Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

4 комментария
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

6 комментариев
29 июня 2005, 12:08 • Экономика

13% прощения

13% прощения
@ Getty Images

Tекст: Милена Бахвалова

Депутаты и члены правительства начали работать над законопроектом, который должен будет стимулировать приток частных накоплений в российские банки. Во вторник в Госдуме прошел первый круглый стол на эту тему. Пытаясь в споре создать идеальный документ, все участники круглого стола были единодушны: законопроект будет не нужен, если не решить проблему доверия населения к государству.

«Необходимо простимулировать приход капиталов, накопленных гражданами, в нашу национальную экономику», - заявил Владимир Путин в своем послании ФС. В качестве стимула президент предложил упрощенную схему декларирования доходов, в которой будет лишь два условия: уплата 13% подоходного налога и внесение соответствующих сумм на счета российских банков.

Цена вопроса

Желание президента вернуть накопления граждан экономику понятно, ведь речь идет о гигантских суммах, с которых в течение многих лет не платились налоги. Глава государства готов забыть об этих налоговых преступлениях. Подобные мероприятия проводились во многих странах и получили название «налоговая амнистия».

По словам председателя комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Владислава Резника, деньги, о которых говорил Путин, - это, во-первых, средства, которые граждане хранят под матрасом, и, во-вторых, это деньги, находящиеся за границей, на счетах иностранных банков или оффшорных компаний. В первом случае речь идет о 50 млрд. долларов – эту цифру не однократно называли эксперты. Во втором – о меньшей, но все равно огромной сумме. «Если в среднем в Европе удельный вес отмываемых денег к официальному обороту составляет 10%, то у нас – около 50%», - утверждает президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. В обоих случаях, вопрос прихода этих денег в российские банки – это вопрос доверия к банкам и государству.

Удачное воплощение этого закона не означает, что в банки попадут все средства граждан. Но и полученный «улов» будет солидным. В качестве примера Владислав Резник привел Казахстан, где после налоговой амнистии в банки пришло около 700 млн. долларов. «Если сравнить размеры экономики Казахстана и России, то можно рассчитывать на 14 млрд. долларов», - сказал Резник.

Без проверки не обойтись

Наиболее полное представление о новом законе есть, пожалуй, лишь в Минфине. По словам директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Михаила Моторина, налоговой амнистии подлежат накопления граждан, не задекларированные вплоть до 1 января 2005 года. А сама налоговая амнистия должна пройти в течение полугода. Идеальный срок – с 1 января 2006 года по 1 июля 2006 года. И это, пожалуй, единственное предложение Минфина, которое не встретило у присутствующих возражений.

По схеме, которую предлагает министерство финансов, гражданин вносит деньги на счет в банке, заполняет два экземпляра декларации, перечисляет 13% от вложенной суммы на специальный счет в федеральный бюджет. Подтверждение перечисления банк присылает в налоговые органы, которые после проверки «криминального прошлого» денег, высылают один экземпляр декларации гражданину.

«То, что банк будет сообщать сведения в налоговые органы, - возразили Моторину депутаты ГД, - означает, что тут же вся информация будет продаваться на радиорынках. И к человеку придут уже другие люди и попросят поделиться».

Сознательным – по грамоте

Минфин настаивает, что в ходе налоговой амнистии граждане должны будут освобождаться лишь от налоговой ответственности. То есть человека, принесшего в банк деньги, не будут судить за то, что он ранее уклонялся от уплаты налогов. Если же в результате проверок выяснится, что деньги нажиты неправедным трудом, то гражданин будет нести административную или уголовную ответственность и отвечать перед законом именно за те свои преступления.

Участники круглого стола тут же указали Моторину на противоречие проекта Минфина. Способ, которым граждане переводили деньги за границу, сам по себе незаконен. И он не имеет отношения к налоговому законодательству. Соответственно, вернувший деньги россиянин так и продолжает оставаться в глазах государства преступником.

«Человек не видит за собой преступления, - убежден вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский. – Он считает, что заработал эти деньги». Именно поэтому следует вообще избегать слова «амнистия». По мнению Жириновского, планируемую процедуру лучше назвать «новыми правилами размещения денежных средств».

По мнению депутата, человек не должен доказывать природу принесенных денег, а государство не должно интересоваться, что стоит за этими деньгами. Более того, оно должно благодарить сознательных граждан. Например, выдавать грамоты, предложил Владимир Вольфович.

Недоверие к государству – вот то, что может помешать новому закону. Россиянину сложно поверить, что ему действительно простят прошлую неуплату налога, и что положенные в банк деньги не исчезнут. Жириновский готов идти до конца и предложил дать новому закону обратную силу и выпустить из тюрьмы уже осужденных за налоговые преступления. «Начать надо с Ходорковского: у него еще остались в другом месте деньги. Пусть уплатит налог и выходит на свободу», - отметил вице-спикер.

Перед рабочей группой, которая займется этим законопроектом, стоит сложная задача – создать оптимальный закон. Но задача восстановить доверие россиян к государству к моменту подписания этого закона кажется непосильной.

..............