«Сырьевая отсталость – это миф»

@ из личного архива

8 ноября 2011, 14:50 Мнение

«Сырьевая отсталость – это миф»

Во вторник состоится важнейшее экономическое и политическое событие года – старт газопровода «Северный поток». Некоторые наши граждане очень любят ругать нефтяников и газовиков, забывая, что без них Россия была бы похожа на Молдавию, Болгарию или какую-либо другую бедную страну Восточной Европы.

Александр Разуваев Александр Разуваев

независимый фондовый аналитик

Во вторник состоится важнейшее экономическое и политическое событие года – старт газопровода «Северный поток». В ходе визита в Германию Дмитрий Медведев совместно с федеральным канцлером ФРГ Ангелой Меркель, премьер-министрами Нидерландов и Франции Марком Рютте и Франсуа Фийоном примет участие в торжественной церемонии пуска газопровода.

Если раздать нефтегазовые доходы населению, каждый россиянин превратится в Абрамовича

Газопровод будет окончательно введен в строй осенью следующего года, имеет две параллельные ветки и рассчитан на поставку 55 млрд кубометров газа в год. По «Северному потоку» российский природный газ будет доставляться напрямую европейским потребителям, т. е. у проекта отсутствуют риски транзитных стран. Сырьевая база – Южно-Русское месторождение. Торжественная закладка газопровода состоялась 9 декабря 2005 года в поселке Бабаево Вологодской области, на данном торжественном мероприятии в составе группы инвестиционных аналитиков по приглашению Газпрома присутствовал и автор этих строк.

После запуска второй ветки «Северного потока» мощность российских европейских экспортных газопроводов достигнет 255 млрд кубометров в год. Это более чем на 100 млрд кубометров в год превосходит вероятный будущий объем поставок. Вместе с тем ситуация может измениться в лучшую сторону. Согласно прогнозам Международного энергетического агентства, к 2035 году мировое потребление газа возрастет на 50%. Нашему основному потребителю – Европе – вероятно, понадобятся большие дополнительные объемы несколько раньше. Германия и еще ряд европейских стран уже объявили об отказе от ядерной энергетики. Японская трагедия на «Фукусиме» Газпрому пришлась очень кстати. В любом случае новая ситуация с экспортными мощностями значительно усиливает позиции Газпрома по отношению к транзитным странам, прежде всего к Украине.

Старт «Северного потока» – прекрасный повод поговорить о российском нефтегазовом секторе, который является основным конкурентным преимуществом российской экономики в глобальном мире. А также развеять некоторые мифы, которые, к сожалению, часто распространены в общественном сознании. Некоторые наши граждане очень любят ругать нефтяников и газовиков, забывая, что без них Россия была бы похожа на Молдавию, Болгарию или какую-либо другую бедную страну Восточной Европы. Они также почему-то полагают, что нефть и газ в России принадлежат группе физических лиц, а не государству. При этом если раздать все нефтегазовые доходы населению, каждый россиянин превратится в Абрамовича.

Для начала несколько цифр, которые характеризуют текущее положение нефтегазового сектора. Ценовая и курсовая конъюнктура сейчас достаточно благоприятна. В результате серьезных военно-политических рисков Ближнего Востока и Северной Африки цены на нефть в текущем году находятся на очень комфортном уровне. Цены на газ по газпромовским контрактам следуют за ценами на нефть с лагом в шесть–девять месяцев. При этом наши нефтегазовые экспортеры дополнительно выигрывают от более дешевого, чем ожидалось, курса рубля. Вероятно, по итогам года нефтегазовые компании порадуют своих акционеров ростом дивидендов, что несколько сгладит убытки акционеров по курсовым разницам, вызванным падением фондового рынка из-за проблем Греции и снижения суверенного рейтинга США агентством S&P в августе текущего года. Наиболее привлекательную дивидендную доходность должны обеспечить привилегированные акции Сургутнефтегаза. По этим бумагам размер дивидендных выплат напрямую привязан к величине чистой прибыли компании.

#{smallinfographicleft=308082}Операционная динамика нефтегазового сектора выглядит стабильно и умеренно позитивно. За 10 месяцев текущего года добыча газа в России увеличилась на 3,7% до 546,8 млрд кубометров, добыча газа Газпрома выросла на 0,9% до 415,7 млрд кубометров. Государство доминирует в секторе, т. к. имеет контрольный пакет акций в Газпроме. Он был возвращен в госсобственность в 2005 году. По российскому законодательству, Газпром также обладает монополией на экспорт природного газа.

В нефтяном секторе ситуация близкая. Падение добычи в крупных компаниях на старых месторождениях компенсируется за счет быстрого темпа роста добычи на новых месторождениях и высоких показателей добычи у небольших производителей. За 10 месяцев текущего года добыча нефти в России увеличилась на 1,3% до 10251 тыс. баррелей в сутки. Лидер сектора Роснефть увеличила добычу на 2,4% до 2185 тыс. баррелей в сутки. Остальные крупные компании также продемонстрировали положительную динамику добычи. Исключением является ЛУКОЙЛ, где за 10 месяцев падение добычи составило 5,6%. Однако уже в следующем году падение добычи у ЛУКОЙЛа должно стабилизироваться и составить 1–2%. Прямая доля государства в нефтяном секторе ниже, чем в газовом. Государство контролирует лидера добычи – Роснефть, а также через Газпром – «Газпром нефть» и чуть менее половины Славнефти. Последняя была приватизирована в далеком декабре 2002 года и стала последней громкой приватизационной сделкой в России. Однако с помощью системы НДПИ плюс экспортные пошлины, которую в свое время придумал Алексей Кудрин, основная часть выручки нефтяных компаний идет в бюджет. Соответственно, акционеры Роснефти или ЛУКОЙЛа находятся в менее привлекательном положении, чем, например, акционеры EххоnMobil. C другой стороны, без нефтяных доходов Российскую Федерацию как суверенную страну можно было бы смело распускать. Транспортировку нефти в России осуществляет трубопроводная монополия «Транснефть», все голосующие акции компании принадлежат государству.

У нас очень любят ругать нефтяников и сырьевой характер экономики. Это, так сказать, общепринятый хороший тон любителей социальной справедливости и модернизации. Однако я выскажу абсолютно противоположную точку зрения. С моей точки зрения, люди, которые говорят о сырьевой отсталости России, либо попугаи, повторяющие чужие слова, либо овощи, которые не понимают или не хотят понимать глобальный мир. В современном мире состоявшейся страной может считаться лишь та страна, которая может что-то продать на внешнем рынке за доллары. Не так важно, что ты продаешь – нефть, оружие, китайские тапочки или игрушки, носки или умные смартфоны. Главное, чтобы за свои поставки ты получал серьезные суммы в твердой валюте. В эпоху глобализации доллар правит миром. Россия эти существенные суммы в твердой валюте получает от нефти и газа. И те, кто постоянно говорит о сырьевой отсталости, живут на нефтяные деньги, при этом плюют в колодец, из которого ежедневно пьют.

#{smallinfographicleft=457416}Конечно, это не означает, что надо забыть о других секторах экономики и развитии внутреннего рынка. Технологическая модернизация России необходима. У нее две конкретные и очень важные цели: поддержание ВПК, у нефтяной качалки должна быть хорошая крыша, и повышение интеллектуального уровня нации, который в 90-е годы упал ниже плинтуса. Сейчас в России наиболее высокие доходы получают люди, занятые в секторе компьютерных технологий, а не нефтяники или сотрудники инвестиционных компаний. Однако ни одна высокотехнологичная компания в России никогда не сможет добиться объема выручки, сопоставимого с Газпромом или Роснефтью. Это надо четко понимать.

Поэтому у правительства две важные задачи. Обеспечить разработку новых месторождений в Восточной Сибири и Арктике, которые придут на смену стареющим советским месторождениям. И здесь все упирается в налоговые льготы. Вероятно, правительство будет вынуждено в итоге пойти на снижение налогов с нефтяных компаний. Как известно, когда цыган учил лошадь голодать, она почти научилась, но в самом конце неожиданно для цыгана сдохла. Выпадающие доходы бюджета, вероятно, будут компенсироваться ростом сборов с других секторов, увеличением налога на дивиденды и некоторым ослаблением курса рубля. Говорят, что ослабление рубля осенью 2008 года пролоббировали именно нефтяники-экспортеры. Резервы Банка России тогда позволяли держать стабильный курс.

В новогоднюю ночь многие нефтяники и инвестиционные аналитики поднимают тост «за то, чтобы Brent стоял». И они абсолютно правы. In oil we trust forever!

Специально для газеты ВЗГЛЯД

..............