В отличие от всех остальных системных и несистемных оппозиционеров, годами лупящих «в молоко», Навальный ненароком угодил в точку. Не разоблачениями – мы их много слышали и еще услышим, разной степени достоверности. И не конкурсами стишков и картинок про мишку – странно было бы думать, что «власть», узрев бодрый утренник кружка «умелые мышки», испугается и убежит с плачем. Более того, даже в аббревиатуре «партия воров и жуликов» ничего страшного для ЕР нет – любой же понимает, что по некоторым вопросам у нас народ и партия едины. А тем, кто сомневается, достаточно посмотреть на честные лица представителей той самой «любой другой партии», за которую зовут голосовать члены кружка.
И ведь не воры, кстати, как правило, и не жулики; но иногда, честное слово, смотришь на них и думаешь: уж лучше б воры
Так чем же? Не буду говорить за «власть» или даже за ЕР. Скажу, что задело лично меня. Федоров со своим рассказом про козни вашингтонского обкома смотрелся на финамовском эфире и впрямь довольно жалко. Это само по себе ничего, со всеми бывает. Но Федоров – не «все». Он комитет в Госдуме возглавляет. По экономической политике.
А потом все знают, что было. За Федорова решил вписаться его давний друг М. Дворкович. Он вызвал Навального на дебаты, от которых тот отказался, предложив взамен дебаты его брату – помощнику президента А. Дворковичу. Дворкович-senior, в свою очередь, тоже отказался от дебатов с Навальным. И правильно сделал, иначе было б такое же избиение младенцев, как и с Федоровым.
Для меня болевая точка именно здесь. Как вышло, что на всех позициях, имеющих отношение к выработке приоритетов экономической политики – и в Кремле, и в Госдуме, и у нас в партии, и в прочих местах – сидят обычно... ну, вот такие? Не Илларионов, так Дворкович. И ведь не воры, кстати, как правило, и не жулики; но иногда, честное слово, смотришь на них и думаешь: уж лучше б воры.
Я давно и пристально слежу за публичной активностью нынешнего помощника президента по экономической политике. Благодаря его Твиттеру я всегда в курсе результатов всех значимых футбольных, хоккейных, шахматных и иных соревнований. У него умилительные фоточки видов природы на даче. Иногда мелькают даже невероятно смелые для человека на такой должности выражения гражданской позиции (как в пятницу по Каддафи), и не менее смелая попытка на выборах талисмана Олимпиады организовать голосование за снегиря (притом что Путину, как известно, нравится Леопард). Нет только одного: хоть каких-нибудь признаков занятий вопросами экономической политики.
#{best_opinions}Сейчас во всех книжных магазинах лежит новая книжка Стиглица. Читая ее, можно составить впечатление о том, как иногда умеют думать и писать президентские советники по экономике. Тем разительнее контраст с нашими умильными гаджетоманами. Даже когда в январе с.г. по стране ударила беспрецедентная в новейшие времена инфляция, от них не было ни одного внятного объяснения происходящему, не говоря уже об идеях «что делать». Хотя по-хорошему об инфляционных рисках января надо было говорить еще прошлым летом – после того, как обозначился неизбежный (вследствие засухи) рост наших потребностей в импорте по целому ряду позиций. Но это я, наверное, совсем уж многого хочу.
Фундаментальный вопрос не в этих персонажах самих по себе. А в том, чего не понимают оппозиционные блогеры: наша политическая система в ее нынешнем виде – это система защиты экономики от демократии. Поэтому пропагандистский (и, шире, политический) контур управления находится в одном месте, а экономический – в другом. На промежуточных позициях (видных и «оттуда», и «отсюда») обычно сидят юродивые. Поэтому, скажем, Кудрин у нас ничтоже сумняшеся выступает с речами про выборы (и его мнение имеет вес!), но попробуй кто-нибудь в правящей партии выступить про финансы.
Когда Навальный после Транснефти принялся воевать с партией, я поначалу решил, что его тупо купили, причем не политические, а «коммерческие» люди. Он же деньги собрал с юзеров; по логике вещей, сразу же после этого от Роспила должна была последовать серия исков к корпорациям, но исков нет. Зато есть движуха с рисованием картинок – сколь шумная, столь и безобидная. Идеальная операция прикрытия по принципу ИБД, драпирующей бездействие.
Но когда он после этого – случайно или намеренно – пошел по Дворковичам, я сказал себе: нет, политика в этом месте еще не кончилась. Другой вопрос, какая.
Источник: Блог Алексея Чадаева