18 ноября, понедельник  |  Последнее обновление — 21:53  |  vz.ru
Разделы

Способны ли российские ракеты попасть в американский авианосец

Александр Шишкин, инженер-кораблестроитель
Порою можно услышать, что российские средства поражения, которые СМИ называют не иначе как «убийцы авианосцев», едва ли не бессмысленны в современных условиях. И все из-за того, что у России отсутствуют инструменты, необходимые для наведения этих ракет. И никакие авианосцы эти ракеты успешно атаковать не способны. Так ли это на самом деле? Подробности...
Обсуждение: 24 комментария

Киев готовится добровольно отказаться от Донбасса

Глеб Простаков, журналист
По исследованиям, большинство жителей Донбасса желают в том или ином качестве интегрироваться в Россию, в составе Украины хотят жить немногим более 5%. А раз так, к чему реинтегрировать эти чуждые новому украинскому самосознанию элементы? Подробности...
Обсуждение: 10 комментариев

Время стрессов и страстей мчится все быстрей в лентах новостей

Алексей Алешковский, сценарист
В жизни, конечно, мало однозначного. Но нравственные ориентиры задают не политические убеждения, а систему ценностей. Ведь что такое хорошо, а что такое плохо, мы узнаем значительно раньше, чем знакомимся с разными политическими платформами. Подробности...
Обсуждение: 7 комментариев

    Историк Соколов в бронежилете на следственном эксперименте

    В пятницу арестованного историка Олега Соколова привезли на следственный эксперимент на набережную реки Мойки в Санкт-Петербурге, где, по данным следствия, он пытался утопить отрубленные руки своей убитой молодой невесты
    Подробности...

    На автомобильном салоне в Дубае показали люксовые суперкары

    В Дубае проходит ежегодный автомобильный салон. Это главная подобная выставка на Ближнем Востоке, проводится она с 1989 года. И хотя соперничать по статусу с главными автосалонами мира мотор-шоу в ОАЭ не может, крупнейшие автопроизводители нередко показывают здесь свои новинки
    Подробности...

    Венеция ушла под воду

    Венеция, знаменитый прибрежный город на северо-востоке Италии, снова оказалась под ударом стихии. На этот раз вода поднялась до рекордных за последние 50 лет значений и затопила исторический центр. На площади святого Марка не осталось ни голубей, ни туристов – уровень воды достиг 1 метра
    Подробности...
    Обсуждение: 6 комментариев

        НОВОСТЬ ЧАСА:Украинский суд отказался отменять приговор 85-летнему «русскому шпиону»

        Главная тема


        У Газпрома появился новый конкурент в Европе

        минские соглашения


        Лавров назвал российское условие проведения саммита «нормандской четверки»

        громкое преступление


        Историк Соколов пытался покончить с собой на следственном эксперименте

        поставки газа


        Газпром направил Нафтогазу официальное предложение по транзитному контракту

        Видео

        QR-коды


        Премьер-министр Армении бросил вызов Сатане

        цена на газ


        Почему Украина отказывается от щедрого подарка России

        квартиры-гостиницы


        Как выгнать хостелы из жилых домов

        автодорога М-11


        Трасса Москва – Петербург решила большую проблему и породила несколько маленьких

        договор о границе


        Зачем Лукашенко нужна «бешеная напряженка» с Россией

        Нравственные ориентиры


        Алексей Алешковский: Время стрессов и страстей мчится все быстрей в лентах новостей

        Интеграция в Россию


        Глеб Простаков: Киев готовится добровольно отказаться от Донбасса

        Либеральный террор


        Максим Соколов: Коллективные письма – это смесь цинизма с идеализмом

        на ваш взгляд


        Как вы относитесь к идее отказа от использования в быту пластиковых пакетов?

        Неприятность для Газпрома

        Туркмения построит новый порт на Каспии, в том числе для поставок СПГ в Европу

        16 августа 2013, 18:05

        Текст: Ольга Самофалова

        Версия для печати

        Туркмения построит на Каспии новый порт в обход России, который позволит увеличить экспорт энергоресурсов в Европу. Туркменистан уже стал конкурентом Газпрома на китайском рынке и теперь целится на традиционный рынок для российской монополии. Правда, пока Ашхабад большой угрозы для Газпрома не представляет, говорят эксперты.

        Богатая энергоресурсами Туркмения начала строительство нового порта на Каспии, который позволит повысить экспорт нефтепродуктов, сжиженного газа и текстиля в обход территории России, сообщает Reuters.

        В церемонии закладки фундамента нового порта в городе Туркменбаши приняли участие президент Туркменистана Курбанкули Бердымухамедов и премьер-министр Турции Тайип Эрдоган. Новый порт, возведение которого оценивается в 2 млрд долларов, будет построен турецкой компанией Gap Insaat за четыре года. Здесь расположатся четыре портовых терминала, в том числе для  пассажирских судов, и судостроительный завод.

        Годовой грузооборот в порту, как ожидается, вырастет до 25 млн тонн к 2020 году по сравнению с 10 млн тонн в настоящее время, заявили в правительстве Туркменистана. В Туркменбаши еще с советской эпохи работает крупнейший в стране нефтеперерабатывающий завод.

        При этом к городу, где появится новый порт, уже ведется укладка 800-километрового трубопровода с крупнейшего в мире газового месторождения «Галкыныш». Это второе по величине в мире месторождение природного газа. Туркмения возлагает большие надежды на транспортировку в том числе СПГ через порт в Каспии, чтобы уменьшить зависимость от экспорта в Россию.

        Сейчас импорт идет в Туркменистан через Волго-Донский канал России, однако новый порт позволит сократить расстояние и сроки выхода европейских стран на рынки Ближнего и Среднего Востока и поспособствует росту капиталовложений в регион, сказал туркменский президент на церемонии.

        Экспортный потенциал

        Туркменистан, который граничит с Ираном и Афганистаном, занимает четвертое место в мире по запасам природного газа и обладает огромными запасами нефти на Каспии, а также является ведущим производителем хлопка.

        Для Туркменистана особенно важно развитие экспорта энергоресурсов. Дело в том, что экспортные пути страны в силу сложившейся еще в советское время транспортной инфраструктуры долгое время зависели всего от одного покупателя – России. До 1997 года единственным маршрутом для поставок газа за рубеж для Туркмении был российский трубопровод Средняя Азия – Центр.

        Потом был построен первый туркмено-иранский газопровод мощностью 8 млрд кубометров, а в 2010 году – еще один газопровод в Иран мощностью 12,5 млрд кубометров газа.

        И только в 2009 году к России и Ирану, единственным до этого покупателям туркменского газа, добавился еще и Китай. Туркмения договорилась поставлять туда по 30 млрд кубометров газа в течение 30 лет по введенному в строй трубопроводу Туркмения – Казахстан – Китай протяженностью 1800 км.

        После того как независимый аудит месторождения «Галкыныш» показал, что его запасы оцениваются в 26,2 трлн рублей, Туркмения еще активней стала искать новые рынки сбыта для своего газа. В частности, началось строительство второй нитки газопровода Туркменистан – Китай в рамках заключенного в 2011 году соглашения с КНР об увеличении поставок туркменского газа до 65 млрд кубометров в год.

        Также ведутся работы по проекту строительства газопровода ТАПИ (Туркменистан – Афганистан – Пакистан – Индия), и Туркмения поддерживает проект Nabucco – прямого конкурента газпромовского «Южного потока».

        Из партнера в конкурента

        Туркменистан еще в 2011 году начал добычу газа на Каспии. С увеличением объемов добычи возник вопрос увеличения объемов транзита. Однако Газпром, через чьи трубы туркменский газ может быть доставлен в Европу и Китай, отказался увеличивать объемы.

        Постепенно Туркмения из партнера России превращается в конкурента Газпрома. В частности, Ашхабад увеличивает поставки газа в Китай, пытаясь в том числе помешать планам Газпрома по доминированию на этом рынке. Правда, Китай для сбыта газа не очень выгоден для Туркменистана: цены на газ там значительно ниже, чем на европейском рынке.

        Неудивительно, что Туркмения жаждет поставлять газ в Европу без посредничества России, чем снова составит конкуренцию Газпрому. Кстати, о желании импортировать морским путем газ из Туркмении уже заявила Литва. Это станет возможным, как только Ашхабад закончит строительство СПГ-терминала и порта по его экспорту, заявили недавно литовские власти.

        Туркмения в качестве альтернативной поставки газа в Европу также рассматривает его транспортировку танкерами в столицу Азербайджана Баку, а оттуда по железной дороге – до портов Грузии на Черном море. Здесь газ будет снова перегружаться в танкеры.

        Туркменистан также обещает построить к 2015 году газопровод «Восток – Запад», который соединит туркменские шельфовые месторождения с азербайджанскими, а следовательно, откроет путь к ветке строящегося трубопровода Nabucco, который ориентирован на Европу.

        В Туркмении уже работают два СПГ-завода непосредственно на месторождениях (Наип и Багаджа). В 2009 году был построен первый туркменский морской СПГ-терминал на побережье Каспийского моря в порту Киянлы. Его пропускная способность рассчитана на 200 тыс. тонн СПГ в год. При этом производство СПГ в стране уже больше, а к 2030 году объем производства сжиженного природного газа планируется увеличить до 3 млн тонн. Пока основными импортерами туркменского газа являются Иран, Афганистан и Япония.

        «Инфраструктура для СПГ более дорогая, чем для трубопроводного газа. Зато для сжиженного природного газа не существует территориальной привязки, он может поставляться в любую точку мира. Если появится инфраструктура, то Туркмения будет поставлять газ туда, где более выгодно, где цена более высокая. Это может быть и Европа», – не исключает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

        «Последствия появления нового игрока на европейском рынке будут зависеть от объемов туркменского газа. При этом Газпром – не единственный игрок в Европе, он занимает только 25–27% рынка, есть еще Норвегия, Катар и другие. От прихода нового игрока в Европу будет меняться в целом ситуация на рынке, пострадает не один Газпром. Это явно не позитивная новость для всех, кто работает на европейском газовом рынке», – говорит Сергей Пикин.

        «Приход Туркмении в Европу увеличит предложение газа, что приведет к изменению динамики цен в сторону снижения. Но вряд ли новый игрок захочет сильно обрушить цены на газ, чтобы в итоге и у него самого не осталось никакой прибыли», – добавляет собеседник газеты ВЗГЛЯД.

        Впрочем, пока эксперты не видят серьезной беды для Газпрома в Европе со стороны туркменского газа. «Новый порт и терминал пока не представляют большой угрозы для Газпрома, так как Туркмения не обладает необходимой инфраструктурой для того, чтобы поставлять газ в Европу наравне с Газпромом. Если туркмены решатся построить газопровод через Каспий, тогда можно будет говорить о реальной угрозе», – говорит газете ВЗГЛЯД аналитик компании «Альпари» Анна Кокорева.

        Строительство трубопровода Nabucco еще только в проекте, поэтому поставки СПГ в Европу весьма ограничены, реальными рынками сбыта газа могут быть по-прежнему только Китай, Россия и Иран, добавляет эксперт.

        «Скорее инновации Туркмении можно назвать мелкой неприятностью, так как для европейских потребителей это еще один повод предъявить претензии Газпрому относительно стоимости газа», – отмечает Кокорева.


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............