Основную часть российских команд до сих пор полностью или частично финансируют из бюджета регионов, тогда как во всей Европе (даже в Румынии или Албании) такой практики просто нет. Стоит ли ожидать финансового оздоровления российского футбола?
4 комментарияЗа геополитическую плату
Россия получает в собственность киргизскую ГТС
Газпром получит в собственность газотранспортную систему Киргизии за символическую плату и обещает вложить 20 млрд рублей в ее модернизацию. Экономические выгоды от помощи беднейшей стране в СНГ сомнительны, зато энергетическая зависимость от России делает республику более послушной. Прекращение предоставления базы Манас американским военным – лишь первый шаг в этом направлении.
Правительство РФ одобрило проект межправительственного соглашения между Россией и Киргизией о сотрудничестве в сфере транспортировки, распределения и реализации природного газа на территории Киргизии, говорится в распоряжении, опубликованном на сайте правительства.
Для России приобретение киргизской ГТС имеет в первую очередь политическое значение
Согласно соглашению, киргизская сторона должна учредить 100-процентное дочернее ОАО «Кыргызгаз» и передать ему все принадлежащие Кыргызгазу газопроводы, газораспределительные станции, подземные хранилища газа, земельные участки и иное имущество, права и интересы, оговоренные в проекте соглашения.
Проект соглашения был подготовлен Минэнерго России и заключается на 25-летний период.
Газпром заключает договор о покупке 100% Кыргызгаза за один доллар. Россия со своей стороны гарантирует инвестиции в модернизацию и реконструкцию газовой инфраструктуры в размере не менее 20 млрд рублей (613 млн долларов) в течение пяти лет.
Покупка Газпромом Кыргызгаза обсуждалась еще с 2003 года. Причем Киргизия хотела продать только часть своей ГТС и за реальную цену. По экспортным оценкам, стоимость активов Кыргызгаза оценивалась в 20 млн долларов. Однако стороны так и не договорились. В 2012 году появились подвижки по этому вопросу. Киргизия предложила Газпрому 75% Кыргызгаза с обязательством инвестировать 500 млн долларов.
Символическая цена в один доллар объясняется тем, что Газпрому еще нужно будет погасить долги Кыргызгаза, которые в прошлом году оценивались в 38 млн долларов. Кроме того, как сообщала местная пресса, Киргизия в обмен на ГТС требует от России не только вложить средства в модернизацию трубопроводов, но и обеспечить бесперебойную поставку газа.
Дело в том, что Киргизия фактически полностью импортирует газ для своих нужд. По данным Кыргызгаза, страна потребляет около 800 млн кубометров газа ежегодно, тогда как сама добывает только 2% от запросов. При этом почти весь газ в республику поставляется из Узбекистана и Казахстана.
- Мороз вынудил Киргизию продать свой актив Газпрому
- Россия и Киргизия заключили соглашение по военной базе
- Парламент Киргизии денонсировал соглашение по "Манасу"
- Россия решила усилить свою базу в Канте
- В Киргизии введен режим ЧП из-за массовых беспорядков
Однако из-за огромной задолженности Киргизии перед Казахстаном и Узбекистаном и увеличения собственных потребностей возникла угроза, что уже в этом году поставки газа могут быть сорваны. В декабре Киргизия пережила энергетический кризис, когда Казахстан вдвое сократил поставки газа в северные области страны.
«Киргизии деваться некуда – ей нужны гарантии поставок газа, и похожая ситуация наблюдается по поставкам нефтепродуктов. За это они вынуждены расплачиваться собственностью. Для Киргизии это неплохой и практически единственный выход», – считает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
Об экономической выгоде Газпрома от приобретения киргизской ГТС говорить сложно. С одной стороны, стратегия Газпрома заключается в желании входить в акционерный капитал компаний, занимающихся продажами газа. В свое время Газпром совершил подобную сделку в Армении. Газпром также сможет нарастить поставки газа в Киргизию.
Однако здесь возникает другая проблема – возможные неплатежи со стороны Киргизии. «Киргизия – беднейшая страна СНГ с объемом ВВП около 5 млрд долларов. Поэтому у России обязательно будут трудности с получением оплаты за поставляемый газ Киргизии. Однако геополитические соображения перевешивают возможные экономические потери», – говорит газете ВЗГЛЯД начальник аналитического отдела ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Николай Подлевских.
Плюс энергетически зависимая от России Киргизия будет более лояльна и к российскому бизнесу. А в республике находятся разведанные еще во времена Советского Союза запасы нефти и газа. При этом собственная добыча в Киргизии крайне низкая, хотя запасы только газа составляют около 6 млрд кубометров, а возможно, и больше. Газпром уже присмотрел для себя два интересных месторождения в южных областях Киргизстана: «Майли-Суу-4» и «Кугарт». Ожидается, что разработка этих залежей позволит республике обеспечивать внутренние потребности в природном газе.
Политические выгоды от сделки более очевидны. «Для России приобретение киргизской ГТС имеет в первую очередь политическое значение, поскольку будет прочно привязывать страну и ориентировать ее на евразийское сотрудничество. Как доказательство такого вектора движения Киргизия прекращает предоставление базы Манас Соединенным Штатам», – говорит Николай Подлевских.
Авиабаза США, позднее переименованная в Центр транзитных перевозок, была создана в декабре 2001 года и является основным транспортным и логистическим узлом для перевозки грузов и переброски сил антитеррористической коалиции в Афганистан.
Буквально в конце июня этого года парламент Киргизии принял решение не продлевать соглашение о размещении американских военных в республике, которое заканчивается в середине 2014 года. При этом правительство не объясняет, как собирается восполнить выпадение из бюджета 60 млн долларов, которые Киргизия ежегодно получает от США за размещение авиабизы.
К этому решению Киргизия шла давно. Первая попытка закрыть авиабазу в США в 2009 году так и не была реализована. «Толчком стали те соглашения, которые были подписаны между Кыргызстаном и РФ, в том числе по финансированию Нарынского каскада ГЭС. А закрытие авиабазы Манас было одним из условий России», – считает ведущий эксперт по внешнеполитическим проблемам Центра стратегических исследований Таджикистана Вафо Ниятбеков, передает «Азия-плюс».
По его мнению, на повестке дня может стоять вопрос об открытии российской военной базы в Оше. «Открытие РВБ в Оше – это, в принципе, один шаг по реализации военной стратегии России в Центральной Азии», – считает Ниятбеков.
Вступление Киргизии в Таможенный союз теперь тоже можно считать делом решенным. Кроме того, это облегчает создание в будущем Евразийского союза. По словам немецкого эксперта в сфере внешней и энергетической политики России Кристиана Випперфюрта, Россия говорит о реинтеграции постсоветского пространства с 1993 года, однако за 20 лет не предпринимала никакой активности в этом направлении. «И только в последние годы Россия поняла, что если она не предпримет усилий в Средней Азии, то ее место займет Китай», – заявил в начале года эксперт.