядит крохотным средневековым мирком, где люди пестуют свое невежество как нечто ценное.
Однако мне кажется, у теории эволюции есть другая сторона, которая в этих дискуссиях упоминается реже, и которая может оказаться более существенной для понимания проблемы. Дело в том, что фундаментально ошибочным является представление о том, что эволюция является абстрактной гипотезой, не имеющей никакой реальной ценности, никакого влияния на то, как мы, люди, живем. На самом деле, уже сейчас без понимания механизмов эволюции, без образовательной политики в этой сфере мы рискуем откатиться по уровню жизни к средневековью, с соответствующим сокращением количества населения.
Живые организмы эволюционируют постоянно, одни быстрее, другие медленнее. Если не принимать этот факт во внимание, последствия могут быть катастрофическими. Собственно, отчасти этот сценарий уже реализуется.
Первый и самый важный пример тут – это непреднамеренные последствия массового использования антибиотиков. В течение более полувека антибиотики назначались по любому поводу, и сегодня это привело к появлению новых типов бактерий, устойчивых к пенициллину, а затем и ко всем прочим более сложным и дорогим лекарствам. Бактерии эволюционируют в строгом соответствии с принципами Дарвина. В каждом следующем поколении выживают те из них, которые в силу случайных генетических причин оказались более устойчивыми к антибиотикам. Пичкая людей и животных антибиотиками, мы фактически выращиваем бактерий-мутантов, которым нам будет нечем останавливать. Всемирная организация здравоохранения бьет тревогу, приходится разрабатывать все более дорогие новые виды антибиотиков, которые пока еще оказываются эффективными, и именно по этой причине на Западе невозможно купить антибиотики без рецепта врача. Теперь представим, что мы действуем в этой ситуации, исходя из тезиса о равноправии теории эволюции и креационизма. Бог ведь не будет создавать нам новых бактерий? Следовательно, наши старые добрые антибиотики должны действовать всегда. И в конце концов мы все сдохнем от какого-нибудь нового штамма гриппа.
Другой пример – это насекомые, устойчивые к пестицидам. Модель здесь та же самая. Пестициды – сельскохозяйственные яды, использующиеся для уничтожения насекомых-вредителей, которые казались панацеей для сельского хозяйства середины XX века. Правда, при этом не бралась в расчет теория эволюции, что привело к появлению насекомых, на которых пестициды не действуют. В данном случае вопрос о том, как бороться с вредителями, тоже не может быть практически разрешен без учета теории эволюции, иначе человечеству грозит голод.
Наконец, пример, который касается эволюции самих людей, которая, конечно, происходит медленнее. Долгое время считалось, что молоко – это полезный и натуральный продукт, который хорошо подходит людям всех возрастов. Европейская цивилизация построена на том, что школьникам на завтрак дают печеньку и стакан молока. Проблемы начались, когда американское правительство решило подкормить молоком несчастных негритянских детей. От молока у них начиналось расстройство желудка и вообще нарушался обмен веществ. Все дело, конечно, в том, что у большинства жителей Земли молоко, а точнее лактоза, в принципе не усваивается. Во младенчестве мы можем питаться молоком, однако потом соответствующий ген отключается. Европейцы и степные кочевники приобрели за тысячелетия разведение домашнего скота возможность усваивать лактозу в течение всей жизни, поскольку в случае голода выживали именно те люди, которые генетически приспособлены к молочному питанию. Однако для остальных народов земли это не характерно, они не зависели от молока в течение своей истории. Поэтому если вы решите отправлять сухое молоко голодающим детям Африки, то совершите большую ошибку. И эта ошибка будет практическим следствием вашего непонимания теории эволюции.
Вот на этом, повторюсь, мне кажется, нужно делать акцент: отрицание теории эволюции ведет к практическим последствиям, связанным с медициной и питанием людей. В средневековом мире, созданном богом, жить хорошо и удобно, но бактерии-мутанты вряд ли прислушаются к словам проповедников.
Источник: Блог Кирилла Мартынова