Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
5 комментариевИз Туркмении дешевле
Китаю больше нравится туркменский газ, чем российский
Китай подписал соглашение об увеличении поставок природного газа из Туркменистана. Россия и Газпром не могут этого добиться от Поднебесной уже не один год. Все дело в том, что Туркмения предлагает топливо существенно дешевле. Китайцы заняли жесткую позицию по цене, но у России пока есть Европа, готовая платить больше.
Как заявил официальный представитель МИД КНР Лю Вэйминь, Китай подписал соглашение об увеличении поставок газа из Туркменистана на 25 млрд кубометров в год, в результате чего годовой объем поставок вырастет до 65 млрд «в ближайшем будущем», передает Bloomberg. Подписание соглашения также подтвердил, как передает Reuters, туркменский президент Гурбангулы Бердымухамедов.
Для России пока нет смысла спешить и делать значимые уступки и скидки Китаю. У Газпрома есть широкий круг потребителей голубого топлива, которые пока платят по высоким ценам
Обладающая четвертыми по величине запасами газа в мире Туркмения надеется ослабить зависимость от основного рынка – российского – за счет расширения поставок в Азию. Она начала экспортировать газ в Китай в конце 2009 года по новому трубопроводу Туркменистан – Узбекистан – Казахстан – Китай, мощность которого составляет 30 млрд кубометров голубого топлива.
В прошлом году экспорт в Китай составил оценочно 6 млрд кубометров, а в Иран – 14 млрд. Туркмения, потенциал добычи которой составляет около 75 млрд кубометров в год, пообещала в 2012 году нарастить объемы экспорта до 40 млрд кубометров в год. Туркмения планирует увеличить производство и продавать газ также Западной Европе, Индии и Пакистану.
За два года Туркменистан направил более 18 млрд кубометров газа в Китай, заявила в среду китайская компания CNPC.
С Россией Китай уже целое десятилетие ведет переговоры о том, чтобы построить трубопроводы между двумя странами и покупать российский газ. Аналогичные переговоры обе страны вели и в нефтяной сфере. Знаковым стало подписание в 2006 году ряда соглашений о развитии энергетической сферы между двумя странами. Стороны договорились о строительстве нефте- и газопроводов из Восточной Сибири в Китай.
По нефти дело до конца довести удалось. Китай еще в 2009 году дал кредит российским нефтяным компаниям, которые в обмен на это пообещали начать поставки в КНР по 15 млн тонн нефти каждый год в течение 20 лет из Восточной Сибири. Сделка состоялась. Правда, потом завязался конфликт по стоимости российского черного золота, которой Китай остался недоволен. Однако недавно сторонам удалось договориться и разрешить спор.
- Игорь Сечин: У газопровода Nabucco нет перспектив
- Ашхабад не обсуждает поставки для конкретных газопроводов
- Газпром заявил о готовности увеличить поставки в Индию
- Газпром и Китай не договорились
- Россия и Китай согласовали формулу цены на газ
Но вот газовый вопрос завис в воздухе. Китайская сторона заняла жесткую позицию по цене российского газа, требуя для себя самых низких цен. В итоге споры о том, сколько Китай будет платить за газ, продолжаются и по сей день.
Потенциал огромен
Китай как покупатель газа очень интересен России. По данным самого Газпрома, к 2020 году рост потребления Китаем газа предполагается на уровне 300–400 млрд кубометров в год. Вся Россия сейчас потребляет 500 млрд кубометров в год.
Пока Китай справляется собственными силами: в 2010 году он добыл 94 млрд кубометров собственного природного газа при потреблении 106 млрд кубометров. Однако запасов собственного газа у Китая мало, поэтому он и ведет переговоры с азиатскими странами и Россией. Кроме того, большинство ТЭС в Китае работают на угле, запасы которого в стране велики, однако от этого серьезно страдает экология. Решить экологическую катастрофу помог бы перевод ТЭС с угля на газ.
Для России поставки газа в Китай – это возможность диверсифицировать свой экспорт, который идет в основном на Запад. Европа переживает не лучшие времена, потенциал роста спроса на газ минимален, к тому же она грозится перейти на сланцевый газ и другие ресурсы.
«Китай принимал прямое участие в развитии газовых проектов в Туркменистане, выделял кредиты, у них уже есть договор на поставку газа. Туркменистан поставляет газ Китаю на более выгодных условиях, по более низкой цене. Поэтому с этой страной было проще всего договориться», – говорит отраслевой аналитик «ИФД Капиталъ» Виталий Крюков.
Кроме того, в этой сделке также имеется прямой интерес Туркменистана с точки зрения диверсификации поставок газа. «До последнего времени Туркменистан зависел от одного крупного потребителя газа – России. В целях обеспечения инвестиций в газовую отрасль нужно было найти нового потребителя газа. Им стал Китай», – добавляет эксперт.
#{smallinfographicleft=453056}У России же, по его словам, нет такой цели – любой ценой договориться о поставках газа в Китай. «На первом месте стоит выгодность поставок», – отмечает Крюков. «Этот газ Россия может продавать сейчас в другие страны по более выгодным ценам, почему в Китай мы должны поставлять по более низким ценам? Для России пока нет смысла спешить и делать значимые уступки и скидки Китаю. У Газпрома есть широкий круг потребителей голубого топлива, которые пока платят по высоким ценам», – считает эксперт.
Китаю тоже спешить некуда. «На ближайшие 10 лет у Китая проблем с газом не будет. Китай обеспечен среднеазиатским газом, покупает на споте сжиженный газ и имеет собственную добычу газа. Поэтому большого спроса на российский газ сейчас со стороны Китая и нет», – говорит эксперт из «ИФД Капиталъ».
Ссора
Тем временем Россия держит руку на пульсе в переговорах с Китаем, понимая высокий потенциал этого потребителя. На это намекает разгоревшийся на прошлой неделе политический скандал между Россией и Туркменией по поводу газа. Зампредседателя правления Газпрома Александр Медведев в интервью телеканалу «Россия» заявил, что Газпром не верит, что в Туркмении на самом деле обнаружено новое гигантское месторождение газа, которым официально похвастались туркменские власти.
Напомним, что 11 октября британская компания Gaffney, Cline Associates заявила, что по итогам аудита запасов крупнейших газовых месторождений Туркмении (Южный Елотен-Осман, Минара и Яшлар) были подтверждены геологические запасы объемом 26,2 трлн кубометров газа. Причем эти данные могут быть вскоре увеличены, так как аудит был проведен пока еще не на всем месторождении Южный Елотен-Осман. Отталкиваясь от этих данных, Ашхабад оценил свои суммарные ресурсы в 71,21 млрд тонн условного топлива.
18 ноября президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов подписал постановление, по которому эта гигантская нефтегазоносная зона получила название газовое месторождение Галкыныш, что в переводе означает Возрождение.
«Мне кажется, что оснований для таких заявлений нет. С учетом того что реального аудита и отчета о его проведении как не было, так и нет. Конечно, газ в Туркменистане есть. Но новые месторождения непростые, нуждаются в сложных технологиях добычи», – заявил Александр Медведев из Газпрома в прошлую пятницу на телеканале «Россия».
Он аргументировал свое мнение тем, что в Газпроме хорошо знакомы с данными геологоразведки советского времени, когда была заложена база газовой отрасли Туркменистана.
На это МИД Туркменистана заявил, что рассматривает «публичные высказывания господина Александра Медведева как очередную неуклюжую попытку искажения реальной ситуации, касающейся природно-ресурсного потенциала Туркмении, в частности его газовых запасов».
«С учетом того что в Китае низкий уровень насыщения и объемы потребления газа растут каждый год двузначными цифрами (20%), рынка на всех хватит», – считает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. «Даже хорошо, что Китай увеличивает свои поставки газа, пусть и из Туркмении. Тем самым страна увеличивает темпы роста потребления», – считает он.