Сергей Миркин Сергей Миркин Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

6 комментариев
Андрей Медведев Андрей Медведев Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

4 комментария
Игорь Караулов Игорь Караулов Новая война делает предыдущие войны недовоёванными

Нацизм был разгромлен, но не был вырван с корнем и уже в наше время расцвел в Прибалтике, возобладал на Украине. США, Великобритания и Франция, поддержав украинский нацизм, отреклись от союзничества времен Второй мировой войны, а денацификация Германии оказалась фикцией.

13 комментариев
30 ноября 2016, 11:26 • Экономика

Крым бросил вызов «водочному лобби»

Крым бросил вызов "водочному лобби"

Крым бросил вызов «водочному лобби»
@ Дмитрий Феоктистов/ТАСС

Tекст: Николай Проценко

Для поддержки малых производителей вина и пива, не выдерживающих конкуренции с транснациональными корпорациями, регулирование алкогольного рынка в РФ разобьют на три части – вино, пиво и крепкий алкоголь. Соответствующая идея уже поддержана Минэкономразвития, а главным ее лоббистом выступает Крым. Прежде такие инициативы блокировались могущественным водочным лобби.

Идея ввести отдельные нормативы по регулированию крепкого алкоголя, вина и пива обсуждается уже больше 20 лет, но особенно активно – после 2009 года, когда было создано Росалкогольрегулирование (РАР). Вскоре после появления этого ведомства стартовала всероссийская кампания по перелицензированию предприятий алкогольной отрасли, направленная на очищение рынка от недобросовестных игроков. Однако проходила она по принципу «лес рубят – щепки летят»: в процессе пострадали и многие компании с достойной репутацией. В первую очередь это касалось виноделов – ряду предприятий пришлось приостанавливать производство, чтобы достичь соответствия ужесточившимся нормативам. Тогда виноделы криком кричали, что ФЗ-171 написан с точки зрения производителей крепкого алкоголя и не учитывает многие нюансы, характерные для других сегментов рынка.

Знаменитые десертные и крепленые вина «Массандры» в соответствии с нормами законодательства РФ попали в сомнительно звучащую категорию «винных напитков

С точки зрения самих виноделов, оптимальным вариантом решения проблемы было бы принятие отдельного закона, регулирующего их отрасль, по образцу многих стран – лидеров мирового рынка вина. Впервые такой закон с рабочим названием «О винограде и вине» был предложен еще в 1994 году, причем заказчиком выступило Министерство сельского хозяйства. Впоследствии главным лоббистом отечественного виноделия стал Краснодарский край, где отрасль за последние два десятилетия получила как минимум три импортозамещающих стимула – после девальваций рубля 1998, 2009 и 2014 годов. В середине прошлого десятилетия кубанские законодатели выдвинули на рассмотрение Госдумы проект федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота столового вина и столовых виноматериалов», но принять его не удалось, равно как и ряд последующих аналогичных инициатив.

Определенные преференции для виноделов наметились сразу после присоединения Крыма, поскольку местных производителей нужно было быстро интегрировать в российское правовое поле (на Украине процесс лицензирования винодельческих предприятий был проще, и службы, аналогичной РАР, там просто не было). В частности, было предложено перевести виноделие под контроль Минсельхоза РФ, фактически придав вину статус сельхозпродукции, установить преференции для производителей так называемых вин закрепленного географического указания, расширить полномочия саморегулируемых отраслевых организаций и облегчить процедуру лицензирования для небольших виноделен. В конце 2014 года была принята серия соответствующих поправок в базовый закон ФЗ-171, который многие виноделы между собой раньше называли исключительно «законом о водке».

Определенные положительные последствия эти законодательные новации уже принесли. В частности, в июне этого года была снижена до 65 тысяч рублей госпошлина для так называемых малых (или гаражных) виноделов – фермерских хозяйств или индивидуальных предпринимателей, приравненных к сельхозтоваропроизводителям. Ряд послаблений в адрес «гаражистов» привел к тому, что их продукция теперь легально продается в рознице, тогда как раньше небольшим производителям приходилось идти на различные ухищрения, чтобы не столкнуться со штрафами или даже уголовным преследованием. Например, гостю небольшого хозяйства предлагалось заплатить за экскурсию, а вино на соответствующую сумму выдавалось в качестве подарка.

Однако система маркировки вин закрепленного географического указания (ЗГУ), призванная отличить качественную продукцию из российского винограда от напитков из привозных виноматериалов, пока так и не заработала. Производители по-прежнему не обязаны указывать происхождение виноматериала на этикетке, следовательно, покупая вино с надписью «Сделано в России», потребитель не может быть полностью уверен в том, что поддерживает именно отечественного производителя.

С избранием нового состава Госдумы дискуссия о необходимости принятия отдельного закона о вине опять активизировалась, и теперь его главным лоббистом выступают власти Крыма. Уже через несколько дней после сентябрьских выборов глава республики Сергей Аксенов заявил, что проект закона о виноделии и виноградарстве входит в число первоочередных, планируемых к внесению крымскими депутатами. Заодно в руководстве Крыма вновь напомнили, что действующие нормы регулирования приравнивают вино к крепкому алкоголю.

Заинтересованы в появлении отдельных принципов регулирования и российские пивовары, которые каждый год сталкиваются с ужесточением условий своей деятельности. Например, стало известно, что с 1 июля следующего года розничную продажу пива могут вовсе запретить индивидуальным предпринимателям, на которых приходится значительный сегмент сбыта пенных напитков. При этом в отечественном пивоварении уже несколько лет разворачиваются те же самые процессы, что и в виноделии: на рынок массово выходят небольшие «крафтовые» производители, которые понемногу отвоевывают рынок у крупных компаний, чаще всего контролируемых транснациональными игроками. Возможный запрет на продажу пива для ИП может нанести по независимым производителям серьезный удар, поскольку войти в «форматную» розницу им довольно сложно. А ведь именно такие пивовары предлагают рынку продукт совершенно иного качества, нежели то, что называют пивом транснационалы.

Теперь, когда введение раздельного регулирования для трех основных сегментов алкогольного рынка получило поддержку правительства, остается определить формат реформы. Скорее всего, речь пойдет об очередной серии поправок в ФЗ-171, считает руководитель Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. По его мнению, в существующих в России условиях отдельные законы по пиву, крепкому алкоголю и вину принять вряд ли получится, но вполне возможно переформатировать действующий ФЗ, уделив внимание каждому сегменту на основании трех концепций. «Две из трех концепций – по вину и пиву – уже готовы, остается подготовить концепцию по крепкому алкоголю, после чего рабочая группа представит инициативу в правительство», – считает Дробиз.

По мнению эксперта, раздельное регулирование может стать стимулом для развития легального производства алкоголя в ситуации, когда рост акцизов влечет за собой разрастание теневого сегмента рынка. Однако сложно предполагать, когда эти начинания будут претворены в жизнь. «Может быть, производителей крепкого алкоголя и так все устраивает, поэтому отдельные поправки будут касаться только пивного и винодельческого сегмента. Но в любом случае эти концепции еще должна принять правительственная комиссия под руководством вице-премьера Александра Хлопонина», – подчеркивает Дробиз.

В этой ситуации «бедным родственникам» алкогольного рынка ничего не остается, кроме как добиваться того, чтобы уже принятые поправки наконец-то заработали. Некоторые успехи на этом пути уже есть. Например, в середине ноября премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Минсельхозу РФ в четырехмесячный срок принять необходимые меры для организации предоставления сведений из федерального реестра виноградников. Это выглядит серьезным шагом на пути к внедрению системы ЗГУ в виноделии – при отсутствии такого реестра производители не могут маркировать свою продукцию.

На передовой этого процесса опять же оказался Крым. В виде исключения право на использование статуса ЗГУ было предоставлено двум крымским производителям («Коктебелю» и «Массандре»), и 22 ноября состоялся розлив первого российского вина с этикеткой ЗГУ – «Бастардо Массандра». После того, как Крым вошел в состав России, знаменитые десертные и крепленые вина этого производителя в соответствии с нормами законодательства РФ попали в сомнительно звучащую категорию «винных напитков», но теперь будут выпускаться с маркировкой «вино с защищенным географическим указанием «Крым». Ранее под видом крымских вин продавали, к примеру, продукцию, разлитую в городе Крымске (Краснодарский край).

..............