Взгляд
16 октября, суббота  |  Последнее обновление — 09:20  |  vz.ru
Разделы

Что мешает России и Ирану стать полноценными союзниками

Геворг Мирзаян
Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
Иранские партнеры просят у Москвы помощи в решении их региональных проблем. Готова ли Россия помочь своему номинальному союзнику? Подробности...
Обсуждение: 8 комментариев

На зарубежных рынках россиян никто не ждет

Аркадий Комаров
Аркадий Комаров, предприниматель
Многие российские экспортеры не могут, не знают, не умеют продвигать продукцию. Но гораздо чаще, как показывает мой опыт общения с сотнями компаний-экспортеров, просто не думают об информационной поддержке своего экспорта. Подробности...
Обсуждение: 40 комментариев

Карибский кризис до сих пор удерживает Землю от большой войны

Тимур Шерзад
Тимур Шерзад, журналист
В этот день 15 октября 1962 года американские аналитики внимательно изучили полученные с воздуха снимки размещенных на Кубе советских вооружений. Внезапно оказалось, что русские поднесли ядерный пистолет прямо к американскому виску. Подробности...

Определена самая красивая мигрантка России

На церемонии в «Президент-Отеле» объявлена победительница конкурса красоты, который провела Федерация мигрантов России. Корону получила 25-летняя Рушана Каримова из Узбекистана. В финал также вышли девушки из Киргизии и Таджикистана
Подробности...

Портреты победителей конкурса «Учитель года России» разных лет

4 октября в ГУМе открылась выставка портретов учителей года разных лет – все они олицетворяют собой образ современного российского педагога. Выставка будет экспонироваться до 9 октября, после этого она украсит собой праздничный концерт ко Дню Учителя в Государственном Кремлевском дворце. На фото: Екатерина Алексеевна Филиппова «Учитель года России – 1996»
Подробности...

Россия отправила в космос первый в истории киноэкипаж

Пилотируемый космический корабль «Союз МС-19», на борту которого находятся космонавт Антон Шкаплеров, актриса Юлия Пересильд и режиссер Клим Шипенко, во вторник отправился к МКС для съемок фильма «Вызов»
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Экипаж МКС проснулся от сирены

    Главная тема


    Какое гражданство нужно заграничным детям россиян

    «культурный нарратив»


    Госкино Украины обмануло Netflix на полмиллиона долларов

    «откуда такие деньги»


    Сербия сочла предложенную Россией цену на газ неприемлемой

    возвращение на Землю


    «Союзу» с киноэкипажем пообещали посадку «прям на днище»

    Видео

    золотовалютные резервы


    Россия поразила Запад рекордными накоплениями

    кризис и выводы


    Брюссель отказался признать энергетические ошибки

    урегулирование в Донбассе


    Виктория Нуланд вернула Украину «на крючок»

    массовая амнистия


    Зачем МВД России простило тысячи депортированных мигрантов

    «установления справедливости»


    Как талибы истребляют западные порядки в Афганистане

    холодная война


    Тимур Шерзад: Карибский кризис до сих пор удерживает Землю от большой войны

    поддержка экспорта


    Аркадий Комаров: На зарубежных рынках россиян никто не ждет

    номинальный партнер


    Геворг Мирзаян: Что мешает России и Ирану стать полноценными союзниками

    на ваш взгляд


    На каком основании надо выдавать российское гражданство иностранцам?

    Разрыв с подрядчиком «Турецкого потока» может иметь политическую подоплеку

    Газпром оптимизирует свои расходы на трубопроводные проекты
       9 июля 2015, 17:08
    Фото: Fatih Saribas/Reuters
    Текст: Ольга Самофалова

    «Расторжение контракта с Saipem произошло потому, что они стали выдвигать какие-то неадекватные условия, начали выкручивать руки Газпрому». Такими словами специалисты комментируют неожиданный разрыв российского газового монополиста с компанией, которая должна была укладывать трубы важнейшего для России проекта «Турецкий поток».

    «Дочка» Газпрома South Stream Transport B.V. расторгла контракт с итальянской Saipem на строительство первой нитки морского участка газопровода «Турецкий поток». Документ с ней был подписан еще в рамках проекта «Южного потока». В мае контракт обновили. Однако договориться по многим рабочим и коммерческим вопросам в рамках «Турецкого потока» в итоге не удалось, объяснил Газпром.

    Проект продолжает реализовываться. Мы продолжаем работать с нашими турецкими партнерами по согласованию межправсоглашений

    Новость о расторжении контракта застала судно-трубоукладчик компании Saipem Саstro Sei в районе Анапы, куда оно прибыло 7 июля и ожидало начала строительства (правительство разрешило итальянским судам вход в территориальные воды РФ).

    До этого стало известно, что Газпром приостановил с 1 июля работы по строительству восточной ветки газопровода «Южный коридор», который реализовывался также сначала в рамках «Южного потока», а теперь в рамках «Турецкого потока». Впрочем, строительство восточной ветки находилось в начальной стадии.

    Интересно, что примерно в одно время с появлением информации об этих двух проблемах «Турецкого потока» от Владимира Путина прозвучало неожиданное поручение – решить вопрос сотрудничества с Украиной по транзиту российского газа после 2019 года, когда заканчивается транзитный контракт от 2009 года. До этого Газпром и Россия уверяли, что продлевать транзитный контракт с Украиной после 2019 года или подписывать новый не собираются, а Европа сможет получать российский газ только по «Турецкому потоку» в южном направлении (прокачка газа по «Северному потоку», естественно, сохраняется).

    «Совокупность этих трех фактов говорит о том, что появились новые вводные данные, которые заставляют Газпром пересмотреть текущий план действий. Это может быть лишь попытка «политического шантажа», чтобы договориться о чем-то с Турцией, а может быть и более глобальной проблемой», – подозревает Алена Афанасьева, старший аналитик ГК Forex Club.

    Однако замгендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач уверен, что эти события не взаимосвязаны: «Все это отдельные процессы, которые имеют свою внутреннюю логику, хотя красиво называть это теорией заговора».

    Заявление по Украине совершенно не означает изменения позиции России по украинскому транзиту. «Когда контракт истекает, стороны вступают в переговоры по инициативе той или иной стороны или по обоюдному согласию – продлевать контракт или нет. Это не происходит по-английски, втихаря. Нами было сказано, что мы проведем эти традиционные переговорные процедуры. Однако мы прекрасно понимаем, что продлить контракт на приемлемых для себя условиях невозможно, а значит, мы по-прежнему готовимся к тому, что контракт не будет продлен и транзита через Украину после 2019 года не будет», – объясняет Алексей Гривач.

    При этом он удивляется тому, что вообще-то в сохранении транзита должна быть заинтересована прежде всего Украина, потому что она получатель доходов. Но никаких предложений о продлении контракта или о новых условиях от украинской стороны до сих пор не поступало.

    Что касается приостановки строительства восточной нитки «Южного коридора» и разрыва контракта с важным подрядчиком «Турецкого потока», то этому есть логичные объяснения. И эти проблемы никак не означают отказа России от нового трубопроводного проекта, который позволит России после 2019 года полностью отказаться от транзитных услуг Украины.

    Во-первых, в Газпроме уверили, что все другие работы по проекту «Турецкий поток» продолжаются. А расторжение контракта Газпрома с итальянским подрядчиком не повлияет на сроки строительства «Турецкого потока», уверил глава Минэнерго России Александр Новак. «Проект продолжает реализовываться. Мы продолжаем работать с нашими турецкими партнерами по согласованию межправсоглашений, – цитирует его ТАСС. – То есть это технический вопрос, который решают между собой Газпром и коммерческие организации». «Не установлены никакие сроки. Мы работаем в режиме «чем быстрее – тем лучше», – добавил он.

    В ближайшее время Газпром начнет переговоры с другими потенциальными подрядчиками, которые вместо итальянцев начнут укладку первой нитки морской части «Турецкого потока». Сможет ли Газпром быстро найти замену итальянцам? «Найти нового подрядчика можно, но сложно, – считает Афанасьева. – Российских альтернатив нет, а в текущей политической обстановке не каждая компания Европы согласится идти на риск подписания долгосрочного контракта».

    Компаний, которые строят под ключ такие проекты, в мире действительно не так много. Но они есть. «Подозреваю, что какие-то предварительные переговоры уже проводились, и интерес от потенциальных участников тендера уже есть», – не исключает Гривач. К примеру, швейцарская Allseas Group, которая должна была строить вторую нитку «Южного потока», – наиболее очевидная и вероятная компания, с которой Газпром будет вести переговоры.

    «Я предполагаю, что расторжение контракта с Saipem произошло потому, что они стали выдвигать какие-то неадекватные условия, начали выкручивать руки Газпрому, пользуясь тем, что российская сторона заинтересована в быстром строительстве трубы. Москва решила искать более адекватного подрядчика», – рассуждает Алексей Гривач.

    Почему Saipem себя так вел? «Причина может быть или в чрезмерной жадности подрядчика, который почувствовал себя незаменимым, либо был элемент политического давления, который присутствует во всех наших отношениях с партнерами сначала по «Южному», теперь и по «Турецкому потоку», – говорит собеседник. «Я не исключаю, что Saipem сделал это специально (предлагал неприемлемые условия – прим. ВЗГЛЯД), чтобы соскочить с этого проекта и не подвергаться политическим рискам. Ведь среди акционеров итальянской компании есть американские фонды, и на Eni, которая также является акционером Saipem, могло быть какое-то давление», – рассуждает эксперт из ФНЭБ.

    В итоге Saipem лишился не только контракта на 2,4 млрд евро по «Турецкому потоку» (во столько оценивалось строительство двух ниток морской части еще в рамках «Южного потока»), но и возможности участвовать в строительстве третьей и четвертой веток «Северного потока». А это также миллиардные контракты. Первые две нитки «Северного потока» строил как раз Saipem.

    Что касается «Южного коридора», то заморожено строительство только восточной части трубы, которое было в начальном состоянии. Это участок от компрессорной станции «Починки» в Новгородской области до станции «Русская» у берегов Черного моря (1625 км). Тогда как строительство западной части «Южного коридора» продолжается и находится в завершающей стадии. Западный маршрут идет из Воронежской области до станции «Русская». Общая стоимость «Южного коридора» оценивалась в 715 млрд рублей в ценах 2012 года.

    Здесь сработала логика более оптимального расходования ресурсов и инвестиций. «Трубопровод на юг России изначально строился исходя из графика ввода «Южного потока». Поэтому темпы строительства «Южного коридора» были высокими, с запасом. Однако «Южный поток» заменили «Турецким» и, проанализировав ситуацию, поняли, что уже вложенных инвестиций в западную нитку «Южного коридора» хватит для того, чтобы запустить первую часть «Турецкого потока». Поэтому необходимости сейчас вкладывать в том же темпе в мощности «Южного коридора» на территории России нет. А поскольку лишних денег сейчас нет, но есть набор проектов, требующих немедленных вложений, то эти ресурсы были перераспределены», – поясняет Алексей Гривач.


    Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь
     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •