Советуя человечеству дышать через раз, чтобы уменьшить углеродный «выхлоп», подумайте, заметят ли это вулканы. И вообще, углекислый газ – не вредное вещество, синтезируемое человечеством в процессе своей индустриальной и аграрной деятельности, а газ, созданный природой и используемый ею в процессе фотосинтеза.
12 комментариевГЛОНАСС не догонит GPS раньше 2015 года
В.Климов: ГЛОНАСС не догонит GPS раньше 2015 года
Федеральная целевая программа «Глобальная навигационная спутниковая система» принята в 2002 году. Однако пока и точность сигнала системы в разы уступает американской, и конечной продукции на рынке нет. Заместитель исполнительного директора Ассоциации разработчиков, производителей и потребителей оборудования и приложений на основе глобальных навигационных спутниковых систем «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум» Владимир Климов объясняет причины такой ситуации.
– На сегодняшний день в космосе развернуто две группировки – GPS (она включает 30 спутников, которые закрывают весь мир) и ГЛОНАСС, состоящая всего из 16 спутников. Распространено мнение, что в стране именно из-за этого нельзя использовать систему ГЛОНАСС. Так ли это?
По подсчетам специалистов, на реализацию программы в период 2009-2011 годов дополнительно потребуется около 50 млрд. рублей
– Это не совсем верно. Если бы производились приемники, которые воспринимают только сигналы ГЛОНАСС, такое утверждение было бы справедливым. Но в России их не выпускают. Существует аппаратура, принимающая сигналы ГЛОНАСС и GPS. В этом случае наличие полной орбитальной группировки системы ГЛОНАСС не принципиально, а использование смешанной повышает качество навигационного обслуживания потребителей, в части целостности, достоверности, точности, особенно в условиях естественных ограничений – каньонах, лесах, городах и так далее. Так что сегодня ничто не мешает использовать спутниковые навигационные технологии в любой точке мира.
– Но есть еще необходимость обеспечения независимости государства в космосе. А для полного покрытия территории России сигналом ГЛОНАСС нужно не менее 24 спутников. Когда они будут выведены на орбиту?
– Сейчас группировка состоит из 16 спутников, из которых по целевому назначению используются 14 и два находится на техобслуживании. До конца 2008 года будет запущено еще 6 КА (космических аппаратов). А так как часть из них к тому времени выйдет из строя, то, по расчетам специалистов, в 2009 году орбитальная группировка системы ГЛОНАСС будет в составе 21 КА. В 2010 году будут произведены еще два запуска и сформируется орбитальная группировка полного состава из 24 КА.
– США используют 30 спутников. Как при таком положении дел ГЛОНАСС может быть конкурентоспособна по отношению к GPS?
– Для качественного покрытия России достаточно 18 КА. Дело в том, что в нашей стране принята система с частотным разделением каналов, при котором даже при запуске 26 спутников два будут излучать одинаковые сигналы и мешать друг другу. Для корректной работы системы нужно 24 КА. Когда будет сделан переход на кодовое разделение, Россия тоже сможет использовать 30 спутников системы ГЛОНАСС.
– За 5 лет действия программы пользователи поверили, что ГЛОНАСС – это реальность. Но, как бы то ни было, пока GPS обеспечивает более точный сигнал по сравнению с ГЛОНАСС, и пользователи пока ориентированы на GPS.
– На данном этапе это нормально. Первый запуск спутника GPS был произведен в 1978 году, а ГЛОНАСС – в 1982. Затем США совершенствовали и модернизировали систему, начали ее использование для гражданских целей. В России до 1995 года спутниковая навигация была предназначена для нужд Минобороны России. В нашей стране спутниковая система в период с 1995 по 2002 год практически не развивалась и не использовалась в социально-экономических целях. Для технологий разрыв в 20 лет – это большой срок. Положение начало изменяться с принятием ФЦП «Глобальная навигационная система».
– Когда отечественная спутниковая система догонит американскую? GPS обеспечивает точность позиционирования до 3–4 метров и меньше, а ГЛОНАСС – до 10,5 метров.
– Все зависит от конфигурации системы, погрешности аппаратуры, состояния тропосферы и других факторов. Сейчас специалисты вносят изменения в систему, работают над улучшением характеристик космических аппаратов, наземного комплекса управления, что позволит улучшить точностные характеристики системы ГЛОНАСС и приблизится к характеристикам системы GPS.
В 2010 году будет запущен новый космический аппарат «Глонасс-К» с характеристиками, близкими к GPS. Затем последует период летных испытаний, и только в 2014–2015 годах начнется их серийное производство и запуски. Переход на спутники «Глонасс-К» будет происходить не одномоментно, а по мере выхода из строя старых аппаратов.
– Какие страны уже заявили о своем желании использовать сигнал ГЛОНАСС?
– К этой системе проявляет интерес Индия, страны Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. В Австралии тоже используют двухсистемные приемники ГЛОНАСС /GPS.
- У GPS появился конкурент
- Космические успехи России
- Минобороны присмотрит за детьми
- Россия потеснит США в навигации
- Космические заработки
Роскосмос заключил соглашение с Индией и подписал меморандум с Австралией о размещении станций мониторинга на их территории. Российские предприятия работают над заключением контрактов с Украиной, Белоруссией и Казахстаном. США также не остаются в стороне. Созданная нашими странами экспертная рабочая группа занимается вопросами совместимости, взаимодополняемости двух систем и использования навигационных технологий.
Но главное – это даже не межправительственные соглашения или договоры между предприятиями, а востребованность аппаратуры в той или иной стране.
– Об отечественных двухсистемных приемниках говорят много. Но когда их действительно можно будет увидеть в продаже?
– Навигационные приемники ГЛОНАСС/GPS российского производства для массового потребителя должны появиться в 2008 году вместе с созданием новой электронной компонентной базы, на базе которой будет изготавливаться конкурентоспособная навигационная аппаратура (НАП). Все зависит от оперативности компаний-производителей, а также спроса. Сейчас НАП, принимающие сигналы ГЛОНАСС/GPS, дороже, чем приемники GPS, но по мере совершенствования навигационных приборов и роста объемов их выпуска стоимость будет снижаться и приближаться к стоимости приемников GPS.
Однако ниша для отечественной промышленности есть уже сегодня. До последнего времени она ориентировалась на производство приемников специального и профессионального назначения. Если в середине 90-х прошлого века на воздушных и морских судах стояло только американское оборудование, то теперь на самолеты и корабли устанавливается отечественная навигационная аппаратура.
– Много ли организаций России занимается выпуском навигационной аппаратуры?
– В настоящее время разработкой электронной компонентной базы занимаются 5–6 предприятий, а ее производство организовано на фабриках в КНР, Тайване и других предприятиях. Теперь средства вкладываются в организацию производства в России. А выпускают навигационную аппаратуру порядка 10 предприятий (ЗАО «КБ «НАВИС», ОАО «РИРВ», ОАО «МКБ «Компас», ФГУП «НИИМА «Прогресс», ФГУП «НИИ КП» и другие).
– На реализацию программы на срок с 2002 по 2011 год заложено около 53 млрд рублей. Но хватает ли этих денег? Не угрожает ли такое финансирование отставанием от графика?
– До начала 2008 года было освоено 23,5 млрд рублей. На текущий год заложено еще около 10 млрд руб. Однако в 2002–2004 годах ФЦП финансировалась не в полном объеме. Лишь с 2005 года началось ее полномасштабное финансирование. Мало того, и программные цифры изначально были меньше, чем требовалось даже в те годы. Государство исходило из принципа решения задачи при минимальном уровне обеспечения.
Что касается действующей программы, то запуски спутников и прочие мероприятия идут в соответствии с установленными планами. Однако президент в конце 2006 года поставил задачу форсировать работы по созданию космической и наземной инфраструктуры системы ГЛОНАСС. Правительством перед разработчиками системы была поставлена задача принципиально улучшить ее характеристики и выйти на качественно новый уровень.
Это потребует уточнения программных мероприятий и объемов их финансирования. Чтобы система ГЛОНАСС вышла на уровень, сопоставимый с GPS и стала доступной для использования во всех секторах экономики, финансовые средства должны вкладываться не только в развитие орбитальной группировки и наземного комплекса управления, но и на создание соответствующей наземной инфраструктуры, включая цифровые навигационные карты.
– Уже известно, сколько денег нужно?
– По подсчетам специалистов, на реализацию программы в период 2009–2011 годов дополнительно потребуется около 50 млрд рублей. Но окончательно объем финансирования программы пока не утвержден, поскольку предстоит оценка предложений экспертами.
Сейчас завершается этап согласования тактико-технических требований к системе, потом предстоит внести изменения в тактико-технические задания на составные части системы ГЛОНАСС. Эту работу нужно закончить не позже мая, чтобы проект постановления правительства о внесении изменений в ФЦП был своевременно рассмотрен и учтен при корректировке бюджета на 2009 год.