Ирина Алкснис Ирина Алкснис Для государства коррупция – опасный конкурент

Полностью искоренить коррупцию невозможно. Наилучшим решением является не кристально честный человек на должности, а такая управленческая система, в которую борьба с коррупцией заложена по умолчанию и не зависит от руководящих указаний.

7 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

37 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
16 августа 2010, 19:28 • Экономика

«Требуются сотни бредовых документов»

Николай Путятин: Таможня требует сотни бредовых документов

«Требуются сотни бредовых документов»
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Полина Спелова

«Этот вопрос нужно выносить на уровень правительства», – рассказал газете ВЗГЛЯД начальник отдела таможенного оформления компании Smart Logistic Group Николай Путятин. По его мнению, развиваться внешнеэкономической деятельности мешают одиозные таможенные правила России.

В понедельник министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина на совещании по вопросам инвестиционного климата заявила, что Россия  проигрывает Белоруссии и Казахстану по международным рейтингам, касающимся таможенных процедур.

Требуются сотни совершенно бредовых и никому не нужных документов, чтобы завезти банальные дрова

Главные претензии – это отсутствие прозрачности таможенного администрирования, который определяется количеством документов для оформления грузов и количеством дней для прохождения так называемой таможенной очистки.

О том, какие таможенные правила действительно тормозят внешнеэкономическое сотрудничество, газете ВЗГЛЯД рассказал начальник отдела таможенного оформления компании Smart Logistic Group Николай Путятин.

ВЗГЛЯД: В понедельник министр экономического развития России Эльвира Набиуллина заявила, что Россия проигрывает Белоруссии и Казахстану по международным рейтингам, касающимся таможенных процедур. Как вы можете объяснить такую оценку?

Николай Путятин: Не может быть такого, чтобы впереди России были Казахстан и тем более  Белоруссия с ее коррупционной составляющей.

ВЗГЛЯД: Главная претензия предъявляется к процедуре досмотра груза. Если в России досмотру подвергается до 44% грузов, то в США и Германии – всего лишь 3%. На самом деле это так?

Н.П.: Это сложно сказать. Вообще подсчитать, сколько грузов подвергается досмотру, практически невозможно. Есть правила, по которым определенные грузы будут подвергаться досмотру в любом случае, а есть такие грузы, по которым проверка не требуется. То есть таможенники досмотр не будут проводить, если по всем документам не требуется обязательный досмотр.

Кроме того, досмотр – это не самое страшное, он проводится довольно быстро, без каких-либо эксцессов. К этой функции вообще никаких претензий нет.

ВЗГЛЯД: Указывается еще отсутствие прозрачности таможенного администрирования. То есть импортеры жалуются, что таможня запрашивает большое количество документов. Так ли на самом деле обстоят дела?

Н.П.: Ну уж, не без этого. Сколько документов требует российская таможня, больше никто не требует.

ВЗГЛЯД: То есть это основная проблема?

Н.П.: Конечно, требуются документы, которые вообще никому не нужны. К примеру, чтобы задекларировать поставку древесины из Финляндии необходимо предоставить прайс-лист завода изготовителя, заверенный торгово-промышленной палатой страны-импортера. Притом что таможня использует свои цены. Требуются сотни совершенно бредовых и никому не нужных документов, чтобы завезти банальные дрова. В этом пункте логика таможенного оформления вообще отсутствует. Я не понимаю, почему участники внешнеэкономической деятельности не соберутся и коллективно не решат эту проблему. Этот вопрос нужно выносить на уровень правительства. Меня как работника таможенного терминала это мало волнует, но если бы я занимался бизнесом, то этот вопрос я поднял бы давно.

Начальник отдела  таможенного оформления Smart Logistic Group Николай Путятин считает, что  правительство должно вмешаться в изменение таможенных процедур (фото:  из личного архива)

Начальник отдела таможенного оформления Smart Logistic Group Николай Путятин считает, что правительство должно вмешаться в изменение таможенных процедур (фото: из личного архива)

ВЗГЛЯД: А таможенникам это ведь тоже неудобно?

Н.П.: Правильно. Если в других странах груз задерживается на полчаса, то у нас проверка может длиться несколько дней.

ВЗГЛЯД: Кстати, а примерно на сколько у нас задерживается груз на таможне?

Н.П.: Груз на таможне может стоять и неделями. Причем платит за все импортер – за стоянку, простой, неустойки транспортным фирмам, за хранение. В результате потом после растаможки товар получается золотым. Отсюда и ответ на вопрос, почему в России такие высокие цены.

ВЗГЛЯД: Каким образом импортеры выходят из этой ситуации, неужели каждый раз судятся?

Н.П.: Люди судятся с таможенными органами, чтобы доказать стоимость товара. К примеру, я имею долгосрочные партнерские отношения, которые позволяют мне приобретать товар уже со скидками, а пошлину мне приходится платить с той стоимости, которая заложена в прайс-листе российской таможни. Это несправедливо.

Причем суд всегда встает на сторону импортера. Но это долго, и многие предпочитают сразу заплатить и не думать.

ВЗГЛЯД: А много компаний, которые идут в суд, чтобы доказать свою цену?

Н.П.: Очень мало. Людям надо быстрее получить товар и реализовать, получить прибыль.

ВЗГЛЯД: А какая разница в ценах производителя и нашей таможенной службы?

Н.П.: От десятков центов до десятков долларов.

ВЗГЛЯД: Ну, в принципе немного?

Н.П.: Да вы что, такая разница на килограмм продукции. Фура весит 20 тонн, соответственно несколько центов по факту обернутся в несколько тысяч долларов.

ВЗГЛЯД: Что же нужно сделать, чтобы усовершенствовать нашу таможенную систему?

Н.П.: Есть две глобальные проблемы – масштабный документооборот, который надо сокращать, и несправедливый способ определения таможенной стоимости. Но эти вопросы нужно решать только на высшем уровне должно быть принято политическое решение, на низовом уровне эти проблемы можно решать только через суд.