Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
3 комментарияОбеспечивать продажи российского лимузина придется первым лицам страны
Озвучены первые прогнозы по поводу того, кто мог бы быть покупателями премиальных российских автомобилей проекта «Кортеж» – кроме тех, для кого они непосредственно предназначены, а именно первых лиц российского государства. Как ни парадоксально, продвижение важного технического проекта во многом зависит от тех, ради кого он и создается.
Создатели автомобилей проекта «Кортеж» надеются, что данные машины будут пользоваться спросом не только в России, но и за рубежом.
«Мы изучаем экспортные рынки. И рассматриваем среди возможных направлений поставок Юго-Восточную Азию и Ближний Восток», – сказал RNS представитель группы Sollers. Проект «Кортеж» по созданию автомобилей на «Единой модульной платформе» (ЕМП) разрабатывается с 2012 года. На финансирование проекта из федерального бюджета выделяется 3,7 млрд рублей.
Новые автомобили проекта уже прошли испытания и отправлены в опытную эксплуатацию. Первую партию из 16 машин «Кортежа» получит ФСО в конце февраля – начале марта. Известно, что ранее один из прототипов лимузина тестировал лично Владимир Путин. А вот от массовой публики облик автомобиля пока скрывают. Впервые его покажут на церемонии инаугурации президента России после выборов 18 марта 2018 года, сообщил министр промышленности и торговли Денис Мантуров.
Автомобили «Кортежа» можно будет приобрести в свободной продаже, принимать заказы на них начнут во второй половине 2018 года. Модельный ряд проекта состоит из представителей четырех классов – кроме лимузина для первых лиц государства, это премиальный седан, а также внедорожник и минивэн. Первые две модели появятся раньше.
Стоимость таких машин будет начинаться от 6–9 млн рублей. Создатели уверяют, что они должны быть на 15% дешевле своих иностранных конкурентов в этом ценовом сегменте. Среди конкурентов Мантуров называл S-класс от Mercedes-Benz и 7-ю серию от BMW. Седаны BMW 7 стоят от 6 млн рублей в комплектации 730i и выше, согласно сайту дилера «Авилон». Цены на автомобили S-класса начинаются от 9,8 млн рублей, купе S-класса – от 8,75 млн рублей. Мантуров уверяет, что новинками уже заинтересовались представители крупного бизнеса.
- Закрыты сразу два российских автомобильных проекта
- Сделан первый шаг по созданию президентского лимузина
- России предстоит избавиться от миллионов старых автомобилей
Производство на первом этапе будет организовано на мощностях НАМИ, которые позволяют собирать 150–200 автомобилей год. Начинать планируется с выпуска лимузина и седана представительского класса, а дальше, в зависимости от спроса, будут рассматриваться возможности расширения модельной линейки. В 2018 году может быть собрано более 70 автомобилей проекта, в 2019-м – 200–300 автомобилей, а в перспективе выпуск может быть доведен до 1000 автомобилей в год. Для больших объемов потребуются уже мощности индустриального партнера – группы «Соллерс». Но надо понимать, что нарастить объемы производства до тысячи и более планируется только после того, как появится разрабатываемый сейчас внедорожник эконом-класса – то есть начиная с 2020–2021 годов.
Предыдущие проекты российских премиальных автомобилей вызывали большой интерес СМИ и общественности, однако все они канули в Лету. Например, проект Marussia или «Ё-мобиль».
Будет ли в России спрос на машины «Кортеж», учитывая неудачный опыт других проектов, да и плохую репутацию российских автомобилей? До сих пор в России выпускались только бюджетные автомобили Lada, а премиальный и люксовый сегменты рынка принадлежали исключительно иностранным производителям. И нужны ли будут эти российские автомобили китайцам, индусам и арабским шейхам? Сможет ли выбранный в марте президент поднять репутацию этого проекта в глазах не только российских, но и иностранных граждан?
Производство автомобилей проекта «Кортеж» в 200–300 штук в год можно назвать штучным. Спрос на автомобили премиум-класса в России в сотни раз выше. Только в 2017 году было куплено почти 140 тыс. новых легковых авто в этом классе. Поэтому продать такие мизерные объемы, возможно, будет нетрудно. Но вот выйти на более серьезные объемы выпуска и продаж – с этим наверняка будут проблемы.
«Разница в цене в 15% по сравнению с популярными зарубежными автомобилями представительского класса не покроет издержки своеобразной репутации российских авто. Вероятно, эти автомобили будут закрывать госзаказы и использоваться для представительских нужд, пропагандируя российский автопром в массы. Однако пропагандой в ближайшие несколько лет это, скорее всего, и ограничится», – считают в пресс-службе ГК «АвтоСпецЦентр».
Конечно, если в маркетинговые дела вмешается президент страны, то перспективы у автомобилей «Кортеж» станут более привлекательными. Главу государства уже и так в какой-то мере можно назвать причастным к рекламе проекта, ведь первый показ лимузина публике состоится на инаугурации президента.
«Если президент действительно начнет использовать «Кортеж», а тем более – если он настоятельно порекомендует высокопоставленным чиновникам использовать ту же самую марку, то спрос в районе 500 машин в первый год вполне можно будет обеспечить.
А после того, как машины покажут себя в деле, будут проверены их надежность и ходовые качества, вполне может возникнуть мода на такие автомобили и среди топ-менеджеров. Тем более что ломаться там особо нечему, ведь половина деталей импортного производства, а двигатели на первые автомобили поставят производства Porsche», – считает директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский.
Но вот убедить лидеров Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока променять свои любимые Mercedes, BMW, Maybach и Rolls Royce на «Кортеж» будет намного сложнее. «В производстве автомобилей важна традиция, преемственность технологии, которая должна совершенствоваться не один десяток лет», – говорит Жарский.
«Озвученная цена сборки неконкурентна для зарубежных стран, поэтому экспорт пока стоит рассматривать тоже только в штучном варианте», – считают в «АвтоСпецЦентре».
Впрочем, богатых иностранцев может прельстить величественный стиль российского представительского автомобиля.
«Думаю, дизайн нашего «Кортежа» мог бы понравиться китайским покупателям, они любят такой «имперский» стиль.
С другой стороны, двигатель внутреннего сгорания уже не так актуален. Индия заявляла о решимости перейти на электромобили для руководства страны. Ведь таким автомобилям не требуются длинные пробеги, они ездят из резиденции в резиденцию и в аэропорт», – рассуждает Жарский.
О конкурентах «Кортежа» из-за специфичности продукта пока сложно говорить. По данным «Автостата», лидером продаж в премиум-сегменте второй год подряд становится кроссовер Lexus RX, который в прошлом году нарастил продажи на 20% – до 9,5 тыс. штук. На второе место поднялся BMW X5, продажи которого выросли почти на треть, до 6,7 тыс. автомобилей. Замыкает тройку лидеров Mercedes-Benz GLC с показателем продаж в 6,7 тыс. автомобилей и ростом на 27%.