Олег Хавич Олег Хавич Киев и Варшава вместе обманывают родственников жертв «Волынской резни»

В Польше заявили о «прорыве» в деле эксгумации жертв «Волынской резни», основываясь на обещаниях главы МИД Украины. Но даже декларативную готовность Украины начать эксгумационные работы на Волыни польские власти надеются использовать в своих политических целях.

0 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Как фронт может научить жить

Фронтовой мир дает человеку урок, заражает его желанием жить разумно и просто. Правда, велика цена этого урока. После концерта и ночевки в блиндаже гости-артисты отправляются в Москву, а их аудитория – на боевые задания, из которых могут вернуться не все.

10 комментариев
Андрей Рудалёв Андрей Рудалёв Почему детские книги становятся опасными

Первый звоночек прозвенел несколько лет назад, когда обратили внимание на подростковые книги, буквально нафаршированные ЛГБТ-любовью. Издательский бизнес активно штамповал такого рода литературу. Под нее даже целевую аудиторию обозначили: «молодые взрослые».

34 комментария
2 октября 2022, 10:10 • Экономика

Россия подошла к обнулению поставок газа в Европу

Россия подошла к обнулению поставок газа в Европу
@ Danil Shamkin/ZUMAPRESS.com/Global Look Press

Tекст: Ольга Самофалова

После подрыва «Северных потоков» реальным стал сценарий обнуления поставок российского газа в Евросоюз. Этого мало кто ожидал еще неделю назад. Сама Европа признавала, что ей надо хотя бы несколько лет, чтобы полностью отказаться от российского газа. Однако ситуация меняется молниеносно. Кто и как перекроет оставшиеся каналы поставок российского газа в Европу? И как это отразится на простых европейцах?

Евросоюз может уже эту зиму встречать полностью без каких-либо объемов газа из России. Экспорт уже и так значительно сократился, однако по-прежнему функционируют два канала поставок российского газа в ЕС – украинский транзит и «Турецкий поток».

В совокупности через них европейские потребители получают 80–90 млн кубометров в сутки. В годовом выражении это примерно 32 млрд кубометров. Половина объема (16 млрд) идет в ЕС через вторую нитку «Турецкого потока» (первая нитка трубы снабжает исключительно Турцию), еще 16 млрд кубов – через Украину.

Украинский маршрут может быть перекрыт Россией путем введения контрсанкций против «Нафтогаза». Об этом недавно официально предупредил Газпром. Россию не устраивает, что «Нафтогаз» пытается через европейский суд выбить с Газпрома денег за те объемы газа, которые не поставляются с мая этого года. Россия считает эти обвинения необоснованными, так как это Украина сама отказалась качать газ через ГИС «Сохрановка», оставив только ГИС «Суджа». Во-вторых, судиться по шведскому праву в Швейцарии, как это прописано в контракте, Газпром не намерен, потому что никакой объективности от недружественных стран не ждет.  

А вот удар по «Турецкому потоку» может прийти со стороны самого ЕС. В середине недели стало известно, что Нидерланды отозвали досрочно экспортную лицензию у оператора морского участка газопровода South Stream Transport из-за санкций, которые ЕС ввел 18 сентября. В Газпроме пояснили, что эти санкции не касаются транспортировки газа по трубе. Речь идет о том, что европейцам запрещено теперь обслуживать и ремонтировать оборудование морской части «Турецкого потока» по аналогии с ограничениями для «Северного потока – 1».

«Пока это чисто гипотетический сценарий, потому что ограничение техобслуживания не означает остановки прокачки газа по «Турецкому потоку». Это более молодой газопровод, в отличие от «Северного потока – 1», который был запущен более десяти лет назад. «Турецкому потоку» не нужно сейчас кровь из носу техническое обслуживание от европейцев. Кроме того, на «Турецком потоке» стоит российское оборудование, а не немецкого «Сименс», и оно может обслуживаться российскими операторами», – говорит директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов.

Однако сценарий остановки «Турецкого потока» в такой ситуации возможен, добавляет он. «Например, Россия может принять политическое решение в ответ на официальные обвинения Запада в подрыве собственных газопроводов в Балтийском море. За такое искажение фактов и недружественное отношение Россия может перекрыть и украинский транзит, и вторую нитку «Турецкого потока», по которой снабжается российским газом Южная Европа. Турция – дружественная нам страна, поэтому поставки нашего газа для турецкого рынка по первой нитке сохранятся в полном объеме», – рассуждает Громов. В ином варианте Россия может сохранить поставки газа тем странам, с которыми у нас особые отношения, – это Венгрия и Сербия, получающие энергоресурсы через «Турецкий поток», добавляет он.

Другой возможный вариант – поставки по «Турецкому потоку» может перекрыть сама Европа через давление на Болгарию, которая уже и так не покупает российский газ. Однако через болгарскую территорию проходит транзит российского газа в Сербию и Венгрию.

София может легко остановить транзит, придумав повод. «Например, если Газпром из-за новых санкций не сможет расплачиваться с Болгарией за транзит газа. Тогда это придется делать только через покупателей газа – ту же Венгрию и Сербию, но Болгария может воспользоваться этим нарушением правил игры как поводом для остановки транзита. Это вполне реалистичный сценарий», – рассуждает замруководителя экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев.

Нельзя исключать и вероятность подрывов по аналогии с «Северными потоками». Однако в эту версию эксперты мало верят, потому что в Черном море есть Турция, которая контролирует проходы в Черном море и которая не заинтересована в подрыве «Турецкого потока». И, с другой стороны, в акватории есть Россия, которая также пристально следит за тем, что происходит в Черном море.

В любом случае эксперты согласны: сейчас замаячила реальная угроза того, что Евросоюз может лишиться полностью российского газа уже этой зимой. И последствия для европейцев будут крайне печальными.

Если предположить обнуление поставок газа из России в ЕС с октября 2022 года по март 2023 года, то есть в осенне-отопительный сезон, то ЕС лишится 16 млрд кубометров газа, которые мог бы получать по двум действующим сейчас маршрутам (исходя из текущих объемов прокачки).

Может показаться, что это немного. Но проблема в том, что ЕС уже находится в сложной ситуации – энергетический кризис в разгаре. Весь альтернативный газ, который можно было – в основном в виде СПГ – уже найден, и его недостаточно. Покрыть дыру в 16 млрд кубов за счет другого газа невозможно. «Последствия обнуления поставок непредсказуемые и негативные. В Европе сразу возникнет угроза физического дефицита газа, и никакие запасы в ПХГ, ни дорогой СПГ не покроют этот дефицит. Дырка все равно будет», – считает Алексей Громов.

И ее придется закрывать в любом случае. Уже случившееся падение экспорта газа из России потребовало от Европы принятия серьезных мер по сокращению потребления газа. Однако пока речь шла о закрытии части промышленных предприятий и ограничений для части коммерческих объектов. Если ЕС полностью лишится российского газа, то вопрос может стоять уже об остановке чуть ли не всей промышленности ЕС, и самое главное, что вопрос может встать уже о последствиях напрямую для европейского населения. Как минимум в ряде стран ЕС могут начать выключать свет в жилых домах и экономить на отоплении.

«Европе придется принимать экстренные меры по энергосбережению. Это остановка промышленности в принудительном порядке. Это меры экономии в части коммунально-бытового обеспечения и даже электроэнергетике», – говорит Громов.

«Главными пострадавшими будут страны в Восточной и Центральной Европе, где не развита транспортная инфраструктура. Они не смогут быстро переключиться на поставки из других стран. Эта проблема особенно актуальна для Венгрии и Словакии», – говорит Сергей Кондратьев.

«Эти страны вынуждены будут вводить нормирование потребления для населения. Хотя у Венгрии достаточно высокие запасы газа в ПХГ, но только их недостаточно для нормального прохождения зимы. Поэтому в случае чрезвычайной ситуации власти Венгрии будут максимально экономно расходовать ресурсы, чтобы газа в хранилищах хватило на как можно более долгий период», – считает Кондратьев.

Второй важный момент заключается в том, что рикошетом заденет и другие европейские страны, в том числе более богатой Западной Европы. Даже если для помощи пострадавшим странам придется привлекать из других стран ЕС не все 80–90 млн кубометров, а лишь 50 млн кубометров в сутки, чтобы обеспечить хотя бы работу теплового хозяйства и электроэнергетики для поставок населению, то это уже приведет к серьезному ухудшению положения этих стран.

Наконец, страны, которые сейчас получают газ у Газпрома, покупают его по сравнительно невысоким ценам – это Венгрия, Сербия, Словакия, Австрия, Германия.

«Цены в газпромовских контрактах в среднем в три-четыре раза меньше, чем цены на газ на спотовом рынке. Они составляют порядка 500–600 долларов за тысячу кубометров. Это будет серьезный ценовой шок, особенно для бедных европейских стран»,

– считает Кондратьев. Промышленности ЕС, конечно, придется взять на себя основной удар от обнуления поставок российского газа.

«Это создает серьезные проблемы для реального сектора экономики. Сокращение промышленности означает снижение поступлений в бюджет, падение экспорта и негативное влияние на рынок труда. ЕС может столкнуться с самым сильным кризисом за всю послевоенную историю. Такого кризиса, что сейчас переживает Европейский союз, не было даже в 1990-е годы в странах Восточной Европы. Тогда экономический спад и разрыв экономических связей происходили более мягко и не так быстро. Тогда не возникало критических ситуаций от нехватки базовых ресурсов», – рассуждает Кондратьев.

Среди пострадавших от отключения украинского транзита будут также Молдавия и Приднестровье. Осенью прошлого года Молдавия отказывалась от российского газа и пыталась найти альтернативных поставщиков в Европе. Однако этот фокус не удался даже тогда. Учитывая высокий уровень газификации Молдавии, речь может идти о гуманитарном кризисе в стране, считает Кондратьев.

Турция в этой истории тоже может пострадать, хотя, скорее всего, ей удастся выйти сухой из воды благодаря своей способности дружить и с Россией, и с Украиной, и с НАТО. России не за чем останавливать поставки газа туркам по морским газопроводам. У ЕС возможностей сделать это особых нет, кроме как совершить подрыв труб в Черном море. Но вероятность того, что Анкара сумеет защитить инфраструктуру, куда выше.

Если все же произойдет экстремальная ситуация – подрыв или новые санкции, то Турция может сделать крайне неприятный сюрприз Италии, Греции, Болгарии.

«Турция столкнулась с очень высокой инфляцией и дефицитом торгового баланса, и покупать дорогой СПГ на спотовом рынке взамен дешевому российскому газу ей будет тяжело. Поэтому, я думаю, она обратится к Азербайджану, чтобы тот перенаправил газ, идущий в Болгарию, Италию и Грецию, на турецкий рынок», – считает Кондратьев.

Азербайджан не сможет отказать туркам, потому что Анкара одним движением может просто перекрыть поставки азербайджанского газа в европейские страны, так как является его транзитером. ЕС в итоге лишится не только российского, но и еще и азербайджанского газа. Поэтому Запад с большей вероятностью будет изначально аккуратен с «Турецким потоком».

Наконец, что же ждет Россию и Газпром в случае обнуления поставок газа в Европу уже этой зимой?

«Газпрому будет нелегко, добыча снизится, но в целом у компании хорошие операционные показатели, она неплохо управляет своими месторождениями, газотранспортной системой и контролирует издержки. Сложность представляет дальнейшее увеличение налоговой нагрузки. В следующем году Газпром будет каждый месяц дополнительно выплачивать 50 млрд рублей в виде НДПИ. Но поддержку ему окажет принятое решение по индексации тарифов на внутреннем рынке.

Возможно, показатели Газпрома не будут такими рекордными, как в этом году, но, на мой взгляд, компания сможет оставаться прибыльной и сохранит возможности для финансирования капитальных вложений, в том числе за счет увеличения заимствований»,

– говорит Кондратьев. Газпром будет заниматься разворотом на Восток, проектом «Сила Сибири – 2», а также развитием СПГ-технологий и ростом присутствия на рынке СПГ. Поэтому освободившие на добыче рабочие руки могут быть перекинуты на новые проекты, считает эксперт. «Газпрому удастся пройти это турбулентное время достаточно хорошо и в будущем вернуться к увеличению добычи и экспорта. Многолетний опыт разработки уникальных месторождений будет ему помогать в этом», – заключает собеседник. 

..............