Игорь Перминов Игорь Перминов Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

3 комментария
Андрей Колесник Андрей Колесник Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

2 комментария
Глеб Кузнецов Глеб Кузнецов Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.

6 комментариев
12 апреля 2007, 17:09 • Экономика

Нефть обходит Александра Лукашенко

Россия пустит нефть в обход Белоруссии

Нефть обходит Александра Лукашенко
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Георгий Воронков

Минпромэнерго внесло в правительство проект распоряжения о строительстве Балтийской трубопроводной системы – 2 (БТС-2), по которой нефть пойдет в Европу в обход Белоруссии. Эксперты считают этот проект выгодным не только с политической, но и с экономической точки зрения. Стоимость трубопровода в Минпромэнерго пока не считали. По оценкам аналитиков, стоимость строительства БТС-2 колеблется в диапазоне 2–3,3 млрд долларов. Но Белоруссия еще надеется вернуть интерес российских компаний - Минск обещает экспортерам компенсировать до 90% пошлины, установленной для них Россией.

Минпромэнерго направило в правительство проект распоряжения о строительстве новой ветки, которая позволит России полностью отказаться от транзита нефти через Белоруссию и Польшу в страны Евросоюза.

В ведомстве сообщили, что документ возвращали на доработку. Между тем высокопоставленный источник в Минпромэнерго рассказал газете ВЗГЛЯД, что доработки как таковой не было

В пресс-службе министерства не знают, когда точно проект распоряжения был внесен в правительство. В ведомстве сообщили лишь, что документ возвращали на доработку. Между тем высокопоставленный источник в Минпромэнерго рассказал газете ВЗГЛЯД, что доработки как таковой не было. «Были отступления от установленного регламента, но проект распоряжения не возвращали, все решилось на уровне нескольких телефонных звонков», – утверждает источник.

Необходимость поиска альтернативного пути поставок сырья продиктована давним конфликтом Кремля с президентом Белоруссии Александром Лукашенко. Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в январе Транснефть предложила выход из этой ситуации – строительство новой трубы, которая пойдет в обход Белоруссии.

По данным Минпромэнерго, нефтепровод пройдет по маршруту Унеча – Великие Луки – Приморск.

Плюсы данного проекта аналитик ИК «Ак Барс Финанс» Александр Блохин считает очевидными. «В первую очередь с помощью БТС-2 мы ликвидируем риски от завышения тарифов на перекачку нефти по территории сопредельных государств», – говорит аналитик, добавляя, что у нефтяных компаний будет «свобода выбора наиболее выгодного для них маршрута транспортировки».

Эксперт Advance Research Михаил Бакулев говорит о политических преимуществах обходного маршрута «Россия диверсифицирует маршруты транспортировки нефти, снижает зависимость от ближайших соседей, Белоруссии, Латвии, Литвы и Польши», – резюмирует аналитик.

В вопросах оценки данного проекта мнения специалистов разделились. По мнению господина Бакулева, стоимость строительства БТС-2 должна быть меньше, чем стоимость Восточного трубопровода из-за более мягких природных условий и менее острых вопросов экологии. Эксперт предполагает, что 1 километр нефтепровода обойдется Транснефти в 3–3,5 млн долларов. Соответственно общая стоимость проекта может достичь 3,3 млрд долларов.

Александр Блохин считает, что возведение БТС-2 обойдется дешевле – в 2–2,5 млрд долларов.

Источник в Минпромэнерго заявил газете ВЗГЛЯД, что в министерстве стоимость новой ветки пока не оценивали. «Сначала надо дождаться распоряжения правительства, а там будет видно», – заявили в ведомстве. Связаться со специалистами Транснефти не удалось.

Транснефть обещала протянуть трубу за 1–1,5 года. Аналитики менее оптимистичны – трубопроводная монополия справится только за несколько лет и лишь при «большом желании и необходимости», говорят отраслевые эксперты. «Непонятно, потребуется ли мгновенное перераспределение маршрута транспортировки нефти. Все же часть российской нефти попадает на белорусские НПЗ, остальное экспортируется за рубеж. Вряд ли, если сейчас Приморск будет принимать 150 млн тонн в год, найдется достаточное количество танкеров для перевозки сырья. Скорее всего, строительство нефтепровода начнут в течение нескольких лет. Может быть, пройдет 5–7 лет, прежде чем трубопровод заработает», – подводит итог Михаил Бакулев.

Несмотря на то, что есть политическое решение о строительстве обводного трубопровода, Белоруссия не теряет надежды вернуть российским компаниям интерес к сотрудничеству.

В четверг заместитель главы государственного концерна «Белнефтехим» Михаил Осипенко заявил о том, что республика готова компенсировать российским поставщикам нефти до 90% пошлины, которую Россия установила для своих экспортеров.

С начала 2007 года экспортная пошлина для Белоруссии составляет порядка 53 долларов за тонну. «Для тех, кто придет в Белоруссию, будут частично компенсированы издержки, связанные с введением пошлины на нефть», – обещает Михаил Осипенко.

Аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Екатерина Кравченко считает предложение белорусов очевидным. «Они стараются загрузить мощности своих НПЗ и сохранить транзит. С началом строительства новой ветки в обход Белоруссии стало предельно ясно, что нефть действительно может пойти по альтернативным путям. Им это невыгодно», – говорит Екатерина Кравченко.

Отечественным компаниям, наоборот, такое развитие ситуации на пользу. В начале 2007 года ЛУКОЙЛ и «Газпром нефть» действительно потеряли интерес к Белоруссии и прекратили поставки. «Теперь ситуация может измениться», – полагает госпожа Кравченко.

..............