19 июля, пятница  |  Последнее обновление — 23:18  |  vz.ru
Разделы

Президент Украины между реальными пацанами и американской мечтой

Глеб Простаков, журналист
Судя по всему, Владимиру Зеленскому готовят роль молодого картонного президента при сильных регентах – представителях США и местной олигархии. На основные должности в государстве ему просто не дадут назначить своих людей. Подробности...

Чувствительность России к оскорблениям – результат жестокого опыта

Ирина Алкснис, обозреватель РИА «Новости»
Нельзя всем все прощать и не обращать внимания на выпады против нашей страны. Как и нельзя заряжать «Тополя-М» на каждый глупый выкрик какой-нибудь габунии. Надо реагировать на все, но с позиции сильного. Подробности...
Обсуждение: 36 комментариев

Почему Германия проиграла Первую мировую войну

Владимир Можегов, публицист
Ровно 100 лет назад парадом победы в Лондоне завершилась Первая мировая. Одна из причин поражения немцев – неумение, в отличие от англосаксов, вести пропаганду. Это один из важнейших «кейсов» Первой мировой, полезный и сейчас. Подробности...
Обсуждение: 56 комментариев

    В Москве появится храм с прозрачной стеной

    В долине реки Сетунь на западе Москвы построят православный храм в современном стиле со стеклянной восточной стеной, к которой примыкает алтарь. Через нее прихожане смогут видеть пейзаж долины
    Подробности...

    Российские звезды показали свою старость

    Российские звезды присоединились к популярному тренду в соцсетях – сделать и опубликовать собственную фотографию в старости. Не упустили возможности посмотреть на себя в будущем Евгений Плющенко и Яна Рудковская, Ксения Собчак и Артем Дзюба
    Подробности...
    Обсуждение: 5 комментариев

    Верховная рада VIII созыва запомнилась драками, хамством и просмотром порно

    В пятницу прошло последнее пленарное заседание Верховной рады VIII созыва. В нынешнем составе парламент работал с октября 2014 года. За это время там произошло много курьезных случаев, например когда в декабре 2015 года премьер-министру Яценюку подарили букет роз и попытались силой унести на руках с трибуны
    Подробности...


        Российские шоферы рискуют оказаться зажатыми в тиски между ГИБДД и местными властями

        Российским водителям готовят ряд жестких мер

        Глава МВД Владимир Колокольцев сумел заинтриговать едва ли не каждого российского водителя, пообещав ряд «серьезных и жестких» мер для снижения смертности на дорогах. Если речь о том, чтобы ужесточить скоростной режим или полностью передать контроль за дорожными видеокамерами местным властям, то в Госдуме категорически против. А вот идея создания базы данных злостных нарушителей получила широкую поддержку. Подробности...
        Обсуждение: 118 комментариев

        Владимир Путин на отечественном лимузине Aurus заехал прямо на территорию немецкого завода

        Почему Mercedes инвестирует в санкционную Россию

        Владимир Путин приехал поздравить Mercedes-Benz с открытием немецкого завода в Подмосковье на отечественном лимузине Aurus. Но по традиции оставил свой автограф на первой российской иномарке, сошедшей с конвейера. Почему Mercedes-Benz решился инвестировать в российскую экономику не в самое простое для нее время? Подробности...
        Обсуждение: 12 комментариев

        Ford Focus навсегда уходит с российского рынка

        Кто виноват в уходе Ford из России

        Американский концерн Ford закрывает заводы, увольняет сотрудников и уходит из России. Его история в нашей стране – это пример головокружительного взлета и жесткого падения. Ford первым из иностранных автоконцернов открыл Россию после распада СССР, первым рискнул вложить деньги в автозавод и не прогадал. Что же заставило американцев сбежать с поля боя? Подробности...
        Обсуждение: 166 комментариев
          НОВОСТЬ ЧАСА:Путин высказался о плане Медведчука по Донбассу

          Главная тема


          Зеленский предложил Москве сделку в духе исламских террористов

          «уничтожение армии»


          Советник Зеленского назвал последствия для ВСУ в случае атаки на Донбасс

          «третий лишний»


          В России предложили запретить закупку импортной продукции для ОПК

          «вынуждены сообщить»


          Сборная России по регби отменила матч в Тбилиси в целях безопасности

          Видео

          антироссийская истерика


          В Грузии проснулся разум

          Экономический кризис


          Туркмения может стать новой проблемой России

          контрабанда лекарств


          Родительский долг стал уголовно наказуемым

          солнце, ветер и воды


          Россия заработает на любви Европы к зеленой энергетике

          викторина


          Знаменитые цитаты о России — фейк или не фейк?

          Русская обидчивость


          Ирина Алкснис: Чувствительность России к оскорблениям – результат жестокого опыта

          Обездвиженный Зеленский


          Глеб Простаков: Президент Украины между реальными пацанами и американской мечтой

          Бессилие пропаганды


          Владимир Можегов: Почему Германия проиграла в Первой мировой

          на ваш взгляд


          Готовы ли вы расстаться с бумажным паспортом и перейти на электронный?

          Бойня номер V

          На русском языке вышел роман Томаса Пинчона «Радуга тяготения»

          14 сентября 2012, 21:50

          Текст: Кирилл Решетников

          Версия для печати

          «Радуга тяготения» – главный роман Томаса Пинчона, писателя, фигурирующего в американской литературе на равных с Воннегутом, Брэдбери и Сэлинджером. Впервые этот текст увидел свет в 1973-м, но с тех пор лишь приобрел в актуальности, так как заклинаемые в нем демоны войны и безумия стали еще злее.

          Книги Пинчона – та самая «литература не для всех», которая в силу уникального сочетания неочевидных качеств становится, тем не менее, не просто мейнстримом, но частью общеобразовательного минимума. Пинчон – специалист по черной работе с грубой и хаотичной материей жизни, исследователь изнанки бытия, вооруженный, с одной стороны, разнообразными умозрительными концептами, а с другой – неистребимой иронией. С помощью этой последней оказывается возможным реорганизовать и подвергнуть сомнению все вышеперечисленные объекты и инструменты писательской работы, чтобы затем диалектически вернуться на орбиту глубочайшей серьезности и вычленить самое главное.

          В более молодом (условно говоря, «среднем») писательском поколении схожие свойства присущи Чаку Паланику и отчасти Мишелю Уэльбеку, но не очень понятно, насколько здесь можно говорить о преемственности. В любом случае 75-летний затворник Пинчон остается «вещью в себе», фигурой вне очевидных координат, в отношении которой лучше избегать прямолинейных аналогий. К тому же номинально Пинчон считается постмодернистом; другое дело, что он астрономически далек, скажем, от Умберто Эко или Павича.

          Уже самая первая вещь, книга под лаконичным названием «V.», строящаяся вокруг поисков таинственной сущности, обозначенной этой буквой, принесла 25-летнему Пинчону Фолкнеровскую премию за лучший дебют. За последующие 10 лет молодой писатель совершил одинокое восхождение к вершинам нетрадиционной фантастики, фундаментальным образцом которой и стала «Радуга тяготения».

          Один из самых важных моментов «Радуги» – хронологическая привязка, конкретные годы и даты, служащие маяками в океане многослойной реальности. События романа совпадают по времени со второй половиной и концом Второй мировой: действие происходит в 1944–1945-м. Что отнюдь не случайно, ибо интрига (если только этот термин, заточенный под беллетристику, применим к литературе Пинчона) завязывается вокруг производства и функционирования немецких ракет Фау или, как предпочитает выражаться переводчик книги, V-бомб. Однако «Радуга» – отнюдь не тривиальная конспирологическая фантазия с элементами военно-производственного романа. V-бомбы у Пинчона – сущность не только околоисторическая. Напротив, это нечто, уводящее в дебри эротики и метафизики, некая потусторонняя тайна и даже своего рода фетиш. V-бомбы обнаруживают сложную связь с интимной жизнью главного героя и с его прошлым, хотя однозначно убедиться в том, что связь эта действительно существует, мы так и не сможем. Неоднозначность – вообще характерная черта этого повествования; здесь Пинчон, само собой, наследует Джойсу.

          Американский лейтенант Эния Ленитроп, с которым мы впервые встречаемся в Администрации хозяйственно-технических управлений Норд-Германии (сокращенно АХТУНГ), проделывает извилистый путь в поисках ответа на вопрос о том, что представляет собой таинственное устройство, разработанное для новой модели немецких ракет. В этом путешествии успеет принять участие огромное количество других персонажей, причем некоторые из них ненадолго появятся в начале и затем, после длиннейшего перерыва, в конце, а многие промелькнут лишь однажды и исчезнут навсегда, хотя читателю не раз будет казаться, что вот эта-то новая фигура и сыграет ключевую роль.

          По дороге к призрачной цели загипнотизированный техногенным призраком американец будет встречать посвященных в секретные проекты мазохисток, зловещих ретрофутуристических ученых и женщин, участвующих в опытах с осьминогами; он побывает в сюрреалистических местах, каждое из которых имеет сразу несколько не вполне ясных предназначений и напоминает декорации экстремального театра; наконец, сам он будет меняться до неузнаваемости, переживая параноидальные трансформации личности и становясь то русским полковником, то монструозным супергероем. В конце концов та правда, которую он ищет, все же раскроется, и будет она, само собой, довольно пугающей.

          «Радуга тяготения» интересна, в числе прочего, тем, что она представляет собой как бы асимметричный ответ на вышедший несколькими годами ранее, в 1969-м, роман Курта Воннегута «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей», посвященный, как известно, бомбардировке Дрездена авиацией союзников. Книга Пинчона – это тоже американский взгляд на Вторую мировую, тоже история о европейском опыте американского военного и тоже роман-катастрофа, построенный вокруг образов массового разрушения. Но если книга Воннегута автобиографическая, то текст Пинчона – многоуровневая фантасмагория, соотносящаяся с реальностью крайне причудливо.

          Впрочем, «Радуга» на самом деле имеет большую фактическую основу. Речь здесь не в последнюю очередь о сведениях, с которыми Пинчон ознакомился в период работы в корпорации «Боинг», где он занимался составлением технической документации. С другой стороны, прообразом катастрофического финала книги послужило одно из «рекордных» достижений палаческой машинерии времен Второй мировой, а именно уничтожение ракетами Фау кинотеатра Rex в Антверпене: в результате этой бомбардировки, произведенной в 1944-м, одним снарядом было убито более полутысячи человек.

          Не нужно больших усилий, чтобы расслышать в «Радуге» антивоенный пафос, но для постмодерниста Пинчона этот посыл, пожалуй, не главный. Что в этом романе главное, сказать трудно, да и вряд ли подобные упрощенные диагнозы в данном случае вообще возможны. Достаточно того, что перед нами – огромная, разветвленная, движущаяся и тревожно громыхающая вселенная, до мельчайших деталей продуманная и зрелищно воссозданная волей визионера, владеющего вдобавок всеми мыслимыми речевыми техниками.

          Атмосфера этой вселенной такова, что лучшим иллюстратором здесь мог бы выступить, скорее всего, Ханс Руди Гигер. А как еще, спрашивается, может выглядеть притча о европейско-американском послевоенном безумии, рассказанная в разгар психоделической эпохи?


          Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

          Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

           
           
          © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
          E-mail: information@vz.ru
          .masterhost
          В начало страницы  •
          Поставить закладку  •
          На главную страницу  •
          ..............