Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

3 комментария
Марк Лешкевич Марк Лешкевич Вторая мировая война продолжается

Диверсии, саботаж, радикализм – стандартные методы Запада в борьбе против нашей страны, которую в ходе холодной войны он использовал на полную катушку и продолжает использовать сейчас.

3 комментария
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Война как способ решить финансовые проблемы

Когда в Штатах случается так называемая нехватка ликвидности, по странному стечению обстоятельств где-то в другой части мира нередко разгорается война или цветная революция. Так и хочется прибегнуть к известному мему «Совпадение? Не думаю!».

6 комментариев
8 апреля 2013, 19:35 • Экономика

Лишних денег нет

Минфин предложил сократить число бюджетных учреждений

Лишних денег нет
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Ольга Самофалова

Количество финансируемых из бюджета учреждений – например, школ, больниц и библиотек – может быть сокращено. Это прямо следует из выступления министра финансов Антона Силуанова. Подсократить расходы могут и на мегапроекты типа чемпионата мира по футболу и Олимпиады в Сочи, не исключают экономисты. Все это связано с замедлением роста отечественной экономики.

Премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая на расширенной коллегии Министерства финансов, призвал правительство экономить в связи с серьезным замедлением роста отечественной экономики. В феврале 2013 года ВВП РФ вырос всего на 0,1%, а в январе – феврале – приблизительно на 0,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Происходящие в Европе события лишний раз доказывают, насколько внимательно нужно относиться к расходам и проблемам бюджетной консолидации

«Основные причины – они понятны – это снижение производства, которое продолжается второй месяц подряд, к сожалению, низкая динамика строительства, розничной торговли и объемов платных услуг, а также замедление, как следствие всего этого, общей инвестиционной деятельности», – пояснил премьер.

Жить по средствам

Жесткое соблюдение бюджетного правила – это необходимое условие макростабильности, считает Медведев. Потому что это правило делает параметры бюджетной политики независимыми от текущих колебаний цен на нефть и защищает экономику от внешних шоков. По его словам, происходящие в Европе события лишний раз доказывают, насколько внимательно нужно относиться к расходам и проблемам бюджетной консолидации.

«Бюджетное правило» предполагает направление нефтегазовых доходов бюджета в Резервный фонд. Только после достижения нормативной величины Резервного фонда в размере 7% от ВВП дополнительные нефтегазовые доходы могут направляться в Фонд национального благосостояния и на финансирование инфраструктурных проектов (но не более 50% допдоходов).

Глава Минфина Антон Силуанов поддерживает этот подход. По его словам, бюджет страны, состоящий наполовину из нефтегазовых доходов, вообще не может иметь дефицита, «в противном случае создаются чрезмерные риски невыполнения принятых обязательств», передает «Бизнес-ТАСС».

При этом надо учитывать, что в текущем году наблюдается рецессия в еврозоне. «Нельзя исключить обострения кризиса в Испании и Италии, расточительной бюджетной политикой эти страны загнали себя в тупик», – признал он. «Поэтому хочу еще раз подчеркнуть, что противопоставление «бюджетных правил» достижению стратегических целей государственной политики необоснованно», – подчеркнул Силуанов. «Мы все должны жить по средствам», – отметил он.

Дмитрий Медведев считает необходимым провести анализ и, если потребуется, скорректировать ранее принятые решения в связи с серьезным замедлением роста отечественной экономики. «Считаю, что, конечно, нам нужно отказаться на ближайшее время от того, чтобы использовать в своей аргументации, как это иногда наши министерства делают, тезис о том, что мы сможем выполнить базовый вариант программы только при обеспечении дополнительного финансирования», – заявил глава правительства. По его словам, основные параметры программы должны выполняться за счет базового финансирования.

Силуанов, выступая на коллегии, подтвердил, что сейчас нет возможностей для серьезного увеличения расходных статей бюджета. «Они могут появиться только в случае перераспределения действующего объема бюджета. Такие предложения мы готовим и обсуждаем в правительстве, считаем, что именно таким путем надо двигаться», – сказал Силуанов, передает «Прайм».

Зато у РФ нет проблем с большим госдолгом, как у европейских государств. «Это крайне выгодно отличает (Россию) от большинства государств. Российский госдолг составляет около 10% ВВП», – отметил председатель правительства. Такой показатель необходимо сохранить, считает он. «В условиях бездефицитного бюджета величина долга к ВВП, по нашим прогнозам, не должна расти», – уверил Силуанов.

Меры

Минфин обозначил несколько мер, которые могут помочь бюджету в условиях замедления российской экономики и сокращения доходов. В частности, Силуанов предлагает подумать над возможностью повысить ставки акцизов на нефтепродукты для наполнения дорожных фондов. Это необходимо для того, чтобы компенсировать снижение поступлений на 100 млрд рублей, которое ожидается в связи с переходом на четвертый и пятый классы бензина.

«Надо подумать над комплексным решением этого вопроса, не только путем повышения ставок акцизов на нефтепродукты, но и с помощью других механизмов: модификации экспортной пошлины на нефтепродукты, возможно, повышения некоторых других налогов на нефтяной сектор. Соответствующие подходы сейчас прорабатываются», – заявил он на расширенной коллегии министерства.

Кроме того, Силуанов предложил еще раз провести инвентаризацию бюджетных учреждений и сократить их количество, т. к. оно «зашкаливает». По его словам, необходимо выявить неэффективные бюджетные учреждения, от которых можно отказаться, сэкономив тем самым бюджетные ресурсы.

В число бюджетных учреждений входят многие учреждения здравоохранения, культуры и образования, в том числе школы и библиотеки, финансируемые государством. Однако армия и силовые структуры с 2010 года не входят в это понятие, а относятся к казенным учреждениям.

Минфин предлагает законодательно закрепить обязанности федеральных органов исполнительной власти формировать единые базовые перечни государственных и муниципальных услуг в соответствующих отраслях. На их основе будут формироваться госзадания. Во-вторых, говорит Силуанов, должны быть введены единые нормативы затрат на оказание той или иной услуги, что повысит эффективность госучреждений. Соответствующие поправки планируется принять уже в этом году.

По словам Медведева, планируется также сократить расходы на закупку товаров для госнужд на 5%.

Пути выхода 

#{intervieweco}Правительство правильно делает, что ограничивает свои расходы и ищет дополнительные источники для пополнения бюджета в условиях ухудшающейся конъюнктуры.

«Снижение роста экономики неминуемо отразится на наполняемости бюджета. Особенно большой негативный вклад дает снижение цен на нефть, которые за последние недели потеряли уже более 15 долларов за баррель. Такое снижение нефтяных цен еще даст с запозданием снижение объема собираемых экспортных пошлин», – говорит газете ВЗГЛЯД начальник аналитического отдела ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Николай Подлевских.

Меры по сокращению числа бюджетных организаций можно рассматривать как меры по сокращению расходов. «Однако здесь добиться быстрого и значимого эффекта вряд ли получится», – считает Подлевских.

«Не думаю, что расходы на бюджетные учреждения ложатся непосильным грузом на бюджет страны. Скорее это задача, выполнив которую, можно получить сразу несколько положительных эффектов: высвободить бюджет, сократить бюрократический аппарат и постепенно перевести часть бюджетных учреждений на рыночные рельсы», – считает аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Антон Сороко.

«Наиболее очевидной статьей сокращения расходов будут дополнительное финансирование и целевые программы. Возможно подрезание расходов на «мегапроекты», которые высасывают из бюджета приличные деньги. В том числе расходы на проекты по подготовке к чемпионату мира по футболу», – отмечает экономист.

«В доходной части бюджета самым простым вариантом является увеличение хорошо собираемых налогов. Предлагалось рассмотреть увеличение акцизов на бензин. Прозвучали предложения по увеличению пошлин на нефтепродукты. Вполне возможно увеличение прессинга на газодобывающие, металлургические компании. Следующим этапом станут меры по увеличению собираемости более трудных налогов. Если ситуация будет усложняться, то дойдет и до увеличения прессинга на средние и малые предприятия», – полагает Подлевских.

«Правительство неоднократно заявляло, что никакого повышения налогов (для рядовых граждан) в ближайшее время не произойдет, поэтому остается только один из классических вариантов борьбы с дефицитом – сокращение расходов и небольшое повышение нагрузки на крупные предприятия. В такой ситуации стране действительно требуется «играть на опережение», чтобы не столкнуться с проблемой существенного бюджетного дефицита», – считает Сороко.

Впрочем, отмечается положительный тренд для российский экономики – ослабление национальной валюты. «Снижение рубля сможет немного ослабить давление импорта на российского производителя, особенно если это ослабление станет долгосрочным трендом», – отмечает экономист. Однако ослабление рубля, так же как и ожидаемое снижение ставки рефинансирования, будет приводить к росту инфляционных ожиданий, добавляет он.

Не хватает полтриллиона рублей

В понедельник Силуанов сообщил, что в первом квартале этого года дефицит бюджета составит 0,9%, такой же уровень ожидается по итогам года. «Оснований для пересмотра параметров бюджета пока нет», – уверил он.

Газета ВЗГЛЯД ранее писала, что федеральный бюджет на 2013 год может недополучить доходы почти на 500 млрд рублей из-за неожиданно большого объема возмещения НДС и «неправильной» приватизации. Это 3,9% от запланированных доходов, что является существенными потерями.

Такое выпадение доходов может привести к росту дефицита бюджета вдвое с 0,8% ВВП до 1,5% ВВП, подсчитывали эксперты. Правда, даже в этом случае дефицит бюджета все равно останется низким по сравнению с большинством европейских стран.

Дополнительные нефтегазовые доходы в размере 230 млрд рублей, которые планируется получить в этом году, в бюджет не попадут из-за жесткого бюджетного правила (эти средства направят в Резервный фонд). Однако ранее Силуанов говорил, что Минфин надеется найти эти 500 млрд рублей, чтобы выполнить план по бюджету, за счет ускорения приватизации ряда активов (в частности, аэропорта Шереметьево и авиакомпании «Аэрофлот»).

Напомним, что в бюджете на 2013 год больше всего расходов направлено на социальную политику (29,6%), на национальную оборону (16%) и на национальную безопасность и правоохранительную деятельность (15,2%). По оценке Счетной палаты, расходы на услуги органов госуправления в 2012 году составили 2,6% ВВП, а в 2013 году вырастут до 2,9% ВВП.

Основная часть доходов будет поступать за счет уплаты налога на добавленную стоимость (31,9%), таможенных пошлин (34,2%) и налога на добычу ископаемых (18,3%). При этом, по оценкам некоторых экспертов, в результате массового уклонения от уплаты налогов государство ежегодно недополучает до 30% причитающихся к уплате обязательных платежей, говорится в докладе Счетной палаты.

..............