22 февраля, суббота  |  Последнее обновление — 10:09  |  vz.ru
Разделы

От сжигания покрышек Украина дошла до сожжения людей

Анна Долгарева, журналист, поэт, военный корреспондент
Больны, конечно, не эвакуированные, тем более что нет причин не верить заявлениям минздрава. Больны все эти Васыли, незыблемо уверенные в своем праве уничтожать то, что им не нравится. Больна Украина. Подробности...
Обсуждение: 44 комментария

Пора говорить о новом общественном договоре

Вадим Жарко, заместитель председателя комиссии по территориальному развитию и местному самоуправлению Общественной палаты Российской Федерации, директор по развитию АНО «Центр ПРИСП»
Уже больше месяца страна живет в совершенно другом ритме. И медийка, и экспертное сообщество, как умеют, обсуждают три вектора, которые смогли для себя выделить – демографию, Конституцию и смену правительства. Путин в очередной раз всех удивил. Подробности...
Обсуждение: 28 комментариев

За шесть лет украинцы ускакали в средневековье

Андрей Медведев, Политический обозреватель
Вообще, людям, эвакуированным из Китая, повезло. Их автобусы закидали камнями. Могли бы сразу «коктейлями Молотова». По традиции, так сказать. И поржать потом в соцсетях. Подробности...
Обсуждение: 23 комментария

    На Украине начались массовые беспорядки из-за коронавируса

    Под Полтавой произошли драки полиции и митингующих, выступающих против эвакуации из пораженного эпидемией Китая украинцев. Погромщики забрасывали автобусы с эвакуированными камнями, строили огненные баррикады. Как заметил доктор Комаровский, Украину охватил небывалый кризис морали
    Подробности...

    Рекордное наводнение произошло в штате Миссисипи

    Самое мощное за последние 37 лет наводнение произошло в американском штате Миссисипи. Из-за многочисленных ливней из берегов вышла река Перл, которая проходит по меньшей мере через 14 крупных городов штата. Объявлено чрезвычайное положение
    Подробности...

    В День святого Валентина человечеству напомнили о численности

    В день Святого Валентина американский Центр биологического разнообразия раздаст бесплатно 40 тысяч упаковок презервативов парам, привлекая внимание к росту численности населения как фактору угрозы для дикой природы
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Обыски начались в номерах участников ЧМ по биатлону Логинова и Гараничева

        Главная тема


        Россия заработает на белорусских нефтезаводах

        «небольшие учения»


        США сымитировали ядерный удар по России

        морское право


        Арбитраж в Гааге заявил о своем праве рассматривать иск Украины против России

        Кандидат в президенты


        Берни Сандерс обратился к Путину

        Видео

        транзит нефти


        Минск готов остановить «Дружбу» из-за премии российским нефтяникам

        «хитрость» атлантистов


        Запад разглядел в России и Китае новые угрозы

        инициативы Зеленского


        К чему приведут новые предложения о «мире в Донбассе»

        раскол православия


        Москва и Иерусалим объединяются против «восточного папизма» Константинополя

        Самое лучшее


        Евгений Фатеев: Вообще-то мы очень богатые люди

        Другой ритм


        Вадим Жарко: Пора говорить о новом общественном договоре

        Эвакуация


        Анна Долгарева: От сжигания покрышек Украина дошла до сожжения людей

        викторина


        Чем Россия обязана полякам?

        на ваш взгляд


        Готовы ли вы проголосовать за музыканта Сергея Шнурова на каких-либо выборах?

        Еще не поздно

        Россия постепенно реанимирует крупнейшие советские долгострои

        9 ноября 2012, 18:10

        Текст: Ольга Самофалова

        Версия для печати

        В условиях вечной мерзлоты Приполярья заработал один из советских долгостроев – Уренгойская ГРЭС. Недавно пустили первые агрегаты другого долгостроя – Богучанской ГЭС на Ангаре. Россия стремится реанимировать проекты, замороженные после развала Союза. Однако многие советские долгострои могут превратиться в российские, предупреждают эксперты.

        Госэнергохолдинг «ИнтерРАО» запустил Уренгойскую ГРЭС, стоимость которой оценивается в 24,5 млрд рублей. Она расположена на берегу озера в 70 километрах южнее Полярного круга в условиях вечной мерзлоты.

        Это самый мощный энергоблок из построенных на севере России. Его запуск должен решить проблемы энергодефицита севера Тюменской области, обеспечить стабильность электроснабжения в узлах Северного района и надежность электроснабжения газовых месторождений, передает Reuters.

        Уренгойская ГРЭС – яркий представитель советского долгостроя. Электростанцию начали строить еще в 80-х годах прошлого века, но стройка была заморожена в середине 90-х из-за отсутствия средств. Сначала планировалось, что ОГК-1 найдет деньги на этот и другие проекты в ходе продажи госдоли частному инвестору наряду с распродажей других генерирующих компаний в рамках реформы отрасли.

        Однако покупателя, гарантирующего необходимые инвестиции в ОГК-1, так и не нашлось, и после ликвидации РАО ЕЭС госпакет в более 60% был расписан между наследниками холдинга – РусГидро и ФСК, а впоследствии контроль достался ИнтерРАО. Он нашел для Уренгойской ГРЭС деньги в госбанке и реанимировал проект. Кредит на строительство станции, оценивавшейся в 24,5 млрд рублей, предоставил Внешэкономбанк, купив акции допэмиссии ИнтерРАО в 2010 году на сумму примерно в 21 млрд рублей.

        С июля 2010 года на станции началось строительство, генеральным подрядчиком выступил Технопромэкспорт. ОГК-1 в этом году перестала существовать, присоединившись наряду с другой «дочкой» ИнтерРАО – ОГК-3 – к материнской компании.

        Богучанская ГЭС

        Советских долгостроев, реализуемых в современной России, довольно много. В числе реализованных – Богучанская ГЭС.  5 октября 2012 года были запущены первые агрегаты этой гидроэлектростанции на Ангаре в Красноярском крае. Это долгострой с 70-х годов. Тогда планировалось, что первый ток станция даст уже в 1992 году. Однако после того как в 80-х годах резко упали цены на нефть, а потом развалился СССР, строительство электростанции полностью остановилось. Даже несмотря на то, что самая дорогостоящая часть ГЭС – плотина – уже была готова более чем наполовину.

        Вспомнили о долгострое только в 2006 году и только потому, что Русалу Олега Дерипаски потребовался мощный источник дешевой электроэнергии для строительства своего нового металлургического завода. В итоге Русал стал соинвестором строительства Богучанской ГЭС вместе с государственным ГидроОГК, нынешней РусГидро. Однако вскоре между партнерами разгорелся конфликт из-за сроков строительства завода, к которому был привязан проект возведения ГЭС. И стройка снова заморозилась.

        Снова о Богучанской ГЭС вспомнили в 2009 году после аварии на крупнейшей Саяно-Шушенской ГЭС, которая обеспечивала десятую часть потребностей Сибири в электроэнергии. На ее полное восстановление может потребоваться более 10 лет, поэтому в начале 2010 года госкорпорация «Внешэкономбанк» дает 50 млрд рублей РусГидро и Русалу, чтобы они все-таки реанимировали долгострой до конца. И к осени 2012 года заработали два из девяти гидроагрегатов Богучанской ГЭС.

        А вот проекту Чебоксарской ГЭС на Волге повезло меньше. Начатое в 1968 году строительство гидроузла так и не завершено до сих пор в связи с противоречиями между тремя регионами по поводу оптимальной отметки уровня воды водохранилища. Беда в том, что эта ГЭС располагается на территории трех субъектов Федерации: республик Чувашия и Марий Эл, а также Нижегородской области.

        Взгляд на восток

        О многих масштабных инфраструктурных проектах-долгостроях говорилось на саммите АТЭС. Эти проекты касаются, прежде всего, развития востока России и транспортного коридора между Европой и западом с участием России, говорит газете ВЗГЛЯД ведущий эксперт «Инжиниринговой компании «2К» Сергей Воскресенский. В числе этих проектов железнодорожные магистрали Транссиб и БАМ-2, газопровод в Корею, северный морской путь из Европы в Азию, железная дорога из России в Корею, развитие автомагистралей на востоке России.

        Из глобальных долгостроев можно вспомнить проект поворота сибирских рек в сторону Средней Азии. Несколько лет назад этот проект снова активно обсуждался, однако воз и ныне там.

        Возврат к этим проектам, разработанным еще в СССР, стал возможен за счет стремительного развития стран АТР, считает эксперт. «Сегодня Россия постепенно диверсифицирует свои торговые отношения в сторону востока, для чего необходима мощная и эффективная инфраструктура, которая будет основана на имеющейся ресурсной базе. В итоге правительство реанимировало советские долгострои», – отмечает Воскресенский.

        Однако, по его мнению, реализация проектов в СССР и сегодня – это две большие разницы. «Если в Советском Союзе многое было основано на идеологии и политических мотивах, то сегодня в первую очередь необходима ясная экономическая перспектива. Однако пока добиться ее чрезвычайно сложно, здесь показательны российско-китайские переговоры по ценам на газ и, соответственно, по проекту строительства газопровода из РФ в КНР. Поэтому советские долгострои могут превратиться в российские», – не исключает собеседник газеты ВЗГЛЯД.

        Советское наследие

        К числу реализованных долгостроев из СССР можно отнести также проект строительства комплекса защитных сооружений от наводнений в Санкт-Петербурге. Его строительство началось еще в 1979 году, однако через восемь лет было остановлено из-за недостатка финансирования. Проект был реанимирован только в 2006 году благодаря целевой программе, и в августе 2011 года комплекс ввели в строй.

        В некотором роде советским долгостроем можно назвать проект создания системы ГЛОНАСС, который начал развиваться еще в 80-х годах. Первый спутник ГЛОНАСС был выведен на орбиту еще Советским Союзом в октябре 1982 года. К декабрю 1995 года на орбите было уже 24 таких спутника. Однако из-за недостатка финансирования к 2001 году число российских спутников на орбите сократилось до шести.

        Далее начался второй этап – восстановление потерянных позиций. В 2001 году была принята федеральная целевая программа «Глобальная навигационная система», по которой планировалось полностью покрыть территорию России к началу 2008 года. В итоге к 2008 году число спутников на орбите было доведено до 18, а к марту 2010 года – до 21. Сейчас число спутников на орбите уже доведено до 31, однако используются по назначению 24.

        В числе долгостроев, которые государство обещает реализовать, но судьба которых пока не до конца ясна, проект строительства тоннеля под Беринговым проливом для соединения железной дорогой России и США.

        Среди инфраструктурных долгостроев, возможно, не столь масштабных, можно назвать также строительство региональной автодороги Котлас –  Сольвычегодск – Яренск протяженностью 221 километр, связавшей Архангельскую область и Республику Коми, указывает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

        Этот важный проект на севере страны завершился буквально в середине октября этого года. Между тем строительство этой трассы началось еще в конце 80-х годов прошлого столетия в рамках программы «Дороги Нечерноземья». Однако с распадом СССР эта программа перестала существовать, финансирование проекта прекратили, и строительство дороги остановилось почти на 10 лет. Только благодаря целевой программе Архангельской области долгострой стали реанимировать.

        Недостроенной также осталась Усть-Среднеканская ГЭС в Магаданской области, проект которой реализуется с 1991 года. Пока так и не закончено строительство аэропорта Омск-Федоровка, которое началось еще в 1983 году, отмечает Баранов.

        «Советских долгостроев достаточно много – и это не обязательно масштабные инфраструктурные проекты, – говорит Сергей Воскресенский. – Это производственные объекты разного масштаба, особенно много среди долгостроев зданий социального назначения – такие объекты есть или были практически в каждом городе, есть также совместные проекты, которые осуществляются со времен СССР, например российско-украинский проект военного транспортного самолета Ан-70».

        «Строительство объектов в советское время прекращалось не потому, что они оказались не нужны или были выявлены какие-то стратегические ошибки. Менялась экономическая и политическая ситуация, и такие проекты отодвигались на задний план, потому что нужно было решать более важные проблемы. Практически все эти проекты не ставились новыми властями под сомнение, а их реализация лишь откладывалась до лучших времен», – говорит Дмитрий Баранов.

        «Все долгострои имеют право на существование, и даже вряд ли потребуется снижать их первоначальные мощности, которые были рассчитаны на весь СССР. Сейчас эти мощности могут быть востребованы и внутренним рынком, и использоваться при экспортных поставках», – добавляет эксперт. Другое дело, что для завершения строительства объектов надо, чтобы у них появился реальный хозяин, и неважно, будет это государство или частная компания.


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............