Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
4 комментарияКоридор «Север – Юг» составит конкуренцию маршруту через Суэцкий канал
Коридор "Север – Юг" составит конкуренцию маршруту через Суэцкий канал
Масштабный транспортный проект запускается Россией, Азербайджаном и Ираном – маршрут протяженностью более семи тысяч километров соединит Петербург и Мумбаи. Реализация давно задуманной идеи стала возможной благодаря снятию санкций с Ирана. Маршрут должен составить конкуренцию морскому пути через Суэцкий канал.
По итогам переговоров с главами МИД Азербайджана и Ирана Россия договорилась начать предметную проработку реализации проекта транспортного коридора «Север – Юг». Он должен пройти по западному побережью Каспия из России в Иран через Азербайджан, рассказал министр иностранных дел России Сергей Лавров.
Прямые железнодорожные перевозки – это сокращение времени в пути и перспективы развития торговых отношений не только между РФ и Ираном, но и между странами Восточной Европы и Ираном
«Это предполагает работу с участием министерств транспорта, которые должны посмотреть на технические и финансовые параметры проекта. Это также предполагает взаимодействие по линии таможенных и консульских служб, и об этом мы сегодня договорились», – заявил Лавров.
«Мы считаем, что реализация этих проектов ускорит транзит грузов. Мы обсуждаем последние элементы», – заявил в свою очередь глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф. «Полагаем, что данное сотрудничество служит интересам народов Ирана, Азербайджана и России – и, конечно, интересам самого региона», – добавил глава МИД Ирана.
Транспортный коридор из России в Иран через Азербайджан – это важная часть более масштабного проекта «Север – Юг», которая затормозилась в связи с наложением Западом санкций на Иран. Со снятием санкций с Ирана реализация этого проекта снова стала актуальной.
В целом транспортный коридор «Север – Юг» – это маршрут от Санкт-Петербурга до Индии, порта Мумбаи (Бомбей), протяженностью 7,2 тыс. км. Его цель – перевозить грузы из Индии, Ирана и других стран Персидского залива на российскую территорию через Каспийское море и далее в Северную и Западную Европу.
Сейчас грузопоток из Индии в сторону европейской части РФ обеспечивается морскими перевозками: из Санкт-Петербурга грузы плывут, огибая всю западную часть Европы через Суэцкий канал. В итоге расчетное время в пути из порта Нава-Шева (Мумбаи) в Москву составляет около 40 суток. Новый же маршрут – из Санкт-Петербурга в Москву, потом в Астрахань (Россия), Баку (Азербайджан) и Бендер-Аббас (портовый город на юге Ирана на берегу Персидского залива) в Мумбаи – мультимодальный. Он предполагает использование морского, железнодорожного и автомобильного транспорта и позволит сократить срок перевозки в два раза, отмечали в «РЖД Логистик». В перспективе – оптимизация срока до 14 суток. Новый маршрут исключает необходимость везти грузы через Суэцкий канал, который не только загружен, но стоит очень дорого.
- СМИ: Азербайджан пытается усилить влияние в регионе
- Международная экспансия РЖД меняет свое направление
- Дмитрий Евстафьев: Шелковая удавка для России
- Подсчитан экономический эффект присоединения Армении к ТС
- Иран оставил для России окно возможностей
Завершить строительство маршрута планируют в 2017 году. Соглашение об этом международном транспортном коридоре было подписано Россией, Индией и Ираном еще в 2000 году, ратифицировано в 2002 году.
В феврале этого года РЖД, Азербайджанские железные дороги (ADY) и ADY Express в рамках проекта «Север – Юг» договорились привлечь грузопотоки на азербайджанскую и российскую железную дороги за счет организации перевозок по маршруту Индия – Иран – Азербайджан – Россия и в обратном направлении.
«Помимо морского пути, из петербуржских портов грузы в Иран сейчас идут также через порты Туркмении и Казахстана – это маршруты, удобные для грузоотправителей и грузополучателей Урала и Сибири. Также есть вариант транспортировки и автомобильным транспортом – транзитом через Азербайджан», – отмечает председатель совета директоров «Инжиниринговой компании «2К» Иван Андриевский. «Но прямые железнодорожные перевозки – это сокращение времени в пути, перспективы развития торговых отношений не только между РФ и Ираном, но и между странами Восточной Европы и Ираном», – добавляет Андриевский.
«У нас судоходство с Ираном идет либо по Каспию, либо через океан на юг Ирана. Через Питер или через Новороссийск, кому как удобней. Но на самом деле Ирану выгодней получать грузы на севере – либо с Каспия, либо по железной дороге, потому что основное население в Иране живет именно на севере страны, а на юге есть порт Бендер-Аббас, нефтяные месторождения, но там никто не живет», – объясняет актуальность нового маршрута гендиректор агентства Infranews Алексей Безбородов.
Ирану выгодней получать грузы на севере – либо с Каспия, либо по железной дороге, потому что основное население в Иране живет именно на севере страны
Для реализации пути по западному побережью Каспия потребовалось построить новую линию железной дороги Казвин – Астара (иранская) – Астара (азербайджанская). Она должна объединить азербайджанскую Астару с иранскими городами Астара, Решт и Казвин.
Строительство участка железной дороги Казвин – Решт в 2015 году было завершено, а вот строительство участка Решт – Астара находится только на проектной стадии.
«Железная дорога Казвин – Астара – типичный инфраструктурный долгострой. Основной маршрут дороги пролегает по территории Ирана. Дорогу планировали сдать в 2015 году, но потом в очередной раз перенесли на 2016 год», – рассказывает Иван Андриевский. Впрочем, строительство продолжается. В частности, 20 апреля состоится открытие железнодорожного моста между Азербайджаном и Ираном, заявил в четверг глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров. Он также подтвердил, что до конца 2016 года планируется завершить работы по соединению железных дорог Азербайджана и Ирана.
«Это сложный инфраструктурный проект со множеством тоннелей, мостов и просто сложных горных участков. Поэтому проблемы с реализацией проекта вполне ожидаемы. Впрочем, подрядчики говорят о высокой доли готовности маршрута, поэтому можно ожидать, что дорога все же будет достроена, причем уже в ближайшее время», – говорит Андриевский.
По разным данным, ориентировочная пропускная способность железной дороги должна составить на первом этапе 4–10 млн тонн грузов, а в дальнейшем вырасти до 15–20 млн тонн грузов в год.
Что касается ценовой политики, то тут вопрос не в тарифах, считает Безбородов. «Особых политических проблем здесь также нет. Санкции с Ирана сняли. Для наших южных и поволжских регионов это вполне адекватное направление для того, чтобы торговать с Ираном транзитом через Азербайджан», – добавляет Безбородов.
С экономической точки зрения реализовать проект можно быстро и без серьезных затрат, потому что фактически инфраструктура уже построена. «Железная дорога не достроена на самой территории Ирана, но для нас это не имеет значения, там и машинами можно довезти. По Азербайджану все построено. Все вложения были сделаны в течение последних 15 лет», – говорит Алексей Безбородов. Фактически осталось только запустить новый маршрут, договориться о логистике, тарифах, таможне и других процедурах, чем и хотят детально заняться сейчас три страны.
Новый коридор важен для реализации планов Ирана и России по наращиванию торгового оборота. Ирану интересно прежде всего закупать российское зерно. На него сегодня приходится практически весь объем российского экспорта. Но в планах расширение номенклатуры поставок. По железной дороге можно перевозить продукты питания, в том числе овощи и фрукты, а также промышленные грузы, нефть и нефтепродукты. К примеру, Россия может наладить поставки своих автомобилей в Иран, где сейчас активно продаются китайские машины – по 130–150 тыс. в год. Учитывая большое количество проектов, в частности в атомной сфере, новый маршрут может оказаться вполне загруженным грузами из России и обратно.