1 октября, суббота  |  Последнее обновление — 06:22  |  vz.ru

Главная тема


Нидерланды выбрали самый безопасный режим расследования катастрофы «Боинга»

сложные переговоры


Лавров отказался извиняться за катастрофу «Боинга» над Донбассом

армия и вооружение


В ОСК высказались о перспективах строительства нового российского авианосца

«балансировало планету»


Лукашенко назвал распад СССР катастрофой

годовщина первого вылета


Успех российской операции в Сирии оказался неожиданным даже внутри России

большие надежды


Советник Порошенко Расмуссен захотел обсудить с Москвой Крым

прекращение огня


Обама и Меркель заявили об «особой ответственности» России за ситуацию в Сирии

национальный перевозчик


«Аэрофлот» объявил о планах массовой закупки отечественных самолетов

сирия на кону


Риторика США заставляет вспомнить о дворовых разборках

«новая реальность»


Антон Крылов: До какой же степени надо бояться Дональда Трампа, чтобы напрямую грозить Москве терактами?

Вопрос дня


В дискуссии о запрете абортов чьи права для вас важнее?


Шелковая удавка для России

Дмитрий Евстафьев, политолог
   12 января 2016, 14:45
Фото: Владимир Федоренко/РИА "Новости"

Версия для печати  •
В закладки  •
Постоянная ссылка  •
  •
Сообщить об ошибке  •

Замечу, что я не просто скептически отношусь к перспективам партнерства с Китаем. Я очень скептически отношусь к Китаю вообще и исхожу из того, что интересы России и Китая близки к противоположным.

«Поверьте, у китайцев сомнений, что мы сломаемся и к ним приползем, не было»

Сильно не верю в какие-то концепции о том, что Китай нацеливается на противоборство с США. Китай (в середине 1990-х годов) сделал ставку на врастание в американоцентричную систему мировой экономики.

И чтобы иметь туда «расширенный» доступ, пожертвовал многим. Например, концепцией «Китайского мира»: проектом экспансии в Азии с опорой на «хуацяо», то есть китайские общины в других странах. О ней, концепции «Китайского мира», в начале 1990-х годов не говорил только ленивый. Особенно в США, по интересам которых эта концепция била сильно и больно.

Возможно, конечно, «Китайский мир» задумывался как «пужалка» и удачно был разменян на реальные экономические дивиденды. Но очевидно то, что Китай отдал много, но и получил тоже очень много. А главное, создал вектор, по которому при всех издержках идет уже 20 лет.

И никаких признаков, что Китай начал сомневаться в этом векторе, нет. Поколение китайских политиков и технократов выросло, имея перед глазами именно этот вектор. Другой вопрос, что через 20 лет китайцы, поднакопив сил, начали сомневаться, не продешевили ли они тогда, в середине 1990-х.

В любом случае, нынешние американо-китайские «терки» – это спор о месте Китая в американоцентричной системе мировой экономики, а не о создании Китаем своей глобальной экономической системы. 

Ну, это моя базовая позиция, а теперь, собственно, о «Шелковом пути».

1. Концепции «Шелкового пути» (ШП) уже больше 25 лет. Впервые китайцы ее озвучили еще в конце 1980-х годов, а в середине 1990-х это была суперактуальная тема.

Опять скажу: мы просто забыли, что тогда говорили про ШП. А зря. ШП называли «удавкой», которую США и Китай стремятся надеть на Россию и удавить ее стремление к логистической самостоятельности. Прямо так и писали: «шелковая удавка «Шелкового пути».

Противоречия в развитии Китая
Противоречия в развитии Китая
Причем писали патриоты, которые сейчас от восторга захлебываются, говоря о партнерстве с Поднебесной. Писали, кстати, правильно, про удавку-то…. Потому что ШП (иногда добавляют «великий», но я обойдусь «без придыхания») действительно является прямой альтернативой основным трансроссийским логистическим коридорам.

Почему не реализовался проект в 1990-е? Причин много – ресурсы были брошены на ликвидацию технологического отставания (сравните китайские «мобилки» тогдашние и нынешние – сразу станет ясно, что деньги потрачены не зря), началась долгоиграющая нестабильность в Центральной Азии, началась война в Афганистане, «великие сердары» качнулись в американскую сторону и т.д. Короче, «не склалось». 

2. Концептуально и исторически ШП – полная противоположность Транссибу. Транссиб – это просто другая модель, другой мир. Для китайцев важно создать коридор для доставки товаров из пункта «А» в пункт «Б», то есть в Европу, которая для китайцев становится важнейшим рынком.

Экономическое развитие стран региона китайцам «до лампочки». Собственно, ШП в древности (он имеет мало общего с современным, но тоже показательно….) это был всего лишь караванный путь и сопутствующая ему транспортная инфраструктура. Доходы от «пути», поступающие к узкой прослойке местной знати, приводили к деградации местной экономики. Это были своего рода «нефтедоллары» того времени. 

На ваш взгляд

 
Чем является Китай для России в первую очередь?



Обсуждение: 81 комментарий
3. Транссиб – совсем другое дело. Это был стимул для развития промышленности региона и его социального подъема. И современный вариант «Транссиб 2.0» – коридор «Север – Юг» развивается Россией по такому же принципу: трасса через Иран начинает красиво обрастать разного рода индустриальными проектами и объектами, которые более важны, чем собственно транспортный коридор.

И это гораздо интереснее с точки зрения развития нашей экономики, нежели слезание с «иглы» нефтяной трубы на «иглу» китайского транзита. Для России это просто пошло.

4. Вообще смысл китайской стратегии развития ШП – минимизация участия «местных» в обслуживании коридоров. Роль местных должна сводиться к получению «ренты», а можно и без нее, тем более что урезать расходы китайцы очень умеют.

Все последние китайские «терки» в Центральной Азии и с Россией – это споры за право собственности на инфраструктуру. Собственно, в этом и вся проблема с «Силой Сибири», реализация которого мне виделась и видится в большом тумане.

За время «бодания» с китайцами можно было бы солидно проинвестировать в развитие газопереработки. Но, конечно, начальству виднее.

5. Интересно то, что китайцы исторически не имеют опыта обслуживания такого рода коридоров. ШП в древности обслуживали не китайцы, совсем не китайцы. Их называли «рахдониты». Посмотрите про них – узнаете много интересного.

Рекламируемый в настоящее время «южный» (морской) маршрут ШП тоже обслуживали не китайцы. Они были слишком великие, чтобы куда-то плавать – все к ним должны были приплывать. Это были арабские купцы тоже весьма смутного аравийского происхождения.

Я бы их назвал «морские рахдониты», учитывая историю региона и этническую принадлежность населявших его племен. Там интересная история, которая в т.ч. объясняет и «Венецию», и «Геную», и процветание Британии в конце 18-го – первой половине 19 века как минимум (во времена, когда китайцы в основном опиум курили).

6. Сейчас есть шесть или семь вариантов маршрута ШП. Через Россию почти полностью идет два. Транссибирский и Арктический (СМП). Еще один проходит через Россию частично.

Только первые два реально постоянно функционируют и референтны с точки зрения рентабельности перевозок и страховой стоимости грузов. Все остальное – попытки апробации и зондаж степени организационной сложности маршрута.

Конечно, их можно создать и отработать, но делать их основными.... Глупо. Но они важны китайцам как резервные коридоры и инструмент давления на нас.

А в целом крупнейшим логистическим достижением России я считаю то, что мы смогли ШП из «шелковой удавки» превратить в реальный источник дохода. И привязать на сравнительно длительный срок (при, мягко говоря, не блистательной, устаревшей инфраструктуре) значительную часть китайского экспорта к себе.

Но мы должны понимать, что китайцы никогда не положат все «яйца» (свои) в одну «корзинку» (нашу). И стремиться к этому не надо. Но и на китайский блеф, которого, к слову, становится в последнее время многовато, о том, что они то тут что-то сделали, то там, реагировать не стоит.

Просто надо понимать, что в нашей дружбе с Пекином, которая и не дружба вовсе, а конкуренция (прежде всего, за влияние в Центральной Азии и Прикаспии), китайский транспортный поток – дело, конечно, важное, но не единственное и, вероятно, не главное.

А то, что в Прикаспии и в зоне коридора «Север–Юг» наши интересы с китайцами антагонистичны, мы можем понять по прорабатываемым китайцами вариантам логических коридоров через Пакистан в обход Ирана, ну и нас само собой. Но тут у нас очень неплохие варианты дипломатической, политической и силовой игры.

7. Китайцы удивлены (т.е. в китайской системе ценностей «сильно расстроены»), что Россия не слилась за два года санкций. И даже демонстрирует изрядные способности в маневрировании.

Поверьте, у китайцев сомнений, что мы сломаемся и к ним приползем, не было. И разговоры с нами летом 2014-го были с плохо скрываемой ухмылкой. Сейчас они нервничают и почти истерят.

Последний наезд по результатам визита Медведева переводится на русский язык очень просто: «ну когда же вы к нам приползете….». Не более того, но и не менее.

Этот эмоциональный всплеск в действительности очень важен. Он говорит, что мы на правильном пути. С учетом назревающей большой внутренней «замятни» в Китае (посмотрите: разгром «шанхайской группы» и конкуренция «комсомольцев») продержаться нам надо не так много. Я бы сказал, год. Ну, может, месяцев 14-15.

И тогда, особенно если обозначим рост экономический, хотя бы минимальный (формальные показатели для китайцев очень важны – они люди формальные, сутью мало интересуются, тем более у «варваров из-за Стены»), то разговор пойдет совсем другой.

Только к нему тоже надо быть готовыми. В том числе и с точки зрения созданной «впрок» инфраструктуры.

8. Проблема в том, что вся концепция ШП мне представляется уже сомнительной. Потому как ШП ведет в Европу. И больше никуда. А вот будет ли Европа через десять лет, когда все шесть или семь ручьев будут созданы, тем «рыночным раем», коим она была, когда коридор задумывался, сомневаюсь. 

9. В 1990-е одним из вариантов прохождения ШП (и, кстати, очень интересным) была автомобильная дорога, где нет сильно удорожающей процесс перегрузки контейнеров.

Так вот, центральным ее участком был коридор через Иран, Ирак, Сирию и Турцию с выходами на Стамбул, Самсун и Трабзон, а оттуда паромом до логистического терминала в Варне, который был построен в советское время (в связке с Ильичевском), а также….

Правильно: до Одессы. Как вы помните, Одесса фигурирует и в других китайских проектах альтернативных коридоров ШП. А теперь погуглите про китайских инвесторов в одесском порту при Януковиче и – вот сюрприз – при Турчинове.

И поймите, чем занимается там Мишико. Правильно: это наши замечательные американские партнеры руками «шибздика» (с которого «какой спрос», правда?) ставят нашим еще более замечательным китайским партнерам «пробочку».

Собственно, планы на размещение хотя бы минимального военно-морского контингента в Крыму были из этой же «оперы». А они, как теперь ясно, точно были. Вообще, американцы не дремлют и они не лохи. Просто они запутались в обязательствах и спешат.

10. И последняя «зарубочка на память». Маршрут автомобильной дороги в рамках первого всплеска интереса к ШП в 1990-е должен по странному стечению обстоятельств в значительной мере пролегать именно там, где ИГИЛ* (или Эрдоган?) возит теперь левую нефть.

И встает вопрос: а только ли в нефти дело? Не обкатывался ли коридор для более интересных вещей в будущем? И не поэтому ли Пекин так двулично себя повел, когда турки сбили самолет? И тут я напомню, что Саудовская Аравия – это не только американский союзник.

Это еще и ближайший китайский партнер, которому Пекин как минимум дважды поставлял ракеты средней дальности (1987 и 2007 годов), причем в общем количестве до 120 штук якобы (я думаю, что реально штук 30 рабочих ракет у саудитов есть) с дальностью чуть более 3000 км.

«Калибр» говорите? Возьмите циркуль, коллеги…. Собственно, этот пункт можно было поставить первым. И больше ничего не писать. Я не прав?

Источник: Блог Дмитрия Евстафьева

* Организация, в отношении которой судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"

ВЫ СОГЛАСНЫ С АВТОРОМ?

767 голосов110 голосов


Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

Другие мнения

Вероника Крашенинникова: Башара Асада сдавать нельзя

Террористы, воюющие в Сирии, будут задействованы в других местах – в Иране, в России, в Китае. Эти группировки и их покровители в Вашингтоне рассматривают Сирию как полигон для боевой подготовки. И так было задумано с самого начала. Подробности...

Эдуард Лимонов: Прогресс нужно остановить

Япония окружена радиоактивными водами с атомного реактора станции «Фукусима», вот еще едкой щелочи добавили, и Япония уже плавает в жутком растворе. Чтобы не потерять прибыль, японцам врут. Подробности...

Владислав Исаев: Этого не стоит забывать и в свете нынешних санкционных войн

В трудах о Первой мировой англосаксы делают упор на экономические трудности, вынудившие Германию в итоге сдаться. И в качестве главной причины этих трудностей указывают влияние морской блокады. Идея понятна. Подробности...
Обсуждение: 11 комментариев

Елена Кондратьева-Сальгеро: Не знать, не ведать, не гадать

Самое неоднозначное свидетельство о по-настоящему страшном выборе в жизни я получила лет десять назад, уже будучи многодетной матерью. Я до сих пор не знаю, как к этому свидетельствy относиться, поэтому оставлю это здесь. Подробности...
Обсуждение: 137 комментариев

Ирина Алкснис: Может быть, дело во внутренних проблемах Запада?

В отличие от времен холодной войны, когда антироссийская пропаганда работала на объединение западного общества, нынешняя способствует его расколу. Ведь за всеми этими «неудобными» организациями и политиками стоят огромные пласты общества. Подробности...
Обсуждение: 26 комментариев

Кристина Потупчик: Педофильское лобби на федеральном канале

Смеялась над педофильским лобби, пока не убедилась, что оно существует. Но не в лице фотографа Стерджеса, на которого удобно нападать липовым защитникам духовности. Настоящее педофильское лобби – на федеральном ТВ и в прайм-тайм. Подробности...
Обсуждение: 135 комментариев

Дмитрий Ольшанский: Я живу здесь

И я бы не исключал, что если дело, не дай Бог, дойдет до очередной – какой уже там по счету в нашей истории? – обороны Севастополя, то защищать его останутся все больше мракобесы, гомофобы, сталинисты и клерикалы. Подробности...
Обсуждение: 113 комментариев

Татьяна Шабаева: Искусство как свет и радиация

Свободой самовыражения прикрываются и те, кто делает эротические фотографии подростков, и те, кто эстетизирует гниющую плоть, и те, кто создает копии телесных выделений. В конце концов, мы можем признать это искусством – но кто нам объяснит, почему мы должны уважать такое искусство? Подробности...
Обсуждение: 27 комментариев

Елена Шаройкина: Кому бы вы доверили играть с вами в Бога?

Сценарий планетарной катастрофы из-за неконтролируемого распространения генных мутаций, описанный в дилогии Сергея Тармашева «Наследие», становится более реалистичным. Исследования в области редактирования генов активно финансируются. Подробности...
Обсуждение: 86 комментариев

Егор Холмогоров: Социально не одобряемое убийство

Основную проблему представляет собой социальный аспект абортов. Но он как раз совершенно не связан с вопросом об убийстве человека на эмбриональной стадии. Он связан с социальной неприемлемостью еще не рожденного ребенка. Подробности...
Обсуждение: 157 комментариев
 
 
© 2005 - 2016 ООО Деловая газета «Взгляд»
E-mail: information@vz.ru
.masterhost Apple iTunes Google Play
В начало страницы  •
Поставить закладку  •
На главную страницу  •
..............